Основные морфологически понятия, переходные случаи в области частей речи
Цель: повторяя основные понятия морфологии (ГЗ, грамматическая форма, словоформа, морфологическая парадигма, морфологическая категория, часть речи, ЛГР), углубить их, в частности, вводя понятие функционально-семантической категории, и делать обобщения; обобщая знания по изученным частям речи, фокусировать внимание на переходных явлениях (морфологические гибридные слова, движение из одной части в другую, омонимия частей речи, морфологически «беспризорные» слова), акцентировать внимание на дискуссионных местах в разграничении частей речи и ЛГР.
Содержание
1. Понятие морфологической парадигмы. Типы морфологических парадигм. Формальные классы слов.
2. Грамматические категории, их разновидности. Морфологическая категория как центр функционально-семантического поля. Взаимодействие морфологических категорий друг с другом и с ЛГР. Понятие транспозиции.
3. Структурно-семантические типы слов. Современное учение о частях речи. Спорные вопросы в этом учении (местоимения, атрибутивные глагольные формы, формы сравнительной и превосходной степени имён прилагательных и наречий, СКС, слова типа много, несколько, второй и др.). Вопрос о характере частеречного значения.
4. Трактовка переходных явлений в школьном учебнике.
Знания, умения, навыки:уметь отграничивать ГЗ от словообразовательного значения и от ЛЗ; определять способы выражения морфологического значения, указывать на морфологические особенности слова в тексте; характеризовать текстообразующие средства морфологии; различать морфологическую омонимию слова и обосновывать свою позицию; определять характер грамматической категории и её тип.
Задания
А. 1. Сравните морфологические парадигмы слов:
а) синева и кукла, пять и пятый, берёзовый и грустный;
б) светло (наречие) и играть.
Каков объём лексем этих слов?
2. Выявите морфологические значения подчёркнутых словоформ, укажите способы и средства их выражения. Выполните полный морфологический анализ выделенных слов. Определите ЛГР неглагольных самостоятельных слов.
Ветер со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома,нискрипа колёс… Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звёзды ещё более нахмурились (А. Чехов).
3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Найдите в тексте гибридные формы, а также частеречные омонимы; определите, в чём их специфика.
В 1886 году Левитан (в)первые уехал из Москвы на (Ю,ю)г в (К,к)рым.
В Москве он всю зиму писал д…к…рации для оперного театра и эта работа не прошла для него бе…следно. Он начал смелее обращаться с красками. Мазок стал свободнее. Появились первые признаки ещё одной черты пр…сущей подли…ому мастеру – признаки дерзости в обращен… с материалами.
Свойство это необходимо всем, кто работает над вопл…щением своих мыслей и образов. Писателю необходима смелость в обращен… со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями.
Самое ценное что Левитан узнал на (Ю,ю)ге это чистые краски. Время проведё…ое в (К,к)рыму представлялось ему непр…рывным утром, когда воздух отстоявшийся за ночь, как вода в гигант…ских водоёмах горных долин так чист что (из)далека видна роса стекающая с листьев и за десятки миль белеет пена волн идущих к каменистым берегам.
(Не) об…ятные просторы воздуха лежали над южной землёй сообщая краскам резкость и выпуклость.
Солнце и чёрный цвет (не)совместимы. Чёрный цвет это не краска, это труп краски. Левитан сознавал это и после поездки в (К,к)рым решил изгнать со своих холстов тёмные тона. Правда это (не)всегда ему удавалось (По К. Паустовскому).
4. Найдите в тексте задания 1 имена существительные, у которых категория числа проявляется не полностью. Выпишите их, охарактеризуйте особенности проявления ГК числа. Укажите, каково соотношение между ГК и ЛГР.
5. Определите характер ГК (лексико-грамматический или формальный):
а) рода: снегирь, вуз, засоня, ворона, медведица, бабушка, кузнечик, Саша, озеро, дитя, подмастерье, инженер, староста;
б) числа: весло, каникулы, масло, ножницы, дом, небо, жемчуг, гордость, лист, джунгли, перо, огонь;
в) вида: делать, наплакаться, отцарствовать, крикнуть, вянуть, рисовать, решить, настряпать, грустить, идти, летать, лететь.
