Связь парадигматики и синтагматики при речепроизводстве и речевосприятии. Парадигматика и синтагматика как основа для выделения частей речи

Парадигма – словарь, образец. Синтагма – нечто соединённое, само сообщение. На всех уровнях языка существуют парадигматические и синтагматические отношения.

1. ПО (парадигматические отношения) – это отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. На этих отношениях основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа ворон ­– ворона – ворону и т.д. (грамматическая падежная парадигма, в которой противопоставлены друг другу морфемы – окончания разных падежей); кричу – кричишь – кричит (грамматическая личная парадигма, друг другу противопоставляются личные окончания); ворон – сокол – ястреб – коршун, и т. д. (лексическая парадигма, друг другу противопоставлены слова, обозначающие хищных птиц). 2. СО (синтагматические отношения) — это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня. Имеется в виду, во-первых, самый акт сочетаемости (ворон соединяется с формой кричит, но не с формами кричу и кричишь, с прилагательным старый, но не с наречием старо; сочетаясь с летит, кричит и многими другими глаголами, нормально не сочетается с поет или кудахчет; мягкие согласные в русском языке соединяются с последующим «и», но не с последующим «ы»). Во-вторых, имеются в виду смысловые отношения между единицами, совместно присутствующими в речевой цепи (например, в старый ворон слою старый служит определением к ворон), воздействие единиц друг на друга (звук «ч» в кричу выступает в огубленном варианте перед последующим «у») и т. д.

Парадигматические отношения (ПО) существуют между теми единицами языка, которые могут заменять друг друга в одном и том же контексте. ПО – ассоциативные отношения; те единицы, кот вступают в ПО, находятся на одном ассоциативном уровне. Благодаря ПО мы можем разделить слово на морфемы, расчленить целое на части. При построении высказывания человек выбирает нужное слово из парадигматического ряда. ПО выстраиваются по схеме «или-или».

ПО существуют на разных уровнях языка:

- в ПО отношения вступают фонемы и образуют и образуют фонологическую оппозицию (<а, <ы>, <о> -- дам, дым, дом), то есть, фонемы встречаются в одинаковом звуковом окружении и при этом различают слова;

- ПО существуют между вариантами одной и той же фонемы (<а>: ʌ, а, ъ – вода, водовоз);

- ПО существуют между морфемами, которые обладают одним и тем же значением (наставник, учитель, точильщик. летчик, бегун – все эти морфемы имеют одно и то же словообразовательное значение; грамм морфемы – синий, молодой);

- а ПО на лексическом уровне вступают все лексемы, кот образуют систему (синонимы, антонимы, гиперонимы, гипонимы);

- ПО в синтаксисе существуют между высказываниями, кот различаются значениями времени, наклонения и залога (ты идешь, ты ходил); любое изменение предиката (число глагола); парадигматика создается разным наполнением одной и той же синтаксической позиции (это было давно, сто лет назад).

Синтагматические отношения (СО) существуют между единицами языка, которые следуют друг за другом при создании единицы более высокого уровня.

СО- отношения линейности, язык – нелинейная система, речь – линейна. Линейность – последовательное развертывание единиц речи во времени и пространстве (когда звук следует за звуком, морфема за морфемой).

В СО единицы языка вступают тогда, когда образовывают единицы более высокого уровня. СО – отношения последовательности. Схема СО – «и-и».

Так как 2 члена парадигматического ряда нельзя одновременно произнести, то эти отношения в речи трансформируются в синтагматические (жизнь прекрасна и удивительна).

В языке есть субзнаки – это дифференциальные признаки, семантические значения –фонемы, семы, кот не вступают в СО. Таким образом, есть единицы не вступающие в СО.

Поскольку в СО вступают единицы одного уровня, образуя единицы более высокого уровня, то эти СО создают целостность языковой системы.

СО существуют на разных уровнях языка:

- СО на фонологическом уровне проявляются ярко в разных позиционных, комбинаторных изменениях (аккомодация).

- СО на морфологическом уровне проявляется в фономорфологических изменениях (дух-душа, детский (тс-ц – фузия-взаимопроникновение морфем)), в фузии морфем (взаимопроникновении морфем), опрощении.

- СО в лексике проявляются в действии законов лексической сочетаемости (добрые глаза, но! не добрый нос); чтобы слова сочетались, они должны иметь общие семантические элементы (семы).

- СО на синтаксическом уровне выражаются в вероятностном употреблении тех или иных синтаксических конструкций (вероятностном прогнозировании употребления тех или иных синтаксических конструкций) (Я не знаю, что… -- прогнозируем косвенную речь); доказательством синтагматики является нарушение вероятности прогнозирования.

Существует связь парадигматики и синтагматики.

1. Парад и синтагм связи слова – это снова для выделения частей речи; если слова могут заменять друг друга в одном и том же контексте, то эти слова выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, значит могут относиться к одной части речи. Слова одной части речи выполняют одинаковую первичную синтаксическую функцию (та функция, кот встречается чаще всего). Слова с одинаковой синтагматикой принадлежат к одному парадигматическому ряду;

2. СО на более низком уровне является причиной ПО на более высоком уровне (лик, лицо, личина - СО на морф уровне - парадигматика морфем и лексем);

3. СО на более высоком уровне позволяют определить единицу более низкого уровня (пять-пятерка (пятью два, пять на два, но! не пятерка на два)/ большой – второй (самый большой, но! не самый второй));

4. При речепроизводстве синтагматика и парадигматика взаимосвязаны; адресат выбирает слово из парадигматического ряда, учитывая общую коммуникативную стратегию. Цели коммуникации, системные связи лексемы, требования синтагматических связей;

5. ПО в силу одновременности существуют в пространстве (они конструируются на плоскости), а СО в силу последовательности существуют во времени;

6. Для СО очень важен контраст (единицы должны быть в связи, но должны достаточно отличаться друг от друга)

Золотая середина – должно быть немного общего, немного различного = гармонируют.

Если есть привативная оппозиция, то в синтагматике слабый контраст (Кузьмин [з’], [м’] – полная ассимиляция – слабый контраст).

Если в парадигматике дизъюнктивная оппозиция (или-или), то появляется сильный контраст в синтагматике (согласные – гласные).

Наши рекомендации