Состав и структура школьных программ по русскому языку в связи с требование ФГОС

Билет 15.Словосочетание как синтаксическая единица .Типы словосочетаний. Виды подчинительной связи в словосоч. Этапы изучения синтаксиса в средней школе. Пропедевтический курс синтаксиса.

1. Понятие о словосочетании.

2. Отличие словосочетания от слова и предложения.

3. Словосочетание и другие сочетания слов.

Вопрос о словосочетании как единице синтаксиса является дискуссионным. Суть проблемы можно свести к следующим положениям: существует ли словосочетание вне предложения, или оно является составным элементом предложения, вычленяясь из него наряду с другими сочетаниями слов (то есть проблема в том, насколько словосочетание является самостоятельной языковой единицей). Существует две точки зрения: (1) словосочетание – это основная единица синтаксиса, а предложение – лишь разновидность словосочетания. (2) эта точка зрения является господствующей. Словосочетание и предложение – качественно различные единицы синтаксиса. Предложение – это коммуникативная единица, а словосочетание – некоммуникативная единица синтаксиса, только в составе предложения оно входит в систему коммуникативных средств языка.

Чтобы понять специфику словосочетания и дать ему определение, необходимо сопоставить его со словом и предложением.

а) Как и слово, словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть называет предметы, их признаки и действия. Только в отличие от слов словосочетание дает развернутую характеристику явлений действительности (реалий). Сравните:

Плавать Плавать хорошо (конкретизирует действие)
Яблоко Красное яблоко, вкусное яблоко (конкретизирует предмет, содержит его характеристику).
Красный Красный от мороза (указывает на причину появления признака).

Итак, словосочетание называет расчлененное понятие, лишь в некоторых случаях слова бывают конкретнее, чем словосочетания. Например: февраль и зимний месяц. В таких случаях словосочетание представляет собой описательный оборот: основной закон/ конституция; ноябрь/ месяц первых морозов.

Номинативная функция более ярко проявляется в субстантивных словосочетаниях: лист формата А4, печатная машинка, автомат Калашникова, обходной лист, больничный лист, частный предприниматель. Часто такие словосочетания становятся терминологическими оборотами.

б) Как и слово, словосочетание обладает системой форм, имеет начальную форму, которая устанавливается по начальной форме главного словосочетания (для имени существительного это форма именительного падежа единственного числа, для глагола это инфинитив). Любить шоколад, сильный ветер – словосочетания стоят в начальной форме.

в) Как и предложение, словосочетание образуется из знаменательных слов на основе подчинительной связи. Но в отличие от предложения оно лишено категории предикативности, то есть не имеет модально-временного плана. Сравните:

Дерево росло. Высокое дерево
Событие реально, происходило в прошлом. В данном случае обозначается не событие, а называется понятие. Неизвестно, к какому временному плану оно отнесено.

г) В отличие от предложения словосочетание не обладает интонационной законченностью и оформленностью. Сравните:

украшать елку Украшать елку!
Расчлененное понятие, называющее действие и его объект. Перед нами предложение, которое содержит приказ, требование. Это высказывание, которое имеет интонационную оформленность.

Эти примеры показывают, что нет четкой границы между предикативным сочетанием и словосочетанием и что словосочетание легко трансформировать в предложение, придав ему интонационную оформленность и модально-временной план.

Таким образом, под словосочетаниемпонимается непредикативная синтаксическая единица, образованная из двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи.

Подчинительная связь предполагает наличие главного и зависимого компонентов. Так, в словосочетании читать отрывки северных поэм главный компонент – глагол, остальные компоненты непосредственно или опосредованно зависят от него. Напомню, что зависимость одного компонента от другого устанавливается по вопросу.

Словосочетание имеет грамматическую форму и грамматическое значение. Исходной формой словосочетания является начальная форма его главного компонента. Парадигма изменения словосочетания также определяется словоизменительной парадигмой главного слова: дом у дороги, дома у дороги, дому у дороги, домом у дороги, о доме у дороги. Самая сложная парадигма у глагольных словосочетаний: она включает в себя спрягаемые и неспрягаемые формы. (Напомню, что у глагола насчитывается 263 формы). Так как причастие и деепричастие – это особые формы глагола, то причастные и деепричастные обороты будут рассматриваться как формы глагольного словосочетания, а начальную форму будет образовывать инфинитив. Например: опереться на гранит (исходная форма), оперся на гранит, опершись на гранит, обопрется на гранит (производные формы). Хотя допускается для причастных оборотов начальная форма – форма И.п. причастия (если причастие рассматривается как самостоятельная часть речи).

Синтаксические отношения между компонентами словосочетания составляют его грамматическое значение. Безоговорочно выделяют следующие типы синтаксических отношений: атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные.

