Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации
Т : МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЭЛЕМЕНТАМИ СИНТАКСИСА
План:
1. Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации.
2. Методика работы над словосочетанием.
3. Методика работы над предложением.
4. Ознакомление с пунктуацией.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПУНКТУАЦИЕЙ
I—II классы — начальный этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил употребления знаков препинания. В начальных классах предметом изучения являются четыре знака препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Употребление последней ограничено простым предложением с однородными членами.
Основное назначение пунктуации — указывать на смысловое членение речи. Кроме того, знаки препинания наряду с другими языковыми средствами передают смысловые оттенки, раскрывают взаимоотношения между частями предложения.
При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения.
В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтаксической и интонационной основах, которые взаимодействуют между собой. Смысловая сторона речи обусловливает структуру предложения, поэтому учащихся ориентируют на единую семантико-синтаксическую основу предложения, определяющую постановку знаков препинания в том или ином предложении.
Практическое ознакомление первоклассников с точкой, вопросительным и восклицательным знакамии их употреблением начинается в период обучения грамоте, когда дети учатся членить речь на предложения и отличать по интонации одно предложение от другого (по цели высказывания). Более углубленная работа по употреблению этих знаков проводится во II классе при изучении темы «Предложение». Именно в этот период происходит осознание синтаксической основы постановки знаков препинания.
Следует постоянно обращать внимание учащихся на произносительную сторону предложения, учить соблюдать логическое ударение, повышать или понижать голос в определенной части предложения, делать паузы между предложениями и т.д.
Постановка запятой указывает на незавершенность предложения. Учитель путем сравнения двух предложений показывает разницу в интонации точки, т.е. в произношении конца предложения, и интонации запятой.
В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся и с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над постановкой этих знаков препинания очень важна.
Одним из основных условий работы над элементами синтаксиса и пунктуации является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса, как на уроках чтения, так и на уроках русского языка.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ
Т : МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЭЛЕМЕНТАМИ СИНТАКСИСА
План:
1. Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации.
2. Методика работы над словосочетанием.
3. Методика работы над предложением.
4. Ознакомление с пунктуацией.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ
Программа по русскому языку направлена на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях помогают детям в правильном образовании предложений, в грамматически точном их использовании.
Синтаксис— это правила соединения слов, это законы выражения объективной и субъективной информации при помощи слова и, наконец, это основа нашего речевого поведения и взаимопонимания.
Основная единица синтаксиса — предложение. Русское предложение располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых возможно лишь при осознании этих языковых структур.
Основная направленность речи — это выражение и восприятие мысли, а мысль формулируется в предложении, и от того, как построено предложение, зависит точность передачи и адекватность восприятия информации. Суффиксы и окончания, служебные слова, порядок слов и интонация — все это «работает» в предложении и обслуживает внеязыковое содержание. Именно поэтому знакомство с синтаксисом важно с первых шагов изучения родного языка.
Минимальной единицей синтаксиса является синтаксическая форма слова (или синтаксема). Из синтаксических форм образуются словосочетания и предложения. Предложения, в свою очередь, соединяются в сложные предложения, а также образуют «максимальную» синтаксическую единицу — текст.
Синтаксическая форма слова может использоваться в предложении прямо, независимо от другого слова (В саду все стихло) или входить в предложение за главным, подчиняющим словом, т.е. быть компонентом словосочетания (Беседка стояла в саду).
Словосочетанием в научной грамматике называется не просто пара слов, которая может быть вычленена из предложения, а пара синтаксических форм, которая входит в предложение как один компонент (хотя и делимый на члены предложения, например на определяемое слово и определение).
Предложение как единица речи — необходимый минимум для выражения мысли. Текст и предложение называют коммуникативным уровнем синтаксиса. Слова и словосочетания, т.е. то, из чего слагаются предложения, представляют докоммуникативный уровень синтаксиса.
Термином «синтаксис» обозначают не только определенную сторону языка, но и раздел лингвистики, занимающийся изучением этой стороны. Синтаксис как наука представляет собой взаимодействие нескольких направлений лингвистической мысли. Поясним это на примере основной синтаксической единицы – предложения, которая рассматривается с точки зрения:
— теории членов предложения;
— теории актуального членения;
— теории речевых актов.
Теория членов предложения предполагает деление этой языковой единицы на составляющие (на синтаксические формы слова и словосочетания), это аналитическая операция, позволяющая ответить на вопрос: «Как образована данная языковая единица?»
Теория актуального членения рассматривает предложение как часть более сложной синтаксической единицы — текста, а также роль предложения в конкретном тексте.
Теория речевых актов рассматривает предложение с точки зрения его коммуникативной направленности, с точки зрения конкретных целей высказывания. Теория речевых актов выявляет условия речевой деятельности, т.е. условия, при которых достигается взаимопонимание между говорящим и слушающим.
Школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения в том виде, в каком она существовала в первых русских учебниках, а принципы этой теории были сформулированы еще античными грамматиками. Учение о членах предложения было создано в рамках грамматики, еще не делившейся на две части — на морфологию и синтаксис, и поэтому оно тесно связано с морфологическим учением о частях речи и их формообразовании. Так была создана морфологическая схема, которая до сих пор используется в школьной практике. По этой схеме подлежащее может быть выражено только именительным падежом, а для выражения сказуемого предназначен глагол или глагол-связка в соединении с другой частью речи; остальные члены предложения выражены существительными в косвенных падежах, прилагательными, наречиями и признаются второстепенными, т.е. необязательными. Но учащиеся в речевой практике используют различные предложения, которые не укладываются в схему, и это подсказывается языковым чутьем. Например: У меня болит голова. В школе 29 классов. Ветром снесло крышу.