Раздел III. Изучение способов выражения семантико-грамматических категорий

Порядок выполнения работы

1. Сбор материала.

· Наберите из произведений русской литературы, современной и классической, и публицистики примеры предложений и фрагментов текста, содержащих разные способы выражения исследуемых категорий.

2. Изучение литературы.

· Найдите в работах, включенных в список литературы, описание исследуемых категорий и способов их выражения и законспектируйте.

3. Написание вводной, теоретической части работы.

· Изложите то, что вы узнали из прочитанных книг и статей (см. список литературы).

· Поставьте задачу и охарактеризуйте методы исследования (наблюдение, сопоставление, эксперимент - трансформация, метод диагностических контекстов и т.д.)

4. Написание основной, практической части работы.

· Дайте общее описание исследуемой категории и проанализируйте ее внутреннюю семантическую структуру.

· Охарактеризуйте средства выражения - лексические, морфологические, синтаксические; их соотношение (центральные/периферийные, специализированные/ неспециализированные, закрепленные за определенными оттенками значения и т.д.).

Все рассуждения должны быть подкреплены примерами и экспериментами над языковым материалом!

5. Заключение: выводы.

6. Правильное оформление работы: (

· титульный лист;

· внутреннее деление на части и параграфы;

· оглавление;

· сноски;

· список использованных научных работ и список литературных источников примеров.

A. Способы выражения побуждения

В русском языке побуждение (волеизъявление) можно выразить разными средствами. Не учитывая обращение как средство привлечения внимания и вопрос как стимул к речевому действию, можно выделить разные способы выражения собственно побуждения: специализированную морфологическую форму (императив) и другие способы: лексические, морфологические, синтаксические. Значение побуждения имеет внутреннюю структуру: виды побуждения варьируются в соответствии со степенью настоятельности и вежливости побуждения, соотношением в социальном статусе говорящих. Оттенки побудительного значения и средства его выражения соотносительны: разные средства обслуживают разные побудительные речевые акты и не все они взаимозаменимы. С побуждением говорящий может обращаться к себе или к другому лицу: определенному (2-му или 3-му), неопределенному и обобщенному. Побуждение может быть прямым или косвенным. Все эти аспекты побудительного речевого акта должны быть проанализированы в курсовой работе.

Прежде чем приступить к выполнению курсовой работы, сделайте упражнение.

Упражнение

Найдите предложения, выражающие побуждение, и разберите их по следующему плану:

1) охарактеризуйте средства выражения побуждения, лексические и грамматические;

2) отметьте, к какому лицу обращено побуждение (конкретному (1-му, 2-му, 3-му) или обобщенному); названо ли это лицо в предложении; как соотносятся морфологическая форма предиката и значение лица, к которому обращено побуждение;

3) определите частное значение побуждения (просьба, мольба, приказ, совет, рекомендация, предостережение, приглашение, предложение, запрещение), выраженное в предложении;

4) подчеркните, если они имеются, в окружающем предложение контексте слова, объясняющие выбор способа выражения или эксплицирующие оттенок побуждения;

5) приведите синонимический способ выражения побуждения (где это возможно).

ОБРАЗЕЦ

Не знаю, какой это вы краской голову и бороду красите,мне бы дали (Ч.) - в побудительном предложении со значением просьбы использован косвенный способ выражения побуждения - форма условного наклонения; просьба обращена к конкретному лицу (2-му), названному в предложении; возможные синонимические конструкции: Дайте мне, пожалуйста; Не могли бы вы мне дать.

