Понятие о лексическом значении
В начальной школе
Е.Н. Борюшкина
Лексика и фразеология
Учебное пособие
По курсу «Русский язык»
Москва
УДК 371.3+808.2
ББК 74.202я43+74.268.141я43
Б84
Рецензент:
канд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики текста и методики преподавания русского языка Московского городского педагогического университета ГБОУ ВПО МГПУ А.В. Алексеев
Борюшкина Е.Н.
Лексика и фразеология. Учебное пособие по курсу «Русский язык». – М.: ИППО МГПУ, 2012. – 43 с. Тираж 100 экз.
ISBN 978-5-9506-0956-5
Учебное пособие содержит конспект лекций и материалы для практических занятий по лексикологии и фразеологии современного русского языка. Рассматриваются проблемы структуры лексического значения, парадигматических отношений в лексической системе, функционального распределения лексического состава. Предназначено для студентов педагогических вузов очных и заочных отделений, может использоваться при самостоятельной подготовке.
УДК 371.3+808.2
ББК 74.202я43+74.268.141я43
ISBN 978-5-9506-0956-5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………….. | |
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………... | |
ПОНЯТИЕ О ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ …………………………... | |
Микроструктура лексического значения ………………………………... | |
Макроструктура лексического значения ………………………………... | |
Эмоционально-стилистическая окраска ………………………………… | |
Многозначность …………………………………………………………… | |
Метафора …………………………………………………………………... | |
ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ ……………... | |
Омонимия ………………………………………………………………….. | |
Парономазия, паронимия ………………………………………………… | |
Антонимия ………………………………………………………………… | |
Синонимия ………………………………………………………………… | |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЛЕКСИКИ ……………………………. | |
Слова ограниченной сферы употребления ……………………………… | |
Виды устаревших слов ……………………………………………………. | |
Неология …………………………………………………………………… | |
Стилевая принадлежность слов ………………………………………….. | |
ФРАЗЕОЛОГИЯ …………………………………………………………... | |
Понятие о фразеологизме. Типы фразеологических единиц …………... | |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ …. | |
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ………………. | |
Задания для контрольных работ …………………………………………. | |
Вопросы для самостоятельного изучения ……………………………….. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… | |
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….. |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие посвящается проблемам лексикологии, фразеологии и семасиологии. Лексикология – наука о словах, об их связях и их использовании в речи. Фразеология изучает устойчивые сочетания слов. Семасиология изучает значения слов, закономерности их строения и использования.
Учебное пособие отражает современные представления о строении лексического уровня языка. При описании теоретического материала последовательно используется структурно-семантический метод, что позволяет объединить в едином изложении различные разделы лексикологии и фразеологии. В соответствии с целями учебного пособия его структура включает четыре основных компонента: краткое изложение важнейших теоретических сведений, практические задания, связанные преимущественно с описанием структуры лексического значения, материалы для промежуточного и итогового контроля, справочную информацию. Теоретическая часть пособия содержит конспекты четырнадцати лекций, распределенных по нескольким разделам: «Понятие о лексическом значении» (микроструктура ЛЗ, макроструктура ЛЗ, эмоционально-стилистический компонент ЛЗ, полисемия, способы переноса значения), «Парадигматические отношения в лексике» (антонимия, синонимия, омонимия, паронимия, парономазия), «Функциональные сферы лексики» (слова ограниченной сферы употребления, виды устаревших слов, неология, стилевая принадлежность слова), «Понятие о фразеологии, разновидности фразеологических единиц».
ВВЕДЕНИЕ
При изучении лексического уровня языка необходимо использовать все богатство лингвистических методов. Сравнительно-исторический подход, традиционно преобладавший в языкознании, необходимо осваивать и в педагогическом вузе. При описании словарного состава языка он наиболее продуктивно может применяться для анализа внутренней формы слова. Внутренняя форма – это тот признак предмета, который ложится в основу наименования при возникновении слова. Например, у слова подснежник внутренняя форма – ‘то, что под снегом’, у слова пятница внутренняя форма – ‘пятый’. У производных слов внутренняя форма практически совпадает со словообразовательной мотивированностью. У непроизводных слов внутренняя форма скрыта или утрачена, для ее определения необходимо специальное (этимологическое) исследование. Применение при анализе лексики сравнительно-исторического метода дает возможность студентам уяснить диахроническую сущность слова, увидеть обусловленность современного словарного состава прежними периодами развития языка.
