Спец. ПиМНО – Нрз -121 – 1 семестр
№ | Наименование темы | ЛК | П\З | СРС |
1. | Фонетическая система русского языка. Фонетические единицы. Система гласных и согласных фонем. | |||
Фонетическая транскрипция. | ||||
3. | Лексикология. Лексика русского языка с различных точек зрения. | |||
4. | Морфемика.Словообразование. | |||
5. | Морфология. Система частей речи.Именные части речи. | |||
6. | Глагол, категории. Глагольные формы. | |||
7. | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | |||
8. | Синтаксис сложного предложения. | |||
Всего: |
Календарно-тематический план СРС (заочная форма)
№ срс | Содержание заданий | Кол. часов | Срок сдачи | Форма контроля |
Составить органайзер по разделу «Фонетика», сводную таблицу согласных фонем. | 2-ая нед | Органайзер | ||
Затранскрибировать слова | 2 нед. | Транскрипция | ||
Лексика с различных точек зрения. Лексика ограниченной сферы употребления.Выписать из романа М.Шолохова «Поднятая целина» 10 предложений с диалектизмами.Работа со словарем. . | 3 нед. | Карточки | ||
3. 4. | Лексикология. Употребление в речи синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Работа со словарем. | 3нед. | Упражнения | |
Словообразование. Составить графический органайзер на тему: «Способы словообразования в русском языке» (с примерами). делать полный морфемно-словообразовательный анализ 5 слов. | 4нед. | Органайзер, письменный анализ. | ||
Морфология. Система частей речи. Составить графические органайзеры на каждую самостоятельную часть речи. | 4нед. | Органайзеры, | ||
5. | Синтаксис. Составить кластер «Типы словосочетаний», «Простое предложение». Составить органайзер «Сложное предложение» | Кластер Органайзеры | ||
Подобрать из произведений Л.Н.Толстого ССП, СПП, БСП охарактеризовать каждое предложение, построить схемы. | Схемы |
Упражнения для практических занятий
Тема: Лексикология современного русского языка
Упражнение. Учитывая значение слова «свежий», подберите к нему синонимы и антонимы. Составьте с ними предложения.
Свежий ветер, свежее утро, свежая почта, свежие новости, свежий воротник, свежий хлеб, свежая рыба, свежий вид.
Тема: Лексика с различных точек зрения.
1.Отделить неологизмы от «бывших неологизмов». Выделить в составе последних общеупотребительные слова и архаизмы, историзмы.
Целинник, космонавт, военспец, радиола, провайзер, магнитола, атомник, выдвиженец, дарвинизм, эсер, проигрыватель, продразверстка, линолеум, комбед, лавсан, брокер, капрон, телемост, тьютор, стахановец, мониторинг, галтели, ликбез, продналог, менеджер, патефон, плеер, политбюро, атомщик, шоубизнес, прилуниться, риэлтор, нарком, экранизация, бестселлер.
2. Написать небольшой рассказ о последних достижениях информационных
(компьютерных) технологий, употребляя неологизмы.
3. Найти в предложениях иноязычные слова, определить их значение, составить с ними новые предложения.
1. Театр уж полон, ложи блещут, Партер и кресла - все кипит.
2. Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант.
3. Он знал довольно по - латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать.
Тема: Словообразовательный и морфемный анализ слова.
Выберите из текста все знаменательные части речи. Произведите морфемный анализ слова, определите основу слова и на следующем уровне сделайте словообразовательный анализ производных слов.
Леночка стала учительницей музыки, Еленой Сергеевной, юной женщиной с насмешливыми черными глазами, живым блеском и пристальностью напоминавшими бабушкины, чуть картавящей, чуть заикающейся - скорее даже запинающейся на начальных слогах, что придавало особую, пожалуй, раздражающую выразительность ее речи.
Была в Елене Сергеевне незначительная пока, произошедшая от безмятежно устроенной жизни этакая уютная домашняя полнота.
(В. Шугаев)
Тема: Имя существительное
Упражнение
Сделайте полный морфологический разбор выделенных слов.
1.Корреспондент газеты Лопатин сидел в приемной и смотрел в окно. 2.Удивительное зрелище являет собой Козельск ранним туманным утром.
3.Ельник разбрелся по болоту, дошел до горизонта и сбился в темную кучу.
4.После ухода гостей еще горели в передней бра, везде пахло чужими духами.
5.Аркаша не без труда выгнал хворостиной из-под амбара толпу нарядных кур.
6.Бетон под самолетом рванулся назад, вдали мелькнуло зеленое поле.
7.В сущности, в стремлении к счастью для одного себя есть что - то низменное и непрочное.
Тема: Имя прилагательное
Упражнение № 1
Определите формы степеней сравнения прилагательных и их синтаксическую функцию, сделайте морфологический разбор
выделенных прилагательных.
1. Оперировали меня ближе к сосновой рощице, куда долетала канонада
фронта.
2. Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали.
3. Разумеется, у одного человека нервы и сила духа покрепче, у другого послабее.
4. Хирург - сухой, сутулый, с желтым лицом орудовал за соседним столом.
5. На склоне глубокого оврага , возле самого плетня, виднелась пасека.
Упражнение № 2
Образуйте, где это возможно, формы сравнительной и превосходной степени.
Грустный, сытый, тугой, хороший, гибкий, родной, жидкий, нежный, глухой, умный, глазастый, молодой, косой, жидкий, слепой, целый.