Атрибутивные отношенияхарактерны для словосочетаний, называющих ‘предмет и его признак’: низкое коварство, молодой повеса, не моего романа, синь неба, девушка с голубыми глазами, старик в очках, время думать, свет солнца. В предложении зависимое слово выполняет функцию определения.

Объектные отношения свойственны словосочетаниям, которые называют ‘действия и предмет или лицо, по отношению к которому оно проявляется’. Это первая модель объектных отношений: читать книгу, любить балет, приобрести пособия, приобретение пособий.

Вторая модель указывает на ‘признак и предмет или лицо, по отношению к которому он проявляется’: склонный к анализу, крепче стали, вплотную к стене, уверенный в себе. В предложении зависимое слово является дополнением.

Обстоятельственные отношенияхарактерны для словосочетаний, которые называют ‘действие и обстоятельства, при которых оно протекает’ (иногда говорят ‘обстоятельства, которые характеризуют его протекание’): громко петь, ходить пешком, работать в саду, отсутствовать по болезни, состоится при любой погоде. В предложении зависимый компонент является обстоятельством.

Комплетивные отношения (иначе восполняющие) характерны для словосочетаний, в которых главный компонент является семантически недостаточным, поэтому он не может употребляться без семантического распространителя. В предложении всё словосочетание является одним членом предложения. Оно характеризуется максимальной степенью спаянности компонентов. Например: десять дней, стая уток, стакан молока, стать героем, начать готовиться, множество ошибок, большинство избирателей, много песен.

Модели словосочетаний с комплетивными отношениями самые разнообразные. Однако одну модель можно выделить легко – это словосочетания со значением ‘предметы и их количества’.

Некоторыми лингвистами выделяются словосочетания с субъектным значением, причем на субъект указывает зависимое слово, а главное называет действие или состояние: подвиг разведчика, рассказ преподавателя, доброта матери. Можно их рассматривать как словосочетания с атрибутивными отношениями.

В русском языке много словосочетаний, в которых на основное грамматическое значение накладывается дополнительное. Например: подвиг разведчика (на определительные отношения накладываются объектные), грозу в начале мая (на определительные отношения накладываются обстоятельственные (грозу какую? когда?)).

Словосочетания – это только один из видов синтаксических конструкций. Не все сочетания слов относятся к словосочетаниям. Не являются словосочетаниями:

1. Предикативная конструкция. Она составляет грамматическую основу предложения. Дерево растет. Дождь идет.

2. Полупредикативные словосочетания – главное слово и обособленный член предложения. Например: ветер, дувший навстречу, писал, не обращая внимания на шум. Дело в том, что обособленные члены предложения легко трансформируются в предложение. Сравните: Ветер, который дул навстречу, мешал быстро идти. Студент писал и не обращал внимания на шум.

3. Ряды однородных членов предложения, так как они соединены сочинительной связью. Он одарял предмет любимый душой чувствительной, умом и привлекательным лицом.

4. Сочетания знаменательного и служебного слова, так как по определению в состав словосочетания входят как минимум два знаменательных слова: около берега, на реке, вопреки ожиданию, несмотря на непогоду, лишь бы успеть.

5. Аналитические грамматические формы – будущее время глагола, степени сравнения прилагательных, наречий: буду писать, ярче всех, самая обаятельная, более трудный.

6. Фразеологические обороты, так как только в свободном словосочетании сохраняются самостоятельные значения компонентов. Сравните: зеленое яблоко, бегать по утрам, гулять в парке. В фразеологизме лексическая самостоятельность компонентов ослаблена или полностью утрачена. Во-вторых, фразеологизм по значению равен слово и может быть заменен им: склеить ласты, поднять вопрос, гонять лодыря, прикусить язык. В-третьих, фразеологизмы воспроизводятся в готовом виде, а словосочетания создаются в речи, хотя фразеологизмы и словосочетания могут иметь общую структуру. Сравните: гонять лодыря/ читать книгу, дубина стоеросовая/ солнечный день.

Лингвисты считают, что фразеологизмы сочетают в себе признаки словосочетания и слова и являются переходным явлением между словом и словосочетанием, поэтому фразеологизмы традиционно не являются предметом грамматики.

Процесс фразеологизации во многом связан с появлением у словосочетания переносных значений: прикусить язык во время трапезы, поедая вкусное блюдо и прикусить язык в значении ‘замолчать’.

.

1. Классификация словосочетаний по главному слову.

2. Типы связей в словосочетаниях.

3. Простые и сложные словосочетания.

4. Цельные словосочетания.