В двадцатом веке в лексикологии, как и во всей лингвистике, активно развивались методы структурного описания. Основной навык, которым должны овладеть студенты при изучении структурно-исторического метода, - это навык семантизации и толкования лексического значения. Семантизация предполагает, что лексическое значение рассматривается как дробная, расчлененная структура, элементы которой соответствуют минимальным признакам называемых объектов и выявляются путем сопоставления. Следовательно, упражнения в семантизации не только содержат описание лексических значений, но и способствуют активному развитию логического мышления. На основе семантизации может строиться толкование слова, т.е. описание лексического значения в словаре. Предварительно проведенная семантизация также обеспечивает корректное выявление оппозиций в пределах лексической системы, например, позволяет выделить совпадающие и различающиеся элементы в значениях антонимов и синонимов.
В последние десятилетия все более востребованным в лингвистике становится антропоцентрический подход. Он требует уделять наибольшее внимание не собственно отношениям элементов внутри языковой системы, а их функционированию в различных коммуникативных условиях. В соответствии с этим особое место в учебном пособии занимает классификация лексики в соответствии со сферой употребления. Студенты должны понимать принципы выбора стилистически окрашенных и функционально ограниченных слов, а также историческую изменчивость подобных характеристик. Особую значимость при антропоцентрическом подходе приобретает фразеологический уровень языка. Анализ устойчивых выражений позволяет выявить особенности национального менталитета, стереотипы поведения и культурные традиции, закрепленные в языковых образах.
Вопросы:
1) В чем особенность сравнительно-исторического подхода к изучению лексического уровня языка?
2) В чем особенность антропоцентрического подхода к изучению лексического уровня языка?
Многозначность
Большинство слов русского языка являются многозначными. Полисемия (многозначность) определяется возможностью обозначать одним и тем же словом различные предметы, которые так или иначе соотносятся между собой в нашем сознании, что отражается в сохранении смысловой связи между значениями многозначного слова (наличествуют общие семы). При употреблении слова в разных значениях оно, реализуя ту или иную сочетаемость, оказывается в неодинаковых контекстах, напр. мягкая земля (почва), далекая земля (суша), дорогая земля (участок). Основными механизмами развития новых значений являются метонимия, метафора, функциональный перенос. Метонимия – перенос значения на основе смежности, общие семы отражают признаки, реально совпадающие у двух предметов или явлений: класс (коллектив) – класс (помещение) объединены признаком места. Функциональный перенос происходит при совпадении функции (назначения) двух предметов. Сравните: крыло самолета, ножка стула. Этот способ особо продуктивен в истории языка, напр. стрелять (первоначально ‘пускать стрелы’).
Вопросы:
1) Что такое полисемия?
2) Какие существуют способы образования полисемии?
Метафора
Непрямые значения, образованные при помощи метафоры, принято называть переносными. Метафорический перенос производится на основании сходства, то есть совпадающие в прямом и переносном значениях семы отражают признак предметов, мыслимый как общий: сходство не столько присутствует в действительности, сколько устанавливается, предполагается в сознании говорящего. Например, железный гвоздь – железная воля: перенос на основе семы (признака) ‘крепкий’. Метафоры могут быть разделены на узуальные и окказиональные (авторские): в первом случае переносные значения слов отражаются в словаре, метафоры второго типа реализуются преимущественно в художественном тексте.
Вопросы:
1) В чем отличие метафоры от метонимия и функционального переноса?
2) Приведите по 7 примеров узуальных и окказиональных метафор.
ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В ЛЕКСИКЕ
Омонимия
Омонимы, по мнению большинства ученых, представляют собой внесистемное лексическое явление, то есть в их ЛЗ отсутствуют общие семы. Очень важно отличать омонимию от полисемии: значения многозначного слова, различаясь по контексту употребления, в некоторых случаях могут не различаться, объединяться; это явление известно как лексическая диффузность, ср. ‘почва’ + ‘вещество’ + ‘сельскохозяйственное угодье’: На весну такая земля лучше самой глубокой зяби. У тебя мягкая земля, а у меня – крепь…(Шолохов). В случае недостаточности контекста для различения омонимов возникает резкий эффект языковой игры, совмещения двух возможных интерпретаций: Студенты, не сдавшие язык, будут повещены на втором этаже (о списке задолжников).
