Правописание не со всеми частями речи

Слитно Раздельно
1. Всловах, которые без не не упо­требляются. 2. С сущ., прил. и нареч. на -о, если образуется новое слово (можно заменить синонимом). 3. С полными причастиями без за­висимых слов. 4. С прил., прич. и нареч., если к ним относятся слова: совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, абсолютно, чрезвычайно и т. д. (показывают степень проявления признака). 5. С отрицательными нареч., не­определенными и отрицательны­ми мест, без предлога   1. С глаг., дееприч., краткими прич., числ., краткими прил., не имеющими полной формы, со служебными словами и слова­ми, которые пишутся через дефис. 2. С сущ., прил. и нареч. на -о, если есть или подразумевается противопоставление. 3. С полными прич., если есть противопоставление или зависи­мые слова. 4. С сущ., прил., прич. и нареч. на -о, если отрицание усиливается словами: далеко, вовсе, отнюдь, нисколько, ничуть и т. д. 5. Со сравнит. степенью прил. и нареч.

Запомните!

Не-я (философский термин), невдалеке, неспроста, недаром, нехотя, недосуг, неохота. Как ни в чем не бывало, во что бы то ни стало.

Словарный диктант с комментированием.

Это отнюдь не лестное предложение; неприятное объяснение; невысокий, но отлично сложенный человек; ничем не потревожен­ная тишина; очень неясное положение; это абсолютно несложно; не реальная, а выдуманная история; сильное негодование; не спе­циалисты, а дилетанты.

Выполнение упражнения 339. Работа с таблицей 26.

Таблица 26

Различение частиц не и ни

не ни
1. Для отрицания: не могу читать. 2. В составе сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, далеко не, отнюдь не, вовсе не. 3. В составе сочинительных сою­зов: не то... не то, не только... но и, не то чтобы не... а, не то что не... а. 4. Перед первой и второй частью составного глагольного сказуемо­го (при глаг. мочь): не могу не уви­деть. 5. В восклицательном или вопро­сительном предложении: Кто только здесь не бывал! 1. Для усиления отрицания: нику­да не хочу идти. 2. В составе отрицательных мест, и нареч.: никто, ни у кого, ниотку­да, нипочем. 3. Как повторяющийся союз: не­известно, ни что он сделал, ни куда он уехал. 4. В устойчивых сочетаниях: ни то ни се, ни рыба ни мясо. 5. В придаточном предложении возле союзного слова (предло­жение имеет обобщающее зна­чение): Куда ни приду, везде мне рады.
Запомните!
Не кто иной, как; не что иное, как (утвердительное) Никто иной (отрицательное); во что бы то ни стало
Различайте!
Не один (много) Не раз (много раз) Немало (много) Ни один (никто) Ни разу (никогда) Нимало (отнюдь)

Словарная работа.

1. Не мог сказать; нет ни души; чуть ли не первый; отнюдь не луч­ший; остался ни с чем; не то, что раньше; ни письма, ни телеграммы не доходят; не могу не заметить; ни жив ни мертв.

2. Ну как не порадеть родному человечку! Куда ни посмотришь, везде знакомые лица.

Проверка «по цепочке», обобщение наблюдений над употреб­лением не и ни.

Выполнение упражнения 340 (выборочно).

IV. Итог урока.

Домашнее задание:

1. § 61—64.

2. Упражнение 343.

3. Подготовиться к тестированию по теме «Служебные части речи».

Сочинение-рассуждение

Напиши своё сочинение на тему «Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал.

Начало.

…Но как на свете без любви прожить?

(Из песни)

В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман «Отцы и дети», который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи. Злободневность произведения заключается в том, что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром доказывает «Торжество демократизма над аристократией» «Новый» человек – это Базаров. Каким же мы видим его?

Кто же он?

Конец.

Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова. Нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. И нельзя не согласиться с одним молодым поэтом:

Природа – храм, не только мастерская,

Где не учли такого пустяка,

Что можно, все тычинки различая,

Не полюбить ни одного цветка.

Нет, нет, уж лучше верить сказкам детства,

Когда мы все с природою на «Ты».

Ведь вы тогда – вам стоит лишь вглядеться –

Поймете вдруг, о чем поют цветы.

УРОК _________ Дата_____________________

ТЕМА: МЕЖДОМЕТИЕ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА.

Цели:

ž повторить отличительные признаки междометий и зву­коподражательных слов;

ž правописание междометий;

ž научиться отличать междометия от других частей речи.

Ход урока.

I. Орфографическая разминка:

Растительность, росток, водоросли, подрастать, отрасль, выра­щенный, полагается, предположить, излагать, сложить, коснуться, прикасаешься, касательная, загар, пригореть, огарок, поклониться, кланяться, подровнять (клумбы), равнение (на середину), обмакнуть, промочить, заря, зоренька, зорянка, прибирать, подпереть, заберу, примирить, на вырост, полог, Ростислав, отнимать, пловцы, попла­вок, скачок, вскочил, творение, утварь.

Орфограмму «Безударные гласные в корнях с чередованием» обозначить графически, указать исключения из правил.

II. Работа по теме урока:

1. Чтение § 65.

Необходимо повторить с учащимися основные отличия меж­дометий от звукоподражательных слов. Можно это сделать с по­мощью таблицы 27.

Таблица 27

Отличайте!

Междометия Звукоподражательные слова
1. Не изменяются. 2. Не являются членами предложе­ния. 3. Употребляясь в значении дру­гих частей речи, они принимают конкретное лексическое значение и становятся членами предложения. 4. Отделяются запятыми или вос­клицательным знаком. 5. Принадлежат к разговорному стилю. 6. В художественной литературе употребляются в диалогах. 1. Не изменяются. 2. Передают звуки живой и не­жимой природы. 3. Не выражают эмоций, чувств, побуждений. 4. Состоят из одного или по­вторяющихся слов, которые пишутся через дефис. 5. Служат для образования слов (чаще — глаголов). 6. В предложении могут быть разными членами предложения.

Значение междометий можно представить в виде схемы 7, ко­торую могут составить учащиеся вместе с учителем.

Схема 7

Наши рекомендации