Признаки языка и признаки речи.
А) Язык психичен, т.к. он содержится в сознании носителей языка, а языковой знак – это ассоциация понятия и акустического образа. Следовательно, языковой знак является составляющей вербального сознания. Речь материальна, т.к. она воспринимается органами чувств. Текст, или речь представляют собой такой феномен, который может существовать отдельно от носителя языка. Описать систему языка можно, только анализируя речь.
Б) Язык социален, т.к. это знаковая система, передающая определенную информацию от говорящего к слушающему. Язык возник как средство консолидации общества и является наиболее универсальным средством социального и межличностного общения, поскольку с помощью языка можно сказать все. С помощью языка в форме письменного текста можно передать информацию во времени и пространстве, причем часть информации о мире хранится в самих языковых знаках. Язык может существовать только в обществе, и социальные сдвиги влияют на языковые единицы системы языка. Речь индивидуальна, поскольку индивидуален прошлый опыт носителя языка, его мироощущение, строение речевого аппарата – все это привносит специфику и в план выражения, и в план содержания языкового знака.
В) Язык инвариантен, поскольку это многомерное явление, и связи, существующие между его единицами, исключительно разнообразны. Речь вариативна, т.к. множество различных связей между единицами языка допускают их практически бесконечное комбинирование, т. е. вариативность, а также потому что речь (т.е. отдельные бесчисленные речевые акты) представляет всегда вариантные реализации языковой структуры.
Г) Несмотря на то, что речь прежде всего индивидуальное явление, мы в большинстве случаев понимаем друг друга. Понимание обеспечивается благодаря наличию в бесконечных актах говорения некоторых существенных и универсальных особенностей. Такими особенностями являются общие единицы (фонемы, морфемы, слова, предложения), используемые всеми людьми данного языкового коллектива, и правила оперирования этими единицами. Общие единицы и правила относятся к сфере языка, который объединяет посредством их совокупность индивидуальных речей в единство и составляет тем самым структурную основу речи. На этой основе осуществляется функционирование речи в качестве актов общения. Сами процессы говорения и понимания протекают в человеческой среде и вызваны потребностями обмениваться мыслями, чувствами, т.е. базируется на социальной основе. Эту социальную основу речи и составляет язык. Значит, речь относится к языку как частное, индивидуальное и конкретное явление к явлению общему, социальному и абстрактному. (Язык представляет собой систему правил и набор единиц, т.е. абстрактен. В речи происходит конкретная реализация правил и языковых единиц).
Д) Язык – многомерное явление. Связи, существующие между его единицами, исключительно разнообразны. Благодаря наличию этих связей единицы языка объединены в одно целое, в систему. Множество различных связей между единицами языка допускает их практически бесконечное комбинирование языковым устройством, что делает возможным как передачу одной и той же мысли в речи разными способами, так и гибкое приспособление языка к меняющейся действительности. Речь в противоположность многомерности языка линейна, т.е. она развертывается во времени (устная речь) или в пространстве (письменный текст). Элементы речи протяженны и располагаются при ее порождении последовательно друг за другом. Та же самая линейность наблюдается и при восприятии речи. Мы способны воспринимать и усваивать речевую информацию только в линейной последовательности, одну единицу сообщения за другой. Не меняет сути дела и тот факт, что при восприятии письменного текста возможно возвращение к уже прочитанному: подобные возвратные ходы в процессе усвоения письменной информации не нарушают ее линейной упорядоченности. Итак, речь линейна, язык нелинеен. (Язык нелинеен, т.к. не развертывается во времени и пространстве. Речь развертывается во времени (устная речь) и пространстве (письменный текст)).
Е) Язык потенциален, поскольку он представляет собой потенциальное явление, которое содержится в сознании людей в виде усвоенного умения говорить, а также понимать передаваемые с помощью речи мысли и чувства людей. Речь реальна, т.к. является конкретной реализацией, осуществлением этой потенции, превращением умения говорить в само говорение, или материальным воплощением этого явления.
Ж) Преобладание статичности в языке основывается на том, что язык как система статичен и стабилен. Преобладание динамичности в речи говорит о том, что речь не может оставаться стабильной, т.к. каждый человек вносит в свою речь определенные изменения.
З) Синхрония и диахрония в языке: синхронная картина языка не полна без диахронической перспективы. Дело в том, что в языке на каждом историческом этапе существуют новое, набирающее силу, и старое, уходящее. Это сосуществование значимо для синхронного описания языка, т.к. оно определяет «сегодняшнюю» дистрибуцию синонимов и динамику в конкуренции вариантов произношения, формообразования, синтаксических конструкций. Поэтому хороший словарь современного языка обязательно содержит пометы типа «устарелое» и «новое», внося таким образом в синхронное описание элемент диахронии. С отражением временной перспективы в синхронии обычно связаны и характеристики стилистической маркированности элементов, без чего синхронное описание было бы также неполным. Зависимость некоторого синхронного состояния языка от его предшествующей истории с особой силой проявляется в семантике. Это объясняется своеобразием информационных процессов в обществе. Таким образом, отчетливое видение двух аспектов языка – синхронного и диахронического – стало методологическим принципом современной лингвистики.
Преобладание синхронии в речи – поскольку, как уже упоминалось выше, речь является конкретной реализацией языка, или материальным воплощением умения говорить, т.е. реализацией в определенный момент, мы говорим о преобладании в речи синхронии, т.е. функционировании в данной языковой среде и в конкретной временной точке.