Противопоставление омонимии и полисемии не всегда является однозначным, что приводит к различным трактовкам в толковых словарях. Появление сложных случаев связано с одним из источников омонимии, распадом полисемии. К примеру, омонимы коса, свет, мир, язык с исторической точки зрения являются многозначными словами. Критерием определения омонимии может служить словообразование: от различных омонимов образуются разные производные, ср. светский – светлый – кругосветный, мирный – мирской – мировой, языково́й – языко́вый.
Второй из основных источников пополнения омонимии – заимствования. Сравните: исконно русское лук (оружие), ср. излучина – лук (овощ), из германских языков; исконно русское брак (свадьба), ср. брать – брак (поломка), из немецкого языка.
Вопросы:
1) В чем отличие омонимии от полисемии?
2) Что означает понятие лексическая диффузность?
3) Назовите основные типы омонимов.
Парономазия, паронимия
Паронимы, как и омонимы, не входят в систему парадигматических отношений (противопоставленности и связи слов по смысловым критериям). Это справедливо при рассмотрении паронимии в широком смысле (при этом иногда используется термин «парономазия»): паронимами признаются любые слова с близким звучанием: шар – жар, смешение – смещение. К паронимии такого типа близки омографы (за'мок - замо'к), омофоны (пруд – прут), омоформы, то есть грамматические омонимы (печь пироги – русская печь). Паронимы в узком смысле – это родственные слова, у которых сближается не только звучание, но и значение: одеть – надеть, главный – заглавный, гуманный – гуманистический.
Вопросы:
1) В чем различие понимания паронимии в широком и узком смысле?
2) Дайте определение терминов омограф, омофон, омоформа.
Антонимия
Антонимами являются слова одной части речи, у которых значения не просто различны, но противопоставлены, то есть большая часть сем является интегральной, совпадающей, и одна пара противопоставленных сем образует единый признак. Напр. горячий – холодный имеют общий компонент значения ‘качество по отношению к температуре’, противопоставлены в рамках признака ‘степень’ семы ‘максимально’, ‘минимально’. Пару пол – потолок неверно рассматривать в ряду антонимов, так как общей семой является лишь ‘в помещении’, а противопоставленными ‘настил’, ‘по которому ходят’, ‘покрытие’ (ср. дефиниции в толковых словарях). Из приведенных примеров видно, что в антонимические отношения преимущественно вступают качественные прилагательные и абстрактные существительные: храбрый – трусливый, добро – зло. Как правило, не существует антонимов у слов с конкретно-предметным значением.
Вопросы:
1) Определите специфику семного наполнения антонимов.
2) Приведите свои примеры антонимов, сопоставьте их семную структуру.
Синонимия
Синонимами являются слова одной части речи, имеющие близкие или тождественные лексические значения (ЛЗ). Тождество ЛЗ (лингвистика – языкознание) наблюдается крайне редко, в этих случаях говорят о словах-дублетах (абсолютных синонимах). Однако в речи обычно происходит смысловая (печаль – скорбь) и стилистическая (глаз – око) дифференциация синонимов. Слова, совпадающие в одном (или единственном) из своих значений, образуют синонимический ряд, имеющий доминанту, то есть слово, чье значение максимально точно отражает интегральную (общую) часть значения всех синонимов. Остальные слова имеют дифференциальную (отличительную) сему. Например, при доминате печаль слово скорбь отличается семой ‘высокая степень’. Доминанта также характеризуется стилистической (стилевой) нейтральностью, то есть не имеет коннотативной (оценочной) окраски и не ограничена в употреблении.
Вопросы:
1) Что такое синонимический ряд?
2) Что обозначает термин доминанта синонимического ряда?
3) Приведите свой пример синонимического ряда, выделите в нем доминанту.
Виды устаревших слов
Устаревание слова может происходить двумя путями. В первом случае выходит из употребления сам предмет, утрачивается понятие определенной исторической эпохи; подобные слова называются историзмами: секира, вира. Современный носитель языка теряет в большей или меньшей степени знание о денотате и сигнификате устаревшего слова, однако эти знания могут актуализироваться в контексте художественного произведения или при других условиях при воссоздании древней культуры. Во втором случае реалия сохраняется, однако устаревшее слово заменяется в обычной речи своим синонимом – возникают архаизмы: око, зело, пиит. Такие слова могут выполнять стилистическую функцию (торжественная речь, пародия и т.п.), обладают в современной речи ярко выраженной коннотацией. Устаревают не только лексемы целиком, но и отдельные значения многозначных слов, так возникают семантические архаизмы и историзмы: живот (жизнь), кумир (изваяние языческого божества).
