Раздел I. Семантико-грамматический анализ групп глаголов

Порядок выполнения работы

1. Сбор материала.

· По словарю С.П.Ожегова, Большому или Малому академическим словарям русского языка составьте список глаголов исследуемой группы. Выпишите глаголы на карточки, отметьте переносные значения и подсчитайте количество карточек.

· Наберите из произведений русской литературы, современной и классической, и публицистики примеры предложений и фрагментов текста, содержащих исследуемые глаголы.

2. Изучение литературы:

· Перечитайте раздел “Глагол” в Грамматике и учебнике русского языка, составьте список всех категорий глагола, по которым будет проводиться анализ материала.

· Найдите в книгах, включенных в список литературы, описание изучаемых глаголов и законспектируйте.

3. Написание вводной, теоретической части работы.

· Кратко охарактеризуйте глагол как часть речи.

· Изложите то, что вы узнали из прочитанных книг (см. список литературы).

· Поставьте задачу и охарактеризуйте методы исследования (наблюдение, сопоставление, эксперимент - трансформация, метод диагностических контекстов), которые вы использовали.

4. Написание основной, практической части работы.

· Дайте общую характеристику описываемой группы глаголов: полнознаменательные или неполнознаменательные, акциональные или неакциональные, с каким субъектом сочетаются (личным, локативным, предметным, пропозициональным), общая семантика, сравнение с глаголами других групп.

· Опишите внутреннюю структуру группы глаголов: какие глаголы представляют центр рассматриваемой категории, а какие - периферию; какие синонимические, антонимические, родо-видовые связи существуют между членами группы; охарактеризуйте полисемию; укажите различительные (дистинктивные) признаки подгрупп глаголов внутри группы.

· Охарактеризуйте словообразовательную структуру глаголов с точки зрения производности / непроизводности, способности образовывать производные слова.

· Проанализируйте грамматические свойства глаголов: отношение к категориям лица, наклонения, времени, вида.

Все рассуждения должны быть подкреплены примерами и экспериментами над языковым материалом!

5. Заключение: выводы.

6. Правильное оформление работы:

· титульный лист;

· внутреннее деление на части и параграфы;

· оглавление;

· сноски;

· список глаголов;

· список использованных научных работ и список литературных источников примеров.

А. Семантико-грамматический анализ глаголов движения

Русские приставочные и бесприставочные глаголы движения, однонаправленные (идти, прийти, бежать, вести, увести, плыть и др.) и неоднонаправленные, (ходить, приходить, бегать, водить, уводить, плавать и др.) обладают сложной семантикой и своеобразными грамматическими свойствами. Они дают возможность выразить тончайшие оттенки значения (лететь - нестись - мчаться - бежать - идти - тащиться - ползти - влачиться). Кроме того, семантико-грамматические свойства глаголов движения отличаются от свойств этих глаголов в переносных значениях, ср.: Отец ведет ребенка в школу (глагол движения с личным субъектом) - Тропинка ведет к реке (локативный глагол с предметным субъектом) - К беде неопытностьведет (каузативный глагол с пропозициональным субъектом). В работе эти отличия должны быть исследованы. Необходимо также показать соотносительность приставок глаголов движения с пространственными предлогами, выявить компоненты ситуации движения, которые могут присутствовать в предложениях с таким глаголом.

Прежде чем приступить к выполнению курсовой работы, сделайте упражнение.

Упражнение.

Подчеркните в предложениях неакциональные глаголы, определите их значения. Приведите примеры предложений, в которых эти глаголы обозначали бы движение. Какие продуктивные типы глагольной многозначности вы обнаружили?

