Своеобразие языка на разных ступенях социальной истории народа.
Развитие языка зависимо от внеязыковой действительности - от социальной и культурной истории народа, от характера и степени развития знаний о мире, от особенностей национального психического склада, образа жизни. Влияние общества на язык глубоко и разнообразно. Именно здесь, в истории общества, сознания, культуры, скрыты корни, первопричины развития языка. В конечном счете, язык развивается потому что развивается общество: язык изменяется, отражая меняющийся мир; изменяется, отвечая новым типам и формам общения; меняется, потому что развивается сознание и мышление человека.
Крупнейшие сдвиги в языковой истории - такие, как распад и образование языков, сближение языков и возникновение языковых союзов, непосредственно связаны с переломными событиями в истории народов: с миграциями, завоеваниями, с образованием и распадом государственных объединений, контактами с соседними народами. Не случайно языки тех народов, которые по разным историческим причинам долгое время жили относительно обособленно, например литовский, в сравнении с родственными языками очень архаичны: лишенные языковых контактов, такие языки менялись значительно медленнее своих „общительных родственников".
Сословная и профессиональная дифференциация общества отражается в возникновении и исчезновении социальных и профессиональных диалектов, жаргонов, специализированных подъязыков. Так, в разных странах расцвет условно-профессиональных, в том числе тайных, подъязыков связан с существованием замкнутых профессиональных объединений (корпораций, цехов, артелей), типичных для феодального общества. Например, по данным русской социальной диалектологии, в России XVIII - первой половины XIX в. было известно, более 70 условных языков: языки ремесленников-отходников, бродячих торговцев (коробейников, офеней, прасолов), профессиональных нищих. Однако под натиском машинного производства, крупной торговли исчезает сама прослойка мелких производителей и торговцев с их профессиональными секретами и артельной замкнутостью. Естественно, что в этих условиях тайные профессиональные языки постепенно отмирают.
Социальные параметры конкретного общества во многом определяют те условия, в которых происходят изменения в языке, и тем самым определяют интенсивность изменений, а иногда также направление и характер изменений. Так, феодальный уклад способствует сохранению и углублению диалектных различий, в то время как буржуазные отношения, централизованная государственная власть создают условия для преодоления диалектной дробности. Степень обособленности социальных и половозрастных групп населения определяет силу социального варьирования языка. Так, в первобытных и архаических социумах, где биологические различия по полу в большей мере, чем в современном обществе, значимы социально, отмечаются групповые языки - мужские, женские, а также девичьи и юношеские подъязыки периода инициации (иногда в значительной мере тайные).
Феодальное общество с его сложной и консервативной социальной иерархией (вассалитет феодалов, цехи и гильдии ремесленников и купцов, прикрепленность крестьян к земле) в условиях натурального хозяйства характеризуется в языковом отношении исключительной диалектной дробностью, резкой противопоставленностью литературного (книжно-письменного) и народно-разговорного языка, стремлением к строжайшей регламентации литературного языка. Территориальные и социальные языковые барьеры феодального общества являются отражением его сословно-классовой иерархичности и церемониальности и в известной мере порождены ими. Вместе с тем в феодальную (или рабовладельческую) эпоху, в связи с образованием первых государств, возникают различные наддиалектные языковые образования - литературно-письменные языки и разговорные койне.
Развитие капитализма и процессы формирования нации продолжают языковую интеграцию общества. Формирование национального языка представляет собой одно из слагаемых процессов национальной консолидации. Литературный язык нации в отличие от литературного языка народности характеризуется большим разнообразием коммуникативных функций. Он выходит за рамки письменно-литературного общения; постепенно в нем складываются нормы устной литературной речи. Таким образом, для литературного национального языка характерна тенденция превращаться в универсальное средство общения всего коллектива говорящих,. Так социальная интеграция общества обусловливает растущее языковое единство этнического коллектива.