Вопросы:
1) Приведите по 7 примеров историзмов и архаизмов. Объясните значения слов.
2) Что такое семантические архаизмы и историзмы?
Неология
Появление новых лексических единиц прежде всего происходит в результате словообразования (луноход, автолавка). Этот механизм, активно проявляющийся не только в книжных стилях, но и в разговорной, просторечной, жаргонной речи, часто обеспечивает высокую коннотацию нового слова: кругосветка, киношка, красава. Следующий путь пополнения словарного запаса – заимствования (плеер, менеджер). Широко распространено словообразование на базе заимствованных лексем и корней: биатлонист, ксерить. И наконец, в качестве пути появления новых слов можно рассматривать развитие новых значений у существующих лексем: разрядка (в международных отношениях), палитра (разнообразие), мышь (компьютерная) – так возникают семантические неологизмы. Устаревшие слова и неологизмы (не утратившие коннотации новизны) составляют пассивный лексический запас. Между активной и пассивной лексикой происходит постоянное взаимодействие: слова могут выходит из употребления и вновь становиться востребованными (Дума, губернатор).
Вопросы:
1) Какие существуют механизмы появления неологизмов?
2) Приведите 7 примеров неологизмов. Объясните значения этих слов.
3) Объясните понятия активный запас и пассивный запас лексики.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ
НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
Упражнение 1.
Какие из приведенных слов могут быть объединены на основании интегральных (общих) сем? Определите эти семы и заполните таблицу.
Колбаса, револьвер, теплый, зеленый, винтовка, хлеб, ходить, красный, отец, мясо, рука, пулемет, горячий, бегать, черный, ледяной, сестра, пушка, скакать, голова, свинина, голубой, тащиться, нога, холодный, сын, пистолет, ехать, белый, дочь.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
Упражнение 2.
Дайте характеристику лексического значения слова по приведенному плану:
а) тип значения по направленности на предмет (прямое или непрямое);
б) тип значения по преобладающей функции (номинативная или коннотативная);
в) тип значения по обусловленности контекстом (свободное или несвободное).
Иметь зуб на кого-либо, зубчик пилы, зубик болит, здоровый зуб, мальчонка, оболтус, зайка ты мой (обращение к человеку), луковка (на куполе церкви), семечко, зерно растения, зерно смысла, пыльца, лапа (знакомство), морда (по отношению к человеку), лапа зверя, кошачья лапка, лапка (электротехнический термин), компьютерная мышь, компьютерная мышка, маленькая мышь, серая мышка, уста, глазок, черное пальто, черное озеро, черные мысли, светлые надежды, пустить утку (лживый слух в прессе), неприятный осадок, электронно-вычислительная машина, по улице едет машина, солнечный свет, солнечное место, солнечный зайчик, солнечная девушка, электрическая плитка, электрическая плита.
Упражнение 3.
Определите внутреннюю форму и приведенных слов (при необходимости воспользуйтесь этимологическим словарем). В каких случаях выраженный внутренней формой семантический признак актуален для современного лексического значения слова?
Озимь, окно, подснежник, октябрь, вторник, неделя, заповедник, охотник, теплоход, железный, коричневый, горесть, учитель, любимая, жарить, среда, понедельник, ровесник, переход, ручка, подпол, лежбище.
Упражнение 4.
Определите, в какие лексико-семантические парадигмы могут входить приведенные слова. Заполните таблицу с примерами.
синонимический ряд (если есть) | антоним (если есть) | родовидовые отношения (если есть) | лексико-семантическая группа | лексико-семантическое поле | |
радость | |||||
отец | |||||
яблоко | |||||
добрый | |||||
шагать | |||||
черный | |||||
актер | |||||
горячий | |||||
ботинок | |||||
Бог |
Упражнение 5.
Пользуясь толковым словарем, проведите семантизацию (компонентный анализ значения) приведенных слов (в прямых значениях) по образцу.
Огонь. Раскаленные светящиеся газы, образующиеся при горении. Семы: ‘газ’, ‘светящийся’, ‘раскаленный’, ‘горение’.
Президент, людоедство, дружба, мероприятие, нейтралитет, олива, орел, переполох, плинтус, покос, посол, пузырь, сказать, сословие, строить, требовательный, уползти, хобот.