6. Укажите возможную частеречную омонимию подчёркнутых слов. Выполните морфологический анализ выделенного слова. Охарактеризуйте морфологические особенности слов, подчёркнутых пунктиром.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум высоких полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремилсяодиноко.
(А. Пушкин)
Б.1. В следующих стихотворных отрывках найдите вариантные формы глаголов. Чем, по-вашему, объясняется существование в языке таких вариантов? Что предопределяет выбор того или иного варианта?
а) Смотрю – колыхается лавр…
За ним удивлённым контуром
Над пенною бездной кентавр
Стоит изваянием хмурым.
А. Белый
б) В бочке обмёрзлой вода колыхается,
Жалко дрожит деревянный черпак;
Мальчик-вожатый из сил выбивается,
Бочку на гору не втащит никак.
В. Брюсов
в) А в глуши лесов таинственных
Нелюдимый, как дикарь,
Песню прадедов воинственных
Начинает петь глухарь.
Словно идолище древнее,
Обезумев от греха,
Он рокочет за деревнею
И колышет потроха.
Н. Заболоцкий
г) И, песне внемля в тишине,
Любимая, с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне,
Как о цветке неповторимом.
С. Есенин
д) И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колёс.
С. Есенин
2. Прокомментируйте иерархию глагольных категорий по следующей схеме (в качестве примеров можно использовать приведённые ниже предложения):
вид залог
наклонение
время
лицо
1) – Дарья, да брось ты это дело, налей ему чай, да покрепче, покрепче (Ю. Домбровский). 2) – Моя мама, - сказала Луиза, - хотела бы, чтобы вы мне давали уроки (Л. Добычин). 3) Ворота открывались только водовозу – раз в неделю, - и то очень бережно (А. Платонов). 4) – Не шалю, никого не трогаю, починяю примус (М. Булгаков). 5) Один драматический и опереточный театр действует, лихорадочно достраивается другой – там будут петь украинцы, работает цирк (Н. Гарин-Михайловский).
3. Проанализируйте приведённые группы слов, определите, какие ГК находят проявление в этих противопоставлениях. Охарактеризуйте типы ГК. Какие различные подходы к данным ГК вы знаете?
1) Брат - сестра, окно – дверь – потолок, учитель – учительница;
2) рабы, ножницы, Новосибирск, студенчество, белизна, сливки;
3) вижу этих молодых девушек – куплю эти красивые блузки;
4) эта книга меня заинтересовала – читаю книгу – чтение книги – радоваться книге – восхищаться книгой – говорить о книге;
5) новый дом – новая книга – новое здание – новые книги – нового дома – новой книги;
6) высокий – выше – высочайший; тихо – тише – тишайший, трудно – труднее;
7) подписать – подписывать, взлететь, проспать 2 часа, сидеть;
8) профессор прочитал лекцию – лекция прочитана профессором, он отправил письмо по почте – письмо отправляется по почте – он отправляется в путь, враг бежал с поля боя – враг побеждён;
9) спой – спел бы – споёт;
10)играл – играет – будет играть; сыграл – сыграет;
11)выйду – выйдешь – выйдет , выйди – выйдем – пусть выйдет – давай выйдем – выйду-ка.
4. Проанализируйте, какими средствами выражены в следующих предложениях ГЗ лица. Как вы представляете ФСП персональности?
1) Когда я вижу его во сне, я и во сне знаю, что он ушёл и что его не должно быть среди тех, кто остался жить, заниматься своими делами и стареть (В. Распутин). 2) Эта работа выполнена Вами, а не мной. 3) Плетью обуха не перешибёшь (посл.). 4) Слыхали мы эту песню много раз, - возразил Базаров, - но что Вы хотите этим доказать? (И. Тургенев). 5) Ну как, ваша милость изволили отдохнуть? 6) Счастье – это когда тебя понимают. 7) Мне пишут, что Кити Щербацкая очень больна (Л. Толстой). 8) Тут за день так накувыркаешься, Придёшь домой – там ты сидишь (В. Высотский). 9) Его зовут Петя. 10) – Теперь вот на турку прём. Выпьемте, господа, натурального (В. Гаршин). 11) – Эй, служивый, - обратился Юшков к одному из стражников, забирай их (Е. Люфанов). 12) Молчать! 13) …Насколько автор настоящей заметки осведомлён, в памятниках русской письменности XY в. … неизвестны легенды, воспроизводимые в Мелетовской летописи (Д. Лихачёв). 14) – Разве пан не знает, что он по своей воле перешёл к ним (Н. Гоголь).
