V. Уметь объяснить лексическое значение слов.

VI. Уметь различать однокоренные родственные от однокоренных слов (гора, горняк, гореть) и от слов похожих по звукобуквенному составу (лепить – липкий, клиенты – клей).

Мы уже отмечали, что работа с корневой морфемой начинается буквально с первых занятий по исправлению дизорфографии, так как основные правила орфографии связаны с этой морфемой. Со словом «корень» много связано и внутри живого разговорного языка: «Зри в корень!» «корень зла», «в корне неверно», «коренная перестройка», «корень всех проблем», «коренной друг», «коренной житель», «Корень учения горек, да плод сладок».

А. Объяснить, что такое «корень» слова.

Как растут слова

Как-то много лет назад Стало много новых слов

Посадили странный сад. Вот из сада вам рассада.

Не был сад фруктовым – Вот еще посадки рядом.

Был он просто словом. А вот садовод

Это слово – слово корень, С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре Очень интересно

И плоды нам принесло – Гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

На фланелеграфе нарисовано дерево с корнем «сад», в крону которого дети прикрепляют однокоренные слову «сад» слова.

Сказка «Два корня».

Б. Тренировочные упражнения и игры по теме «Корень».

«Найди в словах общий корень», «Родные – однокоренные», «Почему их так зовут?» «Найди профессию», кроссворды, «Горка», «Подбери нужный корень», лото, «Найди корень в книге, которую читаешь» и др.

Вот примерный перечень корней и однокоренных слов, которые можно использовать в работе.

ВЯЗ: вязать, повязка, вязание, вязка, вязальная, вязальщица, вязаный, вязанка.

ДЕРЕВ: деревянный, деревня, деревья, деревяшка, деревце, деревушка, деревянистый, древесный.

БОЛЬ: больной, болезнь, больница, больно, болельщик, болеть, больничный, болячка, болезненный.

БОР: борец, борьба, борцовый, бороться, оборона.

БЕЛ: белый, белила, белок, беляк, белизна, белить, белеть, бело.

ВЕСН: весна, весенний, веснушка, веснушчатый.

ВОЛН: волна, волноваться, волнистый, волнушка, волнение.

ВЕСЕЛ: веселый, веселье, веселиться, весело, весельчак, веселость, веселенький.

КРАС: краски, красить, окраска, крашение, покрашенная, красильный.

КРАС: краса, красотка, красота, красавица, красивая.

КРАСН: красный, краснеет, краснота, покраснение, краснуха, красненький, красноватый.

КОЛ: укол, уколоть, заколка, колючка, колотый, колючий, колышек, колющий.

КРИК: крикун, кричать, крикнуть, кричащий, крикливый, вскрикнул.

РЫБ: рыба, рыбалка, рыболов, рыбак, рыбный, рыбачий, рыбачить, рыбка.

ЗЕМ (ЗЕМЛ): земля, земной, земляной, земельный, землистый, земляк, приземленный, заземление, заземлить, землянка, земляника, земелька.

СКАЗ (СКАЖ): сказка, сказать, пересказ, сказочный, сказочка, рассказ, сказочница, сказочник, иносказательный.

ВОД: вода, водный, водяной, водоем, водянистый, водичка, водопровод, водопроводчик, водопад, водокачка, подводник, водолей, водохранилище, водолаз.

ЛЕП: лепка, лепить, вылепленный, лепешка, лепные.

МАСТЕР: мастерская, мастерица, мастерить, мастерство, мастерок, подмастерье, мастеровой.

ГРИБ: грибной, грибник, грибок, грибница.

ЦВЕТ: цветной, цветовод, цветок, цветочек, цветик, цветочница, цветочник, цветник.

Каждый урок следует начинать с нового корня. Логопед предлагает корень, а ученики быстро придумывают однокоренные слова. При этом корень пишем печатными буквами, корневую гласную – красной пастой, а значок корня – зеленой. В однокоренных словах также выделяем корневую гласную и сам корень.

Например: ГОР: гора, гористый, пригорок, горка, горочка, горища, горняк, горец, косогор, высокогорный и другие однокоренные слова, которые могут придумать дети. Необходимо придумать как можно больше слов, но не менее четырех. Работа может выполняться сообща всем классом и редко самостоятельно. При этом обязательно дети лексически разъясняют малоупотребляемые слова или слова, лексическое значение которых вызывает у детей затруднения.

Например: «косогор» – склон горы, холма.

В. Безударные гласные. Правило представлено в виде стихотворения.

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Поставь под ударение.

Г. Игры и упражнения на правописание безударных гласных в корне.

«Подбери проверочное слово к словам в книге, которую читаешь (найди не мене 50 слов с безударными гласными)»;

«Смотри в корень»: найди проверочное слово;

«Знаток»: назови безударную гласную и карточка тебе. У кого больше карточек, тот и победитель.

«Лото»: кто быстрее закроет свою карточку со словами, содержащими безударную гласную.

«Помоги Незнайке»: эстафета по рядам.

«Что пропущено?»

«Различай на слух!»

«А или О?», «А или И?» (в виде таблицы)

А Е О И Я
         

Наши рекомендации