1. Ступайте, - сказала она прежде, чем он успел ответить, - мы вместе помолимся за упокой ее души (Т.). 2. Догоним и перегоним Америку по денежной массе (“Изв.”). 3. Рассмотрим два метода определения положения электрической оси сердца (“Эл.”). 4. Особое внимание вам следует уделить изучению 4-ой главы учебного пособия (“Эл.”). 5. Я увижу кое-кого из этих господ... Что хотите, чтобы я им передал? (Тютч.) 6. Князь, хочу просить вас об одном одолжении и, чтобы не отнимать у вас времени, прямо скажу вам в чем дело: это - курьерская экспедиция в Берлин в течение первой половины будущего месяца. Если бы случайно у вас оказались, князь, какие-нибудь бумаги или какие-нибудь инструкции в Мюнхен, я был бы счастлив взять на себя их доставку, так как после Берлина мне бы хотелось поехать на несколько дней в Мюнхен... А теперь, князь, позвольте мне еще раз сказать вам, и из самой глубины сердца: да поможет вам бог... (Тютч.) 7. Категорически воспрещается детям пользоваться лифтом без сопровождения взрослых (Инструкция). 8. У нас не курят (Объявление). 9. От себя (Надпись на двери). 1О. Без упора не работать (надпись на кузове грузовика). 11. После истечения срока годности валокордин применять больше не следует. Лекарственное средство сохраняют в недоступном для детей месте! (Аннотация к лекарству). 12. На помощь! В большой водопад Упал молодой леопард! (Токм.) 13. И когда вечером все они стали собираться домой, то от радости, что они наконец уезжают, она сказала: - Вы бы еще посидели! (Ч.) 14. Сергей Николаевич взял из рук Коли мягкий карандаш, покачал головой. - Я тебе, дружочек, советую карандаш брать более жесткий (Кас.). 15. А сейчас давай споем нашу семейную. Ну-ка давай в два голоса! (Кас.) 16. Вдруг они услыхали, как кто-то громко кричит: "Назад, назад!" - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить (Л.Т.). 17. Кто найдет этот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца (Л.Т.). 18. Очень рада, мой милый, - сказала она, протянув ему руку. - Милости прошу ко мне (Л.Т.). 19. - Об одном тебя прошу, - сказал он строго, - слушаться меня и никуда не соваться (Л.Т.). 20. Смотрите не попадитесь... ведь на шести шагах! (Л.) 21. Если рыба на удочке запутается в траве, то никак ее не тащить; напротив, ослабить лесу в дать рыбе свободу выпутаться самой из травы... (Акс.) 22. Ничего прекрасного в вашем положении быть не может, - грубо ответил офицер. - Прошу не отставать. А вы чего глаза пялите! - окрикнул он солдат (Мар.). 23. В целях обеспечения всестороннего развития и распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, культурным достоянием народов России, одним из мировых языков, постановляю: 1. Образовать Совет по русскому языку при Президенте Российской Федерации... (Указ Президента РФ) 24. Женечка <...> открыл коробку и, увидев много чудесных шоколадных конфет, посередине которых так аппетитно лежал оранжевый треугольник засахаренного ананаса, не сразу нашел в себе силы приступить к угощению соседей. - Ну что же ты, Женечка, угощай, не стесняйся. Тогда Женя, посмотрев из-под своей мягкой челочки каштановыми невинными глазками, поднес открытую коробку красивой девочке и дрогнувшим голосом сказал: "Может быть, вы не хотите конфет" (Кат.). 25. - Можно? - спросил я. Она снисходительно и нежно улыбнулась под своей густой вуалью. - Бери, если тебе так хочется (Кат.). 26. Ну и довольно тебе тут молоть, - вмешался он (Кас.). 27. Тетушка Эльза разбудила меня утром и сказала: - Ты уже не маленький, пора самому на хлеб зарабатывать (Шар.). 28. Не будет ли любезен многоуважаемый джинн показать мне эту замечательную птицу? (м/ф Барон Мюнхгаузен). 29. - Эй, где вы там? - Лучше все-таки называть меня не "эй, вы", а метр Ганзелиус... - Простите, метр Ганзелиус, - с раскаянием сказал я (Шар.). 30. Сны, которые сами рождаются, строго-настрого смотреть воспрещается! (Шар.) 31. Он похолодел от какого-то страшного предчувствия и, сразу перешагнув через множество разных рассуждений, которые еще предстояли, свирепо приказал себе: ты вот что, Рыжий, ты отсюда не уйдешь, пока не додумаешься до дела, сдохнешь здесь рядом с этим шариком, сжаришься, сгниешь, но не уйдешь (Стр.). 32. Не знаю, какой это вы краской голову и бороду красите, мне бы дали (Ч.). 33. - Так, - сказала она строго. - Я хочу предложить вам застраховаться. Сейчас вы платите мне пятьсот тысяч рублей. <...> Если у вас первый год не будет детей, то я возвращаю сто тысяч, если два года... И так по нарастающей. Но договорить перестраховщице до конца не дали. - Ваша очередь, прошу всех в залу, - вдруг подбежала к нам специальная служительница (“Ст.”).



Наши рекомендации