Формы выражения субъективной модальности
Особым способом осуществления межфразовой связи на уровне микротекста выступает так называемая субъективная модальность, т.е. выражение отношения автора высказывания к предмету речи. Эта категория, как справедливо утверждает И.Р. Гальперин, «представляется важным этапом в расширении рамок грамматического анализа и служит мостиком, переброшенным от предложения к высказыванию и тексту» [Гальперин 1981: 115]. Языковыми средствами выражения субъективной модальности в тексте выступают порядок слов, интонация, вводные слова, специальные синтаксические конструкции и т.д.
В анализируемом речевом материале субъективно-модальное значение проявляется прежде всего в водных словах. В отечественной науке о языке изучение вводных (вводно-модальных) слов имеет солидную традицию. Определение лингвистического статуса слов этого лексико-грамматического класса принадлежит В.В. Виноградову, который видел главное их предназначение в том, что они «определяют точку зрения говорящего субъекта на отношение речи к действительности или на выбор и функции отдельных выражений в составе речи» [Виноградов 1947: 725]. В отдельно взятом предложении модальные (вводно-модальные) слова выступают в виде вводных компонентов. В связной речи они создают слой модальных значений, своеобразный метатекст, содержащий в себе комментарий к излагаемой в тексте информации. В тексте вводно-модальные слова «эксплицируют позицию субъекта речи (говорящего, наблюдателя) как посредника-перципиента между изображаемой действительностью и читателем. Они предваряют ту часть информации, которая не может быть получена автором путем прямого видения, непосредственного наблюдения явлений действительности» [Золотова 1983: 109].
Нас будут интересовать слова, составляющие ядро лексико-грамматического класса вводно-модальных слов, т.е. лексемы, которые передают степень достоверности существующего факта или явления: возможно, вероятно, по-моему, очевидно, по-видимому ит.п.
Сразу отметим тот факт, что вводно-модальные слова в спонтанных описаниях детей 6-7-летнего возраста практически отсутствуют (0,07%).
В устных текстах 10-11-летних подростков их частотность также крайне низка (0,2%). В подавляющем большинстве описаний детей этого возраста вводно-модальных слов нет.
Резкий рост частотности употребления слов интересующего нас грамматического класса намечается к старшему подростковому возрасту (4,3% – в 20 раз!). Чтобы наглядно представить себе динамику употребления средств выражения субъективной модальности в речевом развитии подростков приведем два описания одной и той же картинки, сделанные 10- и 15-летними подростками.
10-11 лет
На картинке нарисовано/ как пионеры работают в школьном саду// Мальчик собирает яблоки// Девочка несет ему корзину/ для яблок// Они радуются хорошему урожаю// Пионеры/ работают вместе с садовником// Собака помо.../ радуется вместе с ними//
15-16 лет
На картине мы видим/ сцену уборки урожая// Дети/ видимо пионеры/ так как у них галстуки/ собирают яблоки// На переднем плане мальчик// Он складывает яблоки в кучку// Рядом с ним нарисована девочка// Наверное она хочет ему помочь/ потому что несет пустую корзину для яблок// На заднем плане мы видим собаку// Она радуется тому/ как работают пионеры// Всей работой руководит пожилой мужчина/ видимо садовник//
Приведенные описания наглядно демонстрируют разницу в выражении субъективной модальности. В соответствии с предложенным заданием дети должны были просто описать то, что изображено на картинке. Описание, согласно видовым особенностям этого функционально-семантического типа речи, передает лишь соположение предметов и их признаков в пространстве относительно друг друга без раскрытия внутренних связей между элементами изображаемой реальности.
Речь детей младшего и среднего школьного возрастов в целом соответствует указанным характеристикам. В устных же описаниях детей старшего подросткового возраста появляется субстрат иной жанровой принадлежности – рассуждения. В значительной степени это определяется спонтанностью порождения речевого произведения: сами того не замечая, старшеклассники вносят в свои тексты элементы анализа и оценки описываемой ситуации. Это находит выражение прежде всего в появлении в речи вводно-модальных слов с гипотетической модальностью, что «позволяет говорящему дать психологическую мотивировку поступка действующего лица <...>, оценить его внутреннее состояние, а также собственный поток мыслей и чувств, осознанный не до конца <...>, эксплицировать открытия причинно-следственных связей» [Василенко 1985: 19]. В описаниях появляется особый метатекстовый слой, элементы которого, с одной стороны, служат выражению авторской интенции, с другой, – выступают в качестве дополнительного средства межфразовой связи.
Одновременно с возрастанием частотности употребления в спонтанных текстах детей вводно-модальных слов можно отметить увеличение числа используемых в их речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины, что также свидетельствует об усилении субъективной модальности в ходе становления структуры устного дискурса. Так, в описаниях 6-7-летних детей такие предложения составляют всего 0,44%, в текстах младших подростков (10-11 лет) их уже 1,37%, наконец, у старшеклассников эта цифра достигает 5,33%.