V. Уметь объяснить лексическое значение слов.
VI. Уметь различать однокоренные родственные от однокоренных слов (гора, горняк, гореть) и от слов похожих по звукобуквенному составу (лепить – липкий, клиенты – клей).
Мы уже отмечали, что работа с корневой морфемой начинается буквально с первых занятий по исправлению дизорфографии, так как основные правила орфографии связаны с этой морфемой. Со словом «корень» много связано и внутри живого разговорного языка: «Зри в корень!» «корень зла», «в корне неверно», «коренная перестройка», «корень всех проблем», «коренной друг», «коренной житель», «Корень учения горек, да плод сладок».
А. Объяснить, что такое «корень» слова.
Как растут слова
Как-то много лет назад Стало много новых слов
Посадили странный сад. Вот из сада вам рассада.
Не был сад фруктовым – Вот еще посадки рядом.
Был он просто словом. А вот садовод
Это слово – слово корень, С ним садовник идет.
Разрастаться стало вскоре Очень интересно
И плоды нам принесло – Гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов)
На фланелеграфе нарисовано дерево с корнем «сад», в крону которого дети прикрепляют однокоренные слову «сад» слова.
Сказка «Два корня».
Б. Тренировочные упражнения и игры по теме «Корень».
«Найди в словах общий корень», «Родные – однокоренные», «Почему их так зовут?» «Найди профессию», кроссворды, «Горка», «Подбери нужный корень», лото, «Найди корень в книге, которую читаешь» и др.
Вот примерный перечень корней и однокоренных слов, которые можно использовать в работе.
ВЯЗ: вязать, повязка, вязание, вязка, вязальная, вязальщица, вязаный, вязанка.
ДЕРЕВ: деревянный, деревня, деревья, деревяшка, деревце, деревушка, деревянистый, древесный.
БОЛЬ: больной, болезнь, больница, больно, болельщик, болеть, больничный, болячка, болезненный.
БОР: борец, борьба, борцовый, бороться, оборона.
БЕЛ: белый, белила, белок, беляк, белизна, белить, белеть, бело.
ВЕСН: весна, весенний, веснушка, веснушчатый.
ВОЛН: волна, волноваться, волнистый, волнушка, волнение.
ВЕСЕЛ: веселый, веселье, веселиться, весело, весельчак, веселость, веселенький.
КРАС: краски, красить, окраска, крашение, покрашенная, красильный.
КРАС: краса, красотка, красота, красавица, красивая.
КРАСН: красный, краснеет, краснота, покраснение, краснуха, красненький, красноватый.
КОЛ: укол, уколоть, заколка, колючка, колотый, колючий, колышек, колющий.
КРИК: крикун, кричать, крикнуть, кричащий, крикливый, вскрикнул.
РЫБ: рыба, рыбалка, рыболов, рыбак, рыбный, рыбачий, рыбачить, рыбка.
ЗЕМ (ЗЕМЛ): земля, земной, земляной, земельный, землистый, земляк, приземленный, заземление, заземлить, землянка, земляника, земелька.
СКАЗ (СКАЖ): сказка, сказать, пересказ, сказочный, сказочка, рассказ, сказочница, сказочник, иносказательный.
ВОД: вода, водный, водяной, водоем, водянистый, водичка, водопровод, водопроводчик, водопад, водокачка, подводник, водолей, водохранилище, водолаз.
ЛЕП: лепка, лепить, вылепленный, лепешка, лепные.
МАСТЕР: мастерская, мастерица, мастерить, мастерство, мастерок, подмастерье, мастеровой.
ГРИБ: грибной, грибник, грибок, грибница.
ЦВЕТ: цветной, цветовод, цветок, цветочек, цветик, цветочница, цветочник, цветник.
Каждый урок следует начинать с нового корня. Логопед предлагает корень, а ученики быстро придумывают однокоренные слова. При этом корень пишем печатными буквами, корневую гласную – красной пастой, а значок корня – зеленой. В однокоренных словах также выделяем корневую гласную и сам корень.
Например: ГОР: гора, гористый, пригорок, горка, горочка, горища, горняк, горец, косогор, высокогорный и другие однокоренные слова, которые могут придумать дети. Необходимо придумать как можно больше слов, но не менее четырех. Работа может выполняться сообща всем классом и редко самостоятельно. При этом обязательно дети лексически разъясняют малоупотребляемые слова или слова, лексическое значение которых вызывает у детей затруднения.
Например: «косогор» – склон горы, холма.
В. Безударные гласные. Правило представлено в виде стихотворения.
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Поставь под ударение.
Г. Игры и упражнения на правописание безударных гласных в корне.
«Подбери проверочное слово к словам в книге, которую читаешь (найди не мене 50 слов с безударными гласными)»;
«Смотри в корень»: найди проверочное слово;
«Знаток»: назови безударную гласную и карточка тебе. У кого больше карточек, тот и победитель.
«Лото»: кто быстрее закроет свою карточку со словами, содержащими безударную гласную.
«Помоги Незнайке»: эстафета по рядам.
«Что пропущено?»
«Различай на слух!»
«А или О?», «А или И?» (в виде таблицы)
А | Е | О | И | Я |