Основные единицы синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложение. Синтаксические связи и средства их выражения
Предметом синтаксиса явл. слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц. В результате соединения словоформ строятся синтаксические единицы: словосочетания,предложения.
Пр.: Где-то на западной окраине гулко ухнула ручная граната. В предложении использ. следующ. словосочетания на западной окраине, гулко ухнула, ручная граната.
Предложение и словосочетание – синтаксические единицы разного назначения, каждая из них имеет свои существенные признаки. Предложение оформляет высказывание, оно является главной единицей синтаксиса. Словосочетание– один из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу.
Сложное предложение – семантико-синтаксическое единство 2-ух и более частей (объединение в одном несколько простых предложений), кот. объединяясь создают минимальный отрезок связного текста
Сложное синтаксическое целое – это группа предложений, определенным образом связанных между собой в относительно завершенном отрезке текста, объединенном тематически и логически.
Синтаксические связи – это формальная зависимость членов словосочетания. Синтаксические связи проявляются в формах слов. Различаются 3-ри типа синтаксической связи слов: 1) согласование,2) управление,3) примыкание.
1) Согласование – это такой тип синтаксической связи, когда зависимое слово уподобляется по форме главному, т. е. приобретает ту же форму рода, числа, падежа. Господствующ. член выражен сущ., а зависим. – прилагат., причаст., мест.-прилагат., порядк. числит. (Пр.: Петербург, как всякий город, жил единой жизнью; большими группами, на заводском дворе).
2) Управление– это такой тип синтаксической связи, при котором зависимое слово употребляется в падежной форме, требуемой грамматическими особенностями главного слова (слушает музыку, ждал встречи, выплавка стали).
По способам выражения связи раличают беспредложное управление (отодвинуть стул, ударил молотком) и предложное управление (вера в справедливость, ответил из вежливости)
По степени подчиненных форм принято различать сильное и слабое управление.
При сильном управлении главное слово допускает только одну форму зависимого.
Пр.: 1)переходн. глаг. приподнять должен быть употреблен с сущ. в форме вин. пад. без предлога (приподнял камень);
2) существ. (постройка дома, выполнение задания);
3) глаг. со значен. желания, ожидания (желать выздоровления, ожидать встречи);
4) отглаг. сущ. со значен. желания, ожидания (желать выздоровления, ожидать встречи).
При слабом управлении главное слово допускает несколько форм зависимого.
Пр.: жить в доме, жить на берегу, жить надеждой, жить в свое удовольствие.
3) Примыкание– это такая синтаксическая связь, кот. не выражается ни формами словоизменения, ни служебными словами.
Примыкающие зависим. слова явл. неизменяемыми.
Пр.: шел быстро, присел отдохнуть.
7. Словосочетание.
Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически:читать книгу, теплый день. Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называетсяглавным. Слово, которое поясняет, распространяет главное, называетсязависимым. От главного слова к зависимому можно задать вопрос. Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком. Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов: Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица). Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать). Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически: Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому: × × × тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене. Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончанияили окончания и предлога: × × рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке. Виды словосочетаний А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы: 1. Именнымисловосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено: существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желаниепонять, ездаверхом; прилагательным: полезный детям, интересныйдля меня, абсолютно неизвестный, способныйпростить; числительным: три товарища, пятероиз нас; местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторыеиз них. 2. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено глаголом: выйти на улицу, говоритьправду, умножитьна пять, громко смеяться, идтиподпрыгивая; причастием: сообщивший родным, подъехавшийк пристани, беседующийс друзьями, громкоговорящий; деепричастием: читая газету, остерегаясьпростуды, просяпомощи, предложиввернуться. 3. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налевоот дома, незадолгодо рассвета, где-нибудьво дворе. Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения): 1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы. 2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги. 3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть. В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний : 1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии. 2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом:выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу. Г. По степени спаянности компонентов: 1. Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно. 2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени. Модели несвободных (цельных) словосочетаний: 1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг. 2. Словосочетания со значением избирательности. В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят. 3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин). 4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий. 5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение). 6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания: умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста. 7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотимвам помочь; Она выглядела усталой. План синтаксического разбора словосочетания: Выделить словосочетание из предложения. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное). Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу). Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные). |
8. Предложение.
Предложение— это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого)или одного из них.
Предложениевыполняет коммуникативную функцию ихарактеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).
Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.
В зависимости от цели высказывания предложенияделятся наповествовательные, вопросительныеи побудительные.
Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.
Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам.
Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:
а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).
Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.
Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело(Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).
Повествовательное, вопросительноеипобудительное предложенияразличаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.
Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.
По эмоциональной окраске простые предложения разделяютсянавосклицательные иневосклицательные.
Восклицательнымназывается предложениеэмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.
Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Невосклицательное | Восклицательное | |
Повествовательное | Мама,Петя приехал. | Мама, Петя приехал! |
Вопросительное | Вы уже уходите? | Как, вы уже уходите?! |
Побудительное | Возвращайся поскорее. | Возвращайся же поскорее! |
По характеру грамматической основы членимые предложения делятся надвусоставные, когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,
например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), иодносоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член,
например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).
По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложениямогут быть распространеннымии нераспространенными.
Распространеннымназывается предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).
Нераспространеннымсчитается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).
В зависимости от полноты грамматического строения предложениямогут быть полныеи неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения:Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполныхотсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например:Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.
Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненныеинеосложненные.