Дидактические материалы по русскому языку для проведения словарно-орфографической работы
1. Дописать предложения.
За окном запел…( петух). Мальчик чистит своё…(пальто). Стрекочет проворная…(сорока). Брату купили…(коньки). На горку бегут…(ребята). Столица нашей Родины…(Москва). Осенние месяцы…(сентябрь, октябрь, ноябрь). и т.д.
1. Отгадай загадки. (Использовать для комментированного письма)
С людьми дружит, дом сторожит. (Собака). Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко). Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц). Телята гладки, привязаны к грядке. (Огурец). В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар). Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
2. Игры:
«Буквы рассыпались». «Слоги рассыпались»
Л, Е, П, Н, А З, Я, А,Ц РА, ТА, БО ДЕ, НЫЙ, ЖУР
П, У, Т,Х, Е П, Ь, Л, Т, А, О КА, ДАШ, РАН ШИ, НА, МА
М, З, Р, О, О В, Р, Н, О, О, А ДЕ, КА, ВОЧ НА, ВО, РО
О, К, Р,О, В, А Б, Р, Б, Н, А, А, А
3. Из каких слов выпали согласные? Из каких слов выпали гласные?
О, О, А (корова, сорока, ворона) М…Р…З (мороз)
А, А, А (барабан, карандаш) В…Р…Н…(ворона)
Е, А (пенал) Р…Б…Т…(работа)
4. Назвать (записать) слова, которые начинаются с букв У, В, К, П, И, Д
Ученик, учитель, ворона, воробей, корова, класс и т.д
5. Назвать (записать) слова с тремя гласными А или О, двумя гласными О.
Воробей, барабан, мороз, ворона….
6. «Первый слог потерялся» (На доске записаны слова без первого слога. Дети подбирают недостающие слоги).
…рока, …роз, …рова, …бака, …то
7. Составить предложения с данными словами:
Барабан, аптека, рисунок, девочка.
8. Составить предложения с данными группами слов:
Работа, колхоз. Ученик, класс.
9. Составить рассказы по опорным словам. Дать им заглавие.
Зима, мороз, коньки, каток. Ученик, карандаш, пенал, тетрадь. Класс, учитель, ученик, дежурный.
10. Выборочный ответ.
Предлагая учащимся задание, учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный, или полный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.
Приемы запоминания
11. Задания тесно связываются с изучаемой темой:
Подчеркнуть в словах звонкие или глухие согласные.
Расположить словарные слова в алфавитном порядке.
Записать слова, отвечаюшие на вопросы КТО? или ЧТО?
Записать слова, обозначающие действие предмета.
Образовать родственные слова.
Выписать слова со звонкой или глухой согласной на конце.
12. Дописывание орфографических таблиц.
13. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Учащиеся записывают диктуемые или приведённые на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Учитель даёт слова с непроверяемыми безударными гласными. (ПЛАНЕТА, ДИВАН, ГАЗЕТА, ГИГАНТ, ТЕЛЕГА, ПЕЩЕРА. КОМАР, СИРЕНЬ, ТЕТРАДЬ, ЛИМОН, ПОБЕДА, КАНАВА, КОТОМКА) и предлагает записать их столбиками: в один по алфавиту с безударной гласной О, в другой – с А. и т.д.
О | А | Е | И |
КОМАР | ГАЗЕТА | МЕТАЛЛ | ДИВАН |
КОМАНДИР | КАНАВА | ТЕПЕРЬ | ЛИМОН |
ПОБЕДА | САЛЮТ | ТЕТРАДЬ | СИРЕНЬ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе.
Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача – добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов, правописания словарных слов. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую "орфографическую зоркость", добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы. Поэтому проблема организации словарно-орфографической работы так актуальна в современной методике преподавания русского языка.
В соответствии с данной проблемой мы определили цель нашей работы –проанализировать материалы и систематизировать упражнения для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах. Задачи нашей работы: рассмотреть понятия словарно-орфографической работы; описать приёмы проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах;
теоретически обосновать возможность и необходимость проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах; систематизировать материалы для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.
Наша работа состоит из двух частей. В первой мы рассмотрели, что представляет собой словарно-орфографическая работа в начальной школе, приёмы запоминания правописания непроверяемых слов и приемы работы над значением слова.
Во второй части «Проектирование педагогической деятельности по организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе» представлена методика словарно-орфографической работы в начальных классах и дидактические материалы по русскому языку для проведения словарно-орфографической работы в начальной школе.
В приложении представлены дидактические материалы, которые учителя и студенты смогут использовать на уроках русского языка в начальных классах при проведении словарно-орфографической работы (кроссворды, доскажи словечко и др.)
Таким образом, цель дипломной работы достигнута. Задачи решены. Но материалы данной работы не исчерпывают всей полноты работы и могут быть продолжены в дальнейшем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арсланова Г. М. Формирование орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе. // http://festival.1september.ru/articles/411574/
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфограмм / Д.Н. Богоявленский – М.: Просвещение,2012. – 240с.
3. Бондаренко А.А. Словари на уроке.// Начальная школа. 2000. № 1. – С. 33.
4. Буслаев Ф.И. Срезневский И.И.Мысли об истории русского языка. – М., 2012
5. Гайнетдинова Л. М._Формирование орфографического навыка младших школьников на уроках русского языка. // http://festival.1september.ru/articles/411574/
6. Жуйков С.Ф. Формирование орфографической зоркости у младших школьников / С.Ф. Жуйков – М.: Просвещение, 2012. – 170с.
7. Клементьева Т. А._Формирование орфографического навыка младших школьников на уроках русского языка. // http://festival.1september.ru/articles/411574/
8. Корф Н.А. Русская начальная школа. СПб, 2012, стр. 110.
9. Костромина Н.И, Костромина М.Э. Развитие орфографической зоркости и бокового зрения через зрительные диктанты [Текст] / Н.И. Костромина и др. // Начальная школа. – 2013. - №3. – С.80 - 82.
10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014.
11. Павлова О.Г. Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма ] / О.Г. Павлова // Начальная школа. – 2000. - №15. – С.80 – 85
12. Подшивало Е. О природной грамотности и условиях ее формирования [Текст] / Е.О. Подшивало - М.: Просвещение, 2008 – 370с.
13. Сборник нормативных документов. Русский язык: Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев М.: Дрофа, 2004. С.12.
14. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы.. В 2 ч. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. – С. 110.
15. Тихомиров В.И. Чему и как учить на уроках русского языка в начальной школе. Методика. – М.: 2012. – 268с.
16. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 1 . – С. 102.
17. Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3.
18. Христолюбова Т. А. Предупреждение и преодоление грамматических ошибок в устной и письменной речи учащихся // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 2. С. 168-171.
19. Шашкова В.Ф. «Развитие орфографической зоркости учащихся».//«Начальная школа», No8,2012, с. 48.
20. Шереметевский В. Начатки науки о родном слове // Филологические записки. — Воронеж, 2012.
Приложение