1. Через лес проходила дорога, прорубленная века два назад (Стр.).2. На север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона (Л.). 3. Белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу (Л.). 4. Бог спрятал часы в жилетный карман, вытер большим полотняным платком лысину и взволнованно начал репетицию. Она шла без перерыва три часа (Мар.) 5. Право, 17 век не слишком далеко ушел от нашего. Тогда тоже портили пьесы (Мар.). 6. Он вышел из моды. Он знает - нельзя: Прошли времена и безграмотно (Паст.). 7. Эльборус на юге вставал белою громадой (Л.). 8. Отсюда якобы и пошло странное название (Стр.). 9. По деревьям вокруг ходили тени (Стр.).10. И в церковном приделе Свет, и служба идет (Паст.). 11. Худое слово доведет до дела злого (Пословица). 12. Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия (Л.).

Б. Семантико-грамматический анализ глаголов "наблюдаемого наличия / проявления"

Русские глаголы "наблюдаемого наличия", или "наблюдаемого проявления", предмета, по-другому называемые экзистенциальными, функтивными, локативными (Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит; Тропинка ведет к реке; Огромный дуб раскинулся посреди поляны), обладают особой семантикой и грамматикой, так как называют не действие, а статичный воспринимаемый органами чувств признак или положение в пространстве. В работе следует описать значения и условия употребления групп этих глаголов, их морфологические особенности (в первую очередь отношение к категориям вида и времени), дать их словообразовательную характеристику. Обязательно нужно учесть позицию субъекта-наблюдателя: движется ли наблюдатель или статичен, через какой орган чувств познается действительность. Для курсовой работы достаточно дать всей группе глаголов общую характеристику, а подробно проанализировать одну из следующих подгрупп:

а) цветовые и световые (Белеет парус одинокий; блестеть, сверкать, мерцать, сиять и др);

б) положения в пространстве, локативные (Дорога вела в гору, возвышаться, громоздиться, торчать и др.);

в) звуковые (звенеть, трещать, доноситься, звучать и др.).

Прежде чем приступить к выполнению курсовой работы, сделайте упражнение.

Упражнение

Выпишите глаголы наблюдаемого проявления и охарактеризуйте их с точки зрения:

а) способа познания мира;

б) статики или динамики передаваемой глаголами ситуации (если динамика, то с чем связана -с движением субъекта-наблюдателя, изменением среды наблюдения, движением или изменением наблюдаемого объекта);

в) словообразовательной структуры (для производных глаголов);

г) грамматических категорий.

1. Сильный жестокий мороз; твердый искристый снег; из-под снегу торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал (Т.). 2. В вокзале пахло мокрыми полушубками, самоваром, махоркой, керосином. Накурено было так, что точило горло, еле светили лампы в дыму, в полумраке, сырости и холоде (Бунин). 3. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный утомительно гремит (П.) 4. Молодые люди спустились к Москве-реке и пошли вдоль ее берега. От воды веяло свежестью, и тихий плеск небольших волн ласкал слух (Т.) 5. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камушки словно дрожат сквозь светлую рябь (Т.) 6. Уже столпы заставы Белеют; вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри... (П.) 7. У кладбища направо пылил пустырь, А за ним голубела река (Ахм.). 8. Он был в стеганом халате красного атласа и ночных туфлях, которые сверкали зелеными огоньками и стоял, опираясь на спинку кресла (Шар.). 9. Вот идет; и поднялась Перед ним гора крутая; Вкруг нее страна пустая; Под горою темный вход. Он туда скорей идет. Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный... (П.) 10. Из окошка тянуло сладким, тоскливым запахом (Стр.). 11. ... На Ленинградском шоссе клубится карамельный запах кондитерской фабрики, а чуть дальше по магистрали - хлебный запах соответствующего производства (“Ст.”) 12. Пол паркетный в покоях не скрипнет (Гор.). 13. Слева от меня лежала речная низменность, за ней слегка поднимались к горизонту тоже пустые поля, там только что село солнце, горел закат. Справа краснел против него правильный ряд белых одинаковых хат точно вымершей деревни, и я с тоской смотрел то на закат, то на них (Бун.). 14. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась на встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой (Ч.). 15. Горит восток зарею новой. Уж на равнине по холмам Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам Навстречу утренним лучам (П.).

Наши рекомендации