5. Представьте структуру ФСП темпоральности. Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
6. Определите грамматическую омонимию слов и словоформ, подтвердите свой ответ примерами:
а) благо, худо, против, будет, трудно;
б) вокруг, видимо, легче, беда.
Контрольные вопросы
1. Можно ли говорить о грамматической форме слов типа такси, пюре, мини, слева?
2. Какие формальные классы слов вы знаете? Чем формальный класс отличается от морфологической категории?
3. Что понимается под полной парадигмой? Частной парадигмой?
4. Какие типы ГК вы знаете? Какие подходы к понятию ГК существуют? Каково соотношение между ГК и ЛГР?
5. *Как бы вы могли прокомментировать (и проиллюстрировать на примерах) определение функционально-семантического поля, которое даёт А.В. Бондаренко: «ФСП – это базирующаяся на определённой семантической категории группировка грамматических и «строевых» лексических единиц, а также различных комбинированных (лексико-синтаксических и т.п.) средств данного языка, взаимодействующих на основе общности их семантических функций» (см.: Теория функциональной грамматики. Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. Л., 1987. С. 11).
6. * Как взаимодействуют друг с другом различные морфологические категории одной части речи?
7. Чем объясняется разная частеречная квалификация слов типа пятый, мой, несколько, нужно? Какие ещё гибридные формы вы знаете? К каким частям речи их относят?
8. Одинакова ли частеречная характеристика подчёркнутых слов в следующих предложениях: Два-три прохожих зазевались на бурное, хотя молчаливое происшествие (К. Федин). – Ну что? Чёрный ругался? – спросила она (К. Федин)?
9. Как вы понимаете такое положение В.В. Виноградова: «В грамматической структуре слов морфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в органическое единство. Морфологические формы – это отстоявшиеся синтаксические формы. Нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе или лексике» (См. : В.В. Виноградов. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1972. С. 31).
10. Какие явления (приведите примеры) называют частеречной или функциональной омонимией?
11. *Каков характер частеречного значения (обощённо-лексический, лексико-грамматический, грамматический)?
Литература
Основная
1.Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1972, 1980. § 5, 7.
2.Русская грамматика. М., 1980. Т. 1. § 1111 – 1120.
3.Шанский Н.М. , Тихонов А.Н. Словообразование. Морфолгия // Современный русский язык: В 3 ч. 1987. Ч. 2.
4.Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. § 1, § 2, § 3.
5.Поспелов Н.С. Проблемы частей речи в русском языке // Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике: Избр. труды. М., 1990.
6.Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Щерба Л. В. Избр. работы по русскому языку. М., 1957. Или: История советского языкознания: Хрестоматия / Сост. Ф.И. Березин. М., 1988. С. 349 – 358.
Дополнительная
1.Бабайцева В.В. Гибридные слова в системе частей речи современного русского языка // Русский язык в школе. 1971. № 3.
2.Бондарко А. В. Теория морфологических категорий. Л., 1976. Гл. 3, 5.
3.Зализняк А.А. Русское именное словообразование. М., 1967.
4.Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. М., 1978.
5.Кубрякова Е.С. О формировании и словоизменении в их соотношении // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1976. № 6.
6.Лайонз ДЖ. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978. Гл. 6, 9.
7.Лопатин В.В. Морфологические категории в плане выражения // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М., 1984.
8.Лукин Ф.М. О номинативно-грамматическом принципе классификации частей речи в русском языке // Русский язык в школе. 1992. № 1.
9.Милослвский И.Г. Морфологические категории русского языка. М., 1981. Гл. 1, 2.
10. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975. С. 110 – 150.
11. Супрун А.е. Части речи в русском языке. М., 1947.
12. Тихомирова Т.С. К вопросу о переходности частей речи // Филол. науки. 1973. № 5.