Тема: «ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3, 4.
Теоретическая часть:
1. Слово как основная номинативная единица языка
– Форма и значение слова. Структура значения слова.
– Типы лексического значения слова
2. Стилистически нейтральная лексика
3. Стилистическая окрашенность. Двуплановая стилистическая окрашенность.
4. Функционально-стилевое расслоение лексики.
5. Эмоционально-экспрессивная лексика.
6. Употребление многозначных слов и омонимов
– Полисемия
– Омонимия.Типы омонимов.Пути возникновения омонимов.
– Разграничение омонимов и многозначности.
– Ошибки, связанные с неправильным употреблением омонимов и многозначных слов.
7. Употребление синонимов
– Лексическая синонимия.Типы лексических синонимов.
– Ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.
8. Использование антонимов.
– Лексическая антонимия. Типы антонимов. Внутрисловная антонимия
– Антонимы и многозначность слова
– Ошибки, связанные с неправильным употреблением антонимов.
9. Паронимия и парономазия.
– Паронимы. Отношение паронимов к омонимам, синонимам, антонимам. Парономазия
– Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов.
10. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения”.
1. Иноязычные слова. Причины заимствования. Заимствования из других языков.
2. Типы иноязычных слов.
3. Приток иноязычной лексики в русский язык в 80-90 гг. XX в.
4. Ошибки, связанные с употреблением иноязычных слов.
5. Отношение к заимствованным словам в разные исторические времена.
11. Речевая недостаточность и речевая избыточность.
12. Лексическая сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка.
Практическая часть:
Задание 1.Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.
1. Античный, классический, мифология, языки,
врожденный, прирожденный, талант, ум,
гостеприимный, радушный, хлебосольный, прием, хозяин, человек,
губительный, пагубный, влияние, действие,
2. Выдвинуть, высказать, гипотеза, догадка,
исправить, найти, устранить, обрести, недостатки, ошибки, опора, поддержка,
наложить, оставить, отпечаток, след,
предвещать, предсказать, поражение, успех,
расширить, увеличить, повысить, возможности, потенциал.
Задание 2. Составьте небольшой рассказ, в который вошли бы предложенные синонимы:
Красный, алый, пунцовый, багровый, кровавый, кумачовый, рубиновый (рубинный), гранатовый.
Задание 3. Найдите и подчеркните антонимы, к каждому из них подберите синонимы.
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые (Б. Черкасов).
Задание 4. Выберите из приведенных в скобках слов существительные, сочетающиеся с соответствующим прилагательным-паронимом.
Технический – технологический (перерыв, прогресс, характеристика). Памятный – памятливый (человек, подарок, встреча, поездка). Практический – практичный (конференция, направленность деятельности, одежда, человек, интерес). Расчётливый – расчётный (траектория полета, невеста, скорость, сосед, книжка). Сломанный – сломленный (аппарат, человек, рука, борец). Целый – цельный (день, кусок мрамора, натура, чашка, молоко). Экономический – экономичный (теория, ведение хозяйства, наука, машина). Жесткость – жестокость (дивана, детей, характера, игры, климата, сроков). Явный – явственный (заговор, ложь, брак, враг, запах, звук, необходимость). Болотный – болотистый (местность, лихорадка, край, испарения, техника, цвет, растительность, пойма).
Задания 5.Подберите все разновидности омономов (по 4 примера) и составьте с ними предложения.
Задания 6.Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Пользуясь словарем паронимов, найдите 5 паронимических рядов (не менее трех слов в ряду).
Дипломат – дипломант – дипломник.
Ветреный – ветровой – ветряной – ветряный
Масон – мусс – муссон – муст
Цветистый – цветной – цветовой – цветочный – цветастый.
Неприглядный – непроглядный.
Задание 7. Подберите к заимствованным словам слова-синонимы русского происхождения (в случае затруднений воспользуйтесь толковым словарём или словарём иностранных слов).
1. Абитуриент, абориген, адаптация, ажиотаж, аккредитив, аксессуар, альтернатива, альтруизм, аномалия, антагонизм, апелляция, апогей, аспект, атрибут, аудиенция, базис, бойкот, бюджет, виза, генеалогия, генезис, гриф, девальвация, депрессия, диапазон, дилемма, дилетант, дислокация, диссонанс, досье, идиллия, иллюзия, индекс, инкогнито, инфляция, кворум, коалиция, коммюнике, концепция, конъюнктура, лимит, локаут, меценат, нюанс, обструкция, паллиатив, параметр, приоритет, протекция, резюме, референдум, ритуал, стереотип, суверенитет, филантропия, фрагмент, экспертиза, экспозиция, юрисдикция.
2. Адекватный, аналогичный, вакантный, виртуозный, гипертрофированный, диаметральный, импозантный, канонический, коллегиальный, конкретный, лаконичный, лояльный, монолитный, одиозный, ординарный, спонтанный, схоластичный, тривиальный, филигранный, эквивалентный, эксцентричный, экстравагантный.
3. Администрировать, аннексировать, аргументировать, бравировать, брошюровать, деградировать, дезавуировать, денонсировать, зондировать, интерпретировать, компенсировать, котироваться, курировать, манкировать, монополизировать, нивелировать, постулировать, санкционировать, тарифицировать, фальсифицировать, функционировать, экспроприировать.
Задание 8. Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях и устраните её. Подберите слова, уточняющие смысл выделенного слова.
ОБРАЗЕЦ:Эта камера тем более по праву принадлежит вам – Эта фотокамера тем более по праву принадлежит вам / Эта автомобильнаякамера тем более по праву принадлежит вам / Эта тюремнаякамера тем более по праву принадлежит вам.
1. После повторного анализа были получены отличные данные.
2. Эту способность модели просмотрели.
3. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты эксперимента.
4. Аудитория мне понравилась.
5. Мы долго искали ключ, но найти его так и не смогли.