Упражнение 6.
Рассмотрите ряд синонимов, которые может иметь слово бить в разных значениях. Определите, какими семантическими признаками различаются данные значения. Определите виды связи между значениями (метафора, метонимия), составьте схему многозначного слова.
Составьте примеры предложений со словом бить в каждом из значений.
Ударять, избивать, побеждать, убивать, стрелять, раскалывать, звучать, сотрясать, вырываться.
Упражнение 7.
В приведенных рядах синонимов определите доминанту. Назовите тип синонимии, укажите дифференциальные семы.
Атака, набег, налет, нападение, штурм, удар.
Выдающийся, исключительный, необыкновенный, необычный.
Дорога, проход, путь, трасса, тропа, тропинка, стезя, шоссе.
Вспыхивать, загораться, зажигаться.
Авария, катастрофа, крушение.
Кляча, кобыла, конь, лошадь, скакун.
Карликовый, крошечный, маленький, мелкий, миниатюрный, небольшой.
Неловкий, неповоротливый, неуклюжий, угловатый, нескладный.
Битва, поединок, сражение, бой, стычка.
Упражнение 8.
Прочитайте текст и выполните предложенные задания.
1. Определите дифференциальные и фоновые семы одного из существительных, употребленных в тексте.
2. Найдите в тексте устойчивые выражения (фразеологизмы), определите их тип.
3. Найдите в тексте лексемы, которые могут быть включены в одну лексическую парадигму. Учитывайте окказиональное развитие семантики.
4. Найдите в тексте лексемы ограниченной сферы употребления, дайте их характеристику.
6. Найдите в тексте лексемы, выполняющие коннотативную функцию, дайте их характеристику.
Через десять минут молочные братья покинули летний
кооперативный сад с подачей пива. Великий комбинатор чувствовал
себя в положении хирурга, которому предстоит произвести весьма
серьезную операцию. Все готово. В электрических кастрюльках
парятся салфеточки и бинты, сестра милосердия в белой тоге
неслышно передвигается по кафельному полу, блестят медицинский
фаянс и никель, больной лежит на стеклянном столе, томно
закатив глаза к потолку, в специально нагретом воздухе носится
запах немецкой жевательной резинки. Хирург с растопыренными
руками подходит к операционному столу, принимает от ассистента
стерилизованный финский нож и сухо говорит больному: "Ну-с,
снимайте бурнус". (И. Ильф и Е. Петров.)
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задания для контрольных работ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Задание 1. Дайте определение понятия, приведите примеры.
гипоним
денотативный аспект значения
дифференциальная сема
идеографические синонимы
конверсив
коннотация
лексико-семантическая группа (ЛСГ)
лексико-семантическое поле (ЛСП)
лексические дублеты
переносное значение
прямое номинативно-коннотативное значение
сигнификативный аспект значения
синтаксически обусловленное значение (СО)
фоновая сема
фразеологически связанное значение
энантиосемия
Задание 2. Определите, из каких сем состоят лексические значения предложенных слов.
Президент, бежать, радостный.
Задание 3. Дайте характеристику предложенных слов в указанных значениях по трем критериям: 1) прямое или непрямое значение; 2) преобладающая функция (коннотация или номинация); 3) свободное или несвободное значение.
пиджачок ‘вид одежды’
скотина ‘обращение к человеку’
закадычный ‘о друге’
земля ‘страна’
Задание 4.Определите, в какие лексические парадигмы входят предложенные слова: верблюд, актриса, хотеть, белый.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 (В ФОРМЕ ТЕСТА)
Вариант № ___1_____
1. Какое из приведенных слов реализует прямое номинативно-коннотативное значение (НК)?
Варианты ответа:
1) стул
2) любовь
3) бантик
4) ох
5) слон
2. Какое из приведенных слов реализует прямое коннотативно-номинативное значение (КН)?
Варианты ответа:
1) мерзавец
2) чайник
3) горечь
4) синий
5) огромный
3. Выберите пример, в котором реализуется фразеологически или лексически связанное лексическое значение.
Варианты ответа:
1) золотой слиток
2) проливной дождь
3) сильный дождь
4) полный покой
4. Выберите пример, в котором реализуется синтаксически обусловленное значение.
Варианты ответа:
1) Какая же ты свинья!
2) Позовите начальника!
