Язык как структура и система

Языковые знаки отличаются сложным строением. Они образуют несколько систем, которые вступают между собой в определенные отношения и создают более сложную общую систему. Язык – это система подсистем, каждая из подсистем имеет свои элементы. Языковая система – иерархически организованная система, находящаяся в постоянном движении и изменяющаяся в зависимости от условий коммуникации.

Язык начали изучать именно как систему в XX в. Идея системного описания языка принадлежит Ф. де Соссюру. Чтобы выявить системные свойства, нужно обнаружить в изучаемом объекте структуру, описать элементы, установить все множество отношений между ними. В языке много единиц, каждая несет определенного рода информацию и может быть интерпретирована с точки зрения знака.

Единицы языка объединяются в категории и ярусы по типовым отношениям. Языковая система представляет собой многоуровневую структуру. Уровни в языке находятся между собой в иерархических отношениях. Единицы более низкого уровня функционируют в составе единиц более высокого уровня. С точки зрения внутрисистемных ролей единицы языка выполняют номинативную, коммуникативную и строевую функции. Единицы низшего уровня составляют единицы высшего уровня, выполняя строительную функцию.

Структура и единицы языковой знаковой системы

Уровень языка Тип знака Функция знака Знак языковой системы Особенность языкового уровня
  Синтакси-ческий   Суперзнак   Коммуника-тивная Предложение Единицы высшего уровня строятся каждый раз заново из разных знаков языковой системы.
Лекси-ческий Собственно знак Номинативная Лексема Основной языковой уровень.
  Морфем-ный   Знак Слово- и формо-образующая Морфема Морыемы не являются самостоятельными единицами. Это связанные знаки.
Фонети-ческий Субзнак Смыслораз-личительная фонема Единицы этого уровня не имеют плана содержания.

________________________________________________________________________________

Предложение

Предложение – комплексная знаковая единица. Это суперзнак, состоящий из знаков разных уровней языка, которые в составе предложения реализуют свои коммуникативные функции. Единица синтаксического уровня – основная, базовая, центральная, так как именно она осуществляет основные функции языка – является средством общения и передачи информации.

Лексема

Собственно знаковыми являются единицы лексического уровня – лексемы (слова), так как они имеют и план выражения и план содержания и являются знаковыми информаторами. Слово обладает всеми функциями знака, оно обозначает предмет действительности, может быть соотнесено с конкретным значением и используется человеком в коммуникативных целях. Коммуникативная функция словом реализуется не самостоятельно, а в составе единицы синтаксического уровня – предложения. Лексемы образуются из морфем, которые в свою очередь состоят из фонем.

Морфема

Морфема имеет план выражения и план содержания, но реализует свое значение не самостоятельно, а совместно с другими морфемами. Например, в структуре модели «основа глагола + суффикс -тель» (учитель, руководитель, посетитель, каратель) суффикс номинует лицо; общее значение словообразовательной модели ‘лицо по действию’ складывается из корневой и суффиксальной морфемы.Морфема знаковая единица, но не самостоятельная, а связанная (она выступает совместно с другими единицами: книг-а, рас-пре-дел-и-тель-ø), поэтому морфему называют полузнаком.

Фонема

Фонема не обладает функцией означивания, у нее нет плана содержания. Она не является полноценным знаком – это субзнак. Ее функция строительная – она строит знаки.

КАДР

Системные отношения в языке

Единицы языковой системы вступают в четыре основных типа отношений: парадигматические, синтагматические, иерархические и ассоциативные. Эти отношения характерны для единиц всех уровней системы, чем обеспечивается ее единство и целостность.

Парадигматические отношения связывают единицы одного уровня на основании сходства по тем или иным основным признакам. Это отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются система согласных, система склонения, синонимический ряд и др. Парадигматические отношения – это отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня, связанными общими признаками. Это отношения сходства, взаимозаменяемости, конкуренции. Элементы, входящие в одну парадигму, могут заменять друг друга в коммуникативном акте, как синонимы или члены падежной парадигмы. Парадигматические отношения позволяют выбрать из системы языка необходимую при формировании высказывания единицу, а также образовать формы слова по аналогии. Парадигматические отношения реализуются не линейно, не одновременно в потоке речи, они действуют по принципу “вместо”. При формировании высказывания говорящий может выбрать один из имеющихся в данном языке смысловых или формальных вариантов: умница – молодец, лиса – хитрец, зал – зала.