Функции языка
А) Коммуникативная функция состоит в том, что язык выступает в качестве важнейшего средства общения между людьми. Эта функция представлена двумя вариантами: интерактивнаяфункция, которая проявляется в том, что язык как инструмент включен в систему социального взаимодействия. Как разновидность интерактивной функции следует рассматривать и фасцинативную функцию, которая заключается в привлечении внимания адресата к содержанию сообщения.
Б) Регулятивнаяфункция заключается в регуляции поведения адресата (путем побуждения к действию, к ответу на вопрос, путем запрета действия, путем сообщения информации с целью изменить намерения адресата совершить определенное действие и т.д.) Иногда эту функцию называют конативной, аппелятивной или волюнтативной функцией. Таким образом, с регулятивной функцией связаны намерения, цели говорящего, т.е. то, ради чего он обращается к слушающему.
В) Номинативная функция, или функция называния состоит в том, что посредством языка происходит называние определенных предметов и явлений действительности.
Г) Аккумулятивнаяфункция, или накопительная, заключается в «накоплении» опыта и знания предыдущих поколений, в основном посредством письменных текстов.
Д)Познавательная функция: говоря о роли языка в познании, следует различать два аспекта: 1) участие языка в процессах предметного восприятия и формирования представлений, понятий, суждений, умозаключений; в различных мыслительных операциях; в механизмах памяти; 2) участие языка в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей. Участие языка в сохранении знаний о мире осуществляется на двух уровнях: во-первых, в самом языке, т.е. в семантических системах словаря и грамматики, во-вторых, в речи, т.е. в устных и письменных сообщениях, созданных на языке. Очевидно, что информация, аккумулированная в семантической системе языка, по объему во много раз меньше информации, содержащейся в текстах на языке. В отличие от интенсивно меняющейся информации текстов информация, сконцентрированная в языковой семантике, характеризуется исключительной стабильностью.
Е) Этническаяфункция: язык как фактор объединения и единства народа. Этноконсолидирующая функция является во многом символичной, она создается не употреблением языка, а отношением людей к языку, национально-культурной идеологией. В реальности процессы формирования этносов могут не совпадать с процессами дифференциации и интеграции языков.
Функции речи
А)Магическая функция: Р.О. Якобсон считал магическую функцию частным случаем призывно-побудительной, с той разницей, что в случае словесной магии адресат речи – это не человек, а высшие силы. К проявлениям магической функции относятся табу, табуистические замены, а также обеты молчания в некоторых религиозных традициях, заговоры, молитвы, клятвы, в том числе божба и присяга, в религиях Писания – сакральные тексты, т.е. тексты, которым приписывается трансцендентное значение, может, например, считаться, что они были внушены или продиктованы высшей силой. Общей чертой отношения к слову как к магической силе является неконвенциональная трактовка языкового знака, т.е. представление о том, что слово – это не условное обозначение некоторого предмета, а его часть, поэтому, например, произнесение ритуального имени может вызвать присутствие того, кто им назван, а ошибиться в словесном ритуале – это обидеть, прогневать или навредить высшим силам.
Б) Экспрессивная функция реализуется в том случае, если в высказывании прямо выражено субъективно психологическое отношение человека к тому, о чем он говорит. Основным средством выражения эмоций в речи является интонация. Эмоции в речи выражаются также с помощью междометий и словами с эмоционально-экспрессивной коннотацией. Эмоциональная сторона речи связана с работой правого полушария головного мозга. При правополушарных расстройствах речь больного становится интонационно однообразной.
В) Фатическаяфункция: иногда общение как бы бесцельно, говорящим не важна та информация, которую они сообщают друг другу, они не стремятся выразить свои эмоции или воздействовать друг на друга. Пока им важен только контакт, который подготовит дальнейшее более содержательное общение. В таких случаях язык выступает в фатической функции, которая осуществляется в приветствиях, поздравлениях, в дежурных разговорах о погоде и т.д.
Г) Метаязыковаяфункция: использование языка в данной функции обычно связано с какими-то трудностями речевого общения – например, при разговоре с ребенком, иностранцем или любым другим человеком, не вполне владеющим данным языком либо некоторым социальным или функциональным подъязыком. В таких случаях говорящие прибегают к толкованиям слов и выражений. В метаязыковых комментариях говорящие могут также оценивать слово или его уместность в речи, мотивировать свой выбор речения, подчеркнуть индивидуальные оттенки смысла. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – в том числе на уроках и лекциях по языку и языкознанию.
Д) Эстетическая функция речи проявляется в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру, отдельное слово, оборот, фраза начинает нравится или не нравится, восхищать своей ладностью, точностью, глубокой осмысленностью, красотой. Эстетическое отношение к языку, таким образом, означает, что речь может восприниматься как прекрасное или безобразное, как эстетический объект. Способность текстов эстетически переживаться говорящими лежит в основе поэтической функции языка. Хайнеманн также считает, что сущность эстетической функции заключается в том, что текст соотносится не с объективной действительностью, а с вымышленным, фиктивным миром, что и обусловливает динамику эмоционального состояния реципиента.
Е) Суггестивнаяфункция текста состоит в воздействии на психологическое либо физиологическое состояние адресата, а также (косвенно) в принуждении его к определенным действиям или, наоборот, предостережении от них. Наиболее распространены суггестивные акты в таких сферах общения, как политическая пропаганда, реклама, религиозная проповедь, гипнотическая терапия, художественная коммуникация, различные формы общения с детьми (например, убаюкивание).