3) Читайте по слогам.
4) Приезжайте вовремя.
5. Какой из аспектов лексического значения содержит указание на обобщенный предметно-чувственный образ объекта?
Варианты ответа:
1) сигнификат
2) денотат
3) референт
4) коннотативный аспект
5) концепт
6. Определите, какую интегральную сему содержат лексические значения слов синий и голубой.
Варианты ответа:
1) яркость
2) цвет
3) светлый
4) небо
5) насыщенность
7. Какую лексическую парадигму образуют слова гитарист, струнный, музыка?
Варианты ответа:
1) лексико-семантическая группа
2) синонимический ряд
3) лексико-семантическое поле
4) гипо-гиперонимическая парадигма
5) тематическая группа
8. Укажите, в каком случае реализуется значение, образованное с помощью метафорического переноса.
Варианты ответа:
1) чайник вскипел
2) соломенная шляпка
3) шляпка гриба
4) ехать на воды
5) выпить воды
9. В каком из приведенных примеров наблюдается явление паронимии?
Варианты ответа:
1) большой – маленький
2) чистый ботинок – чистый звук
3) медленный – неспешный
4) кулачный – кулацкий
10. В предложенных примерах определите случай стилистической синонимии.
Варианты ответа:
1) жена – супруга
2) педагог – учитель
3) быстрый – мгновенный
4) бежать - мчаться
11. Какое из приведенных слов является старославянизмом?
Варианты ответа:
1) приказчик
2) благо
3) шелом
4) горячий
12. Какое из приведенных слов является неологизмом?
Варианты ответа:
1) дайвинг
2) чувак
3) вожатый
4) адепт
13. Найдите пример фразеологического сращения.
Варианты ответа:
1) щурить глаза
2) железная дорога
3) бить баклуши
4) ставить в тупик
14. Какая фразеологическая единица характеризуется максимальной семантической слитностью компонентов?
Варианты ответа:
1) фразеологическое сочетание
2) фразеологическое сращение
3) фразеологическое единство
4) фразеологическое выражение
Вариант № ___2_____
1. Какое из приведенных слов реализует прямое номинативно-коннотативное значение (НК)?
Варианты ответа:
1) ковер
2) ой!
3) заяц
4) деревенька
5) грусть
2. Какое из приведенных слов реализует прямое коннотативно-номинативное значение (КН)?
Варианты ответа:
1) жесткий
2) золото
3) молодчина
4) ах!
5) солнышко
3. Выберите пример, в котором реализуется фразеологически или лексически связанное лексическое значение.
Варианты ответа:
1) плакать навзрыд
2) серебряный кубок
3) горько плакать
4) дальняя земля
4. Выберите пример, в котором реализуется синтаксически обусловленное значение.
Варианты ответа:
1) Мне кажется, это безобразие.
2) Он совершеннейший медведь!
3) Медведь выходит на охоту.
4) На обед у нас будет курица.
5. Какой из аспектов лексического значения содержит указание на обладающее рядом дифференциальных признаков понятие?
Варианты ответа:
1) референт
2) сигнификат
3) денотат
4) концепт
5) коннотативный аспект
6. Определите, какую интегральную сему содержат лексические значения слов стрекоза и муравей.
Варианты ответа:
1) летать
2) полезный
3) насекомое
4) крылья
5) цвет
7. Какую лексическую парадигму образуют слова шкаф, мебель?
Варианты ответа:
1) лексико-семантическая группа
2) гипо-гиперонимическая парадигма
3) синонимический ряд
4) тематическая группа
5) лексико-семантическое поле
8. Укажите, в каком случае реализуется значение, образованное с помощью метонимического переноса.
Варианты ответа:
1) черная комната
2) черные мысли
3) смотреть кино
4) ходить в кино
5) буря эмоций
9. В каком из приведенных примеров наблюдается явление паронимии?
Варианты ответа:
1) яркий свет – весь свет
2) горячий – теплый
3) рыбный - рыбий
4) веселый - грустный
10. В предложенных примерах определите случай идеографической синонимии.
Варианты ответа:
1) лицо – харя
2) девушка - девка
3) работать – трудиться
4) актер – артист
11. Какое из приведенных слов является старославянизмом?
Варианты ответа:
1) древо
2) дружина
3) свеча
4) ждать
12. Какое из приведенных слов является историзмом?