Члены одной парадигмы относятся к одному классу знаков. В парадигматические отношения вступают единицы, которые могут находиться в одинаковой позиции и имеют одинаковые синтагматические потенции. Все причастия и прилагательные русского языка объединяются по признаку “определение” и входят в одну парадигму, члены которой выполняют атрибутивную функцию. Этот признак является для них интегральным и противопоставляет их другим частям речи.

Каждый уровень языка специфически реализует парадигматические отношения.

_______________________________________________________________________________

Иерархические

Иерархические отношения – это отношения между неоднородными элементами, подчинение единиц друг другу как общего и частного, родового и видового, высшего и низшего.

Ассоциативные

Ассоциативные отношения возникают на основе совпадения представлений, образов действительности. Различают три вида ассоциаций: по смежности (метонимия – нос корабля), по сходству (метафора – медвежий голос) и по контрасту (мертвые души).

Каждый уровень языка

Фонетический уровень. Согласные объединяются в парадигмы звонких, глухих мягких, твердых, губных, взрывных, сонорных, заднеязычных и др. Фонемы [о] и [у] различаются подъемом (средний и высокий), задний ряд и лабиализация – интегральные признаки. Следовательно, имея два общих признака, они входят в две парадигмы – гласных заднего ряда, противостоящих гласным переднего и среднего ряда, и лабиализованных, противопоставленных нелабиализованным гласным.

Морфемный уровень. Суффиксы -чик / -щик (барабанщик, наладчик, укладчик) абсолютно тождественны по семантике (образуют имена лиц по действию) и частично тождественны по форме. Они являются формальными вариантами одной морфемы. Это формальная парадигма морфемного уровня, в которой объединены единицы по общности семантики. В падежные парадигмы объединены формы с общим значением ‘падежа’, а внутри парадигмы падежные формы различаются конкретными падежными значениями.

Словообразовательный подуровень. Семантическуюпарадигму признаковых существительных образуют словообразовательные модели: основа прилагательного + суффиксы -изн(а), -ость, -от(а), -Ø (кривизна, дешевизна, белизна; глупость, дерзость, мудрость; доброта, высота, пустота; глубь, муть, зыбь, рябь).

На лексическом уровне преобладают парадигмы по чисто семантическому признаку: синонимы (баран – дуб, дом – изба), антонимы (пассивный – активный, молодой – старый), лексико-семантические группы (названия животных, имена лиц и пр.), тематические группировки (театральная, медицинская, политическая лексика).

На синтаксическом уровне парадигматика единиц выстраивается на выражении одного глубинного содержания в разных типах высказывания. Одна ситуация передается несколькими типами предложений: Дождь идет. Дождит. Дождь; Человек идет. Идущий человек. Пешеход; Солнце заходит. Смеркается. Темнеет. Закат.

КАДР

Синтагматические отношения – это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня. Они объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. Это горизонтальные отношения единиц языка. На синтагматических отношениях строятся слова как совокупность морфем и слогов, словосочетания как совокупность слов и предложения как совокупность словосочетаний. Синтагматические отношения позволяют одновременно использовать две и более единицы. Это отношения смежности, следования, сочетаемости. Слово горячий сочетается со словами чай, хлеб, воздух, песок, привет. Это его партнеры. В то же время слово горячий не сочетается по разным причинам со словами лед, метр, ходить, смело. Законы смыслового согласования ограничивают синтаксическое согласование. Синтагматические отношения проявляются в совместной встречаемости языковых единиц по законам сочетаемости.

Синтагматические отношения на фонетическом уровне – это положение единицы по отношению к ее соседям в линейном ряду. Звуки могут встречаться в определенной последовательности. “Твердый губной + дрожащий” (брось, прах, брак) – это возможное сочетание, а сочетание “мягкий губной + дрожащий” невозможно, хотя на стыке слов встречается (восемь раз).

Проявление синтагматических отношений на морфемном уровне заключается в законах формального и семантического согласования, которые морфема реализует в составе слова – единице более высокого уровня. Суффикс -ит сочетается с существительными со значением ‘заболевания’: дифтерит, палеартрит, рахит.

Реализация синтагматических отношений на лексическом и синтаксическом уровне – это глагольное управление, согласование, при этом учитываются формально-семантические, грамматические и лексические характеристики слов.

________________________________________________________________________________

Наши рекомендации