Словосочетания классифицируются по разным основаниям. Прежде всего выделяют несколько групп словосочетаний в зависимости от того, к какой части речи принадлежит главное слово. Выделяют именныесловосочетания, которые делятся на (1) субстантивные с главным словом именем существительным, при этом отношения между компонентами могут быть самыми разными. Например: частная собственность (атрибутивные отношения), дом у дороги (атрибутивно-объектные), подвиг разведчика (субъектные/атрибутивные), покупка книги (объектные). Это наиболее продуктивная группа словосочетаний. (2) адъективные с главным словом - именем прилагательным: трудный для запоминания (объектные), необходимый всем (объектные), чертовски привлекательный (обстоятельственные). Многие адъективные словосочетания синонимичны глагольным словосочетаниям. Сравните: гордиться победой / гордый победой, краснеть от смущения / красный от смущения. (3) словосочетания с именем числительным в качестве главного слова: три яблока, двое друзей. В этих словосочетаниях реализуются комплетивные отношения. Они являются одним членом предложения.

Выделяют также местоименные словосочетания, в которых в роли главного слова выступает местоимение: кто-то в малиновом берете, каждый из нас, что-то странное, любой из присутствующих. Не все местоимения способны образовывать словосочетания, а только те, которые можно конкретизировать. Это или неопределенные местоимения, или определительные.

Глагольными называют словосочетания, у которых главное слово является глаголом: бежать наперегонки, слушать команду, догонять всех, хотеть путешествовать, любить людей. К глагольным мы будем относить и словосочетания с причастием и деепричастием в роли главных слов.

Наречные (адвербиальные) словосочетания – это словосочетания с наречием в роли главного слова: почти весело, очень тихо, слишком рано, немного по-барски, несколько необычно. Не являются словосочетаниями: более грубо, менее тихо, труднее всего. К наречным приближаются словосочетания с категорией состояния в роли главного слова: больно руку, холодно в лесу, очень холодно, невесело с вами.

Словосочетания классифицируются также по типам подчинительной связи. Выделяют следующие типы подчинительной связи – согласование, управление, примыкание. Учитывая степень спаянности главного и зависимого компонента, А.М.Пешковский ввел понятие сильной и слабой разновидности подчинительной связи. Сильная и слабая разновидность характерна только для управления и примыкания.

Согласование – это тип подчинительной связи, при которой форма зависимого слова уподобляется форме главного в роде, числе и падеже. При согласовании чаще всего реализуется атрибутивный тип отношений: старый сад, вкусное яблоко, сильная жара. При согласовании в качестве главного компонента всегда выступает имя существительное, а в качестве зависимого – прилагательное, причастие, местоимение-прилагательное и числительное в косвенном падеже: легкий шаг, разбитая посуда, почерневшая поверхность, наш дом, твои вещи, трех книг, трем книгам, двум друзьям, о двух друзьях.

Особым видом согласования многие лингвисты называют приложение, при котором в качестве зависимого компонента выступает имя существительное: путь-дорога, отец-старик, месяц май, дерево сосна, город Москва. Согласование происходит только в падеже, причем отмечают грамматическую специфику этой связи. и главный, и зависимый компонент равноценны, то есть в таких конструкциях имеется элемент равноправия. Отношения между компонентами называются аппозитивными. Другие лингвисты предлагают называть этот вид связи между компонентами параллельной.

Управление – это такой вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже. Например: бросать снежки (в.п.), рубить топором (т.п.), выполнение задания (р.п.). Различаются глагольное, именное и наречное управление: выполнить задание, выполнение задания, быстрее ветра. Управление может быть предложенным (думать о сыне) и беспредложным (бросить снежок). При управлении реализуются объектные, обстоятельственные и комплетивные отношения.

Различают сильное и слабое управление. При сильном управлении форма зависимого компонента предсказывается главным: читать (что?) книгу, три (чего?) Р.п., выйти из (чего?) Р.п., упереться (во что?) В.п., завернуть (за что?) В.п.

Чаще всего сильное управление характерно для словосочетаний с объектными и комплетивными отношениями.

При слабом управлении форма зависимого компонента не предсказывается главным: гулять у реки, в лесу, целый час. Выбор формы зависимого компонента диктуется намерением говорящего. В основном слабое управление характерно для словосочетаний с обстоятельственными отношениями. Переходные глаголы чаще всего образуют словосочетания с сильным управлением.

Средством грамматической связи при управлении является окончание и предлог.

Примыкание – это такой тип подчинительной связи, при которой в роли зависимого компонента выступает неизменяемое слово наречие, инфинитив, деепричастие, несклоняемые прилагательные. Неизменяемый компонент связан с главным словом по смыслу и интонационно.