Варианты ответа:
1) биржа
2) вожак
3) вития
4) ботфорты
13. Найдите пример фразеологического сращения.
Варианты ответа:
1) красная строка
2) черный пиар
3) абсолютный нуль
4) как зеницу ока
14. Какая фразеологическая единица состоит из двух компонентов, один из которых обладает прямым номинативным значением, а второй выступает в переносном фразеологически связанном?
Варианты ответа:
1) фразеологическое единство
2) фразеологическое сочетание
3) фразеологическое выражение
4) фразеологическое сращение
Вариант № ___3_____
1. Какое из приведенных слов реализует прямое номинативно-коннотативное значение (НК)?
Варианты ответа:
1) черт!
2) очи
3) танк
4) солнце
5) уныние
2. Какое из приведенных слов реализует прямое коннотативно-номинативное значение (КН)?
Варианты ответа:
1) жидкость
2) сладость
3) негодяй
4) эх!
5) кроватка
4. Выберите пример, в котором реализуется синтаксически обусловленное значение.
Варианты ответа:
1) Не надо обманывать.
2) Ну ты и лиса!
3) У тебя красивая шуба.
4) Пойдем охотиться на лису.
5. Какой из аспектов лексического значения включает культурно значимые ассоциации, фоновые знания об объекте?
Варианты ответа:
1) референт
2) коннотативный аспект
3) денотат
4) концепт
5) сигнификат
6. Определите, какую интегральную сему содержат лексические значения слов студент и школьник.
Варианты ответа:
1) возраст
2) учеба
3) институт
4) лекция
5) мечтать
7. Какую лексическую парадигму образуют слова грустный, печальный?
Варианты ответа:
1) лексико-семантическая группа
2) синонимический ряд
3) тематическая группа
4) лексико-семантическое поле
5) гипо-гиперонимическая парадигма
8. Укажите, в каком случае реализуется значение, образованное с помощью метафорического переноса.
Варианты ответа:
1) дрова горят
2) гребень петуха
3) учитель вошел в класс
4) весь класс участвует в уборке
9. В каком из приведенных примеров наблюдается явление паронимии?
Варианты ответа:
1) черная коса – песчаная коса
2) венок – венец
3) добрый – злой
4) большой – огромный
10. Определите, в каком из примеров присутствует явление лексической конверсии.
Варианты ответа:
1) большой – маленький
2) покупать – продавать
3) красивый – прелестный
4) глаза – очи
11. Какое из приведенных слов является старославянизмом?
Варианты ответа:
1) князь
2) могучий
3) небо
4) врата
12. Какое из приведенных слов является архаизмом?
Варианты ответа:
1) боливар
2) уста
3) алтын
4) светелка
13. Найдите пример фразеологического сращения.
Варианты ответа:
1) кривить душой
2) попасть впросак
3) змея подколодная
4) частная собственность
14. Какая фразеологическая единица представляет собой устойчивое сочетание, в составе которого все компоненты сохраняют прямые номинативные значения?
Варианты ответа:
1) фразеологическое сочетание
2) фразеологическое единство
3) фразеологическое выражение
4) фразеологическое сращение
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Понятие о слове. Форма и значение слова. Определение слова.
2. Национально-специфические черты русского слова.
3. Неосновые (периферийные) единицы лексики.
4. Знаковая природа слова. Ономасиология, ее связь с семиотикой.
5. Проблема мотивированности и идиоматичности слова.
6. Понятие о лексико-семантическом варианте. Лексема.
7. Классификация микрокомпонентов значения (сем). Дифференциальные, интегральные, фоновые семы.
8. Парадигматический и интроспективный методы семного анализа.
9. Соотношение основных аспектов описания лексического значения.
10. Национально-культурный аспект описания лексического значения.
11. Понятие о прагматическом аспекте лексического значения.
12. Понятие о концепте. Структура концепта, методы его описания.
13. Типы словарных дефиниций. Описательная, синонимическая, отсылочная дефиниции.
14. Типология лексических значений. Виды значений по направленности на предмет: прямые и непрямые значения.
15. Типы значений по соотношению номинативной и коннотативной функций. Классификация Ю.П. Солодуба.
16. Классификация лексических значений, предложенная В.В. Виноградовым. Свободные и несвободные значения.
17. Лексически и фразеологически связанные значения. Синтаксически обусловленные и конструктивно ограниченные значения.
18. Понятие о внутренней форме. Явная и скрытая внутренн<