В большинстве случаев примыкание является слабой связью. Сильная связь имеет место у информативно недостаточных глаголов, в восполнении их смысла участвуют наречие, компаратив (сравнительная степень наречий), инфинитив. Например (в данных примерах обратите внимание на информативно недостаточные глаголы): находиться рядом, оказаться далеко, вести себя странно, поступить честно, действовать разумно, выглядеть устало, стоить дорого, чувствовать себя лучше (в примерах представлены так называемые модальные глаголы), начал спорить, отказался вернуться, рискнул остаться, стремился понравиться, хотел уйти, цвет хаки.

По составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простые словосочетания могут состоять из 2 знаменательных слов: новый дом, красивые вещи; они образуются прежде всего на основе согласования. Простые словосочетания могут состоять также из знаменательного слова и семантически нечленимого словосочетания: юбка цвета беж, пять часов мужества, повторять изо дня в день, беседовать с глазу на глаз. К простым относятся словосочетания с двойным сильным управлением: отдать книгу ученику, присвоить звание ученому, вдохновлять солдат на подвиг. Данный случай является трудным для анализа.

Сложные словосочетания состоят из 3 и более компонентов, причем в таких словосочетаниях возможны различные типы связи: неожиданный приход начальника, дважды повторить просьбу, стремление женщин к образованию, сочувственно относиться к проблемам образования, заставили работать токарем, наскучил света шум, предмет его привычных дум. (В поэтическом тексте процент появления сложных словосочетаний выше). При анализе сложные словосочетания мы будем разлагать на простые.

По степени семантической спаянности компонентов различаются синтаксически свободные и синтаксически несвободные (цельные) словосочетания. Не путать с семантически нечленимыми. Иначе их еще назыают членимые и нечленимые словосочетания. В синтаксически свободных (членимых) словосочетаниях каждый компонент функционирует как отдельный член предложения, так как реализует собственное значение и является структурно оформленным: зеленое яблоко, открытая дверь, подойти к дому, влюбиться со страшной силой.

Синтаксически несвободные (нечленимые, цельные) словосочетания выполняют функцию одного члена предложения, так как главное слово является семантически недостаточным и смысловую нагрузку несет зависимый компонент. Выделяют следующие типы нечленимых словосочетаний:

1. Количественно-именные словосочетания с главным словом числительным или словом, имеющим числовую семантику: три пальмы, много песен, несколько минут. С этими словосочетаниями сближаются по значению словосочетания, в которых главное слово имя существительное образовано от количественных числительных: сотни, десятки, множество. Сюда же относятся имена существительные с количественным значением: большинство, меньшинство, стая, гроздь, груда. Например: груда камней, стакан молока, метр сукна, стадо коров, кусок неба, край деревни, группа студентов, толпа народу. Существует способ разграничения синтаксически свободных и синтаксически несвободных словосочетаний. Словосочетание с управлением стая волков заменяется словосочетанием с согласованием волчья стая. Если при такой трансформации значение словосочетания не меняется , то каждый компонент словосочетания можно рассматривать как отдельный член предложения. Еще один пример: стакан молока – молочный стакан. Семантика словосочетаний различная, значит все словосочетание стакан молока можно рассматривать как один член предложения. Некоторые словосочетания вообще не допускают такой трансформации: большинство избирателей, метр сукна.

2. Особую группу составляют словосочетания с главным словом числительным и местоимением и зависимым существительным с предлогом из: двое из группы, кто-то из нас, в один из поселков. Одним из наиболее важных условий успеха является желание работать.

3. К цельным словосочетаниям относятся словосочетания, в состав которых входят словоформы с глазами, с носом, лицом роста. Эти словоформы нуждаются в лексичесих конкретизаторах.

4. Особую группу составляют сочетания существительных с предлогами от-до, с-до. От Москвы до Ленинграда и обратно до Москвы пляшут линии, ограды и мосты.

5. К цельным словосочетаниям относятся составные сказуемые: отказался подчиняться, осмелился перечить, хотел понять, дерзнул возразить, отдать предпочтение, рад поговорить, дать надежду, иметь надежду, казаться новым. Хотел читать, но труд упорный ему был тошен.

6. Как один член предложения имеет смысл рассматривать словосочетания, представляющие собой метафоры. Такие словосочетания очень часто приближаются к семантически неразложимым словосочетаниям. С улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.

7. Одним из видов цельных словосочетаний является словосочетание с общим значением совместности, при этом включают предлоги с: мы с тобой, мать с сыном.

При таких словосочетаниях сказуемое стоит во множественном числе. При сказуемом в форме единственного числа словосочетание не является синтаксически неразложимым. Сравните: Мать с сыном пошли гулять в парк. Мать с сыном пошла гулять в парк.

Наши рекомендации