Правописание не со всеми частями речи
Слитно | Раздельно |
1. Всловах, которые без не не употребляются. 2. С сущ., прил. и нареч. на -о, если образуется новое слово (можно заменить синонимом). 3. С полными причастиями без зависимых слов. 4. С прил., прич. и нареч., если к ним относятся слова: совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, абсолютно, чрезвычайно и т. д. (показывают степень проявления признака). 5. С отрицательными нареч., неопределенными и отрицательными мест, без предлога | 1. С глаг., дееприч., краткими прич., числ., краткими прил., не имеющими полной формы, со служебными словами и словами, которые пишутся через дефис. 2. С сущ., прил. и нареч. на -о, если есть или подразумевается противопоставление. 3. С полными прич., если есть противопоставление или зависимые слова. 4. С сущ., прил., прич. и нареч. на -о, если отрицание усиливается словами: далеко, вовсе, отнюдь, нисколько, ничуть и т. д. 5. Со сравнит. степенью прил. и нареч. |
Запомните!
Не-я (философский термин), невдалеке, неспроста, недаром, нехотя, недосуг, неохота. Как ни в чем не бывало, во что бы то ни стало.
Словарный диктант с комментированием.
Это отнюдь не лестное предложение; неприятное объяснение; невысокий, но отлично сложенный человек; ничем не потревоженная тишина; очень неясное положение; это абсолютно несложно; не реальная, а выдуманная история; сильное негодование; не специалисты, а дилетанты.
Выполнение упражнения 339. Работа с таблицей 26.
Таблица 26
Различение частиц не и ни
не | ни |
1. Для отрицания: не могу читать. 2. В составе сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, далеко не, отнюдь не, вовсе не. 3. В составе сочинительных союзов: не то... не то, не только... но и, не то чтобы не... а, не то что не... а. 4. Перед первой и второй частью составного глагольного сказуемого (при глаг. мочь): не могу не увидеть. 5. В восклицательном или вопросительном предложении: Кто только здесь не бывал! | 1. Для усиления отрицания: никуда не хочу идти. 2. В составе отрицательных мест, и нареч.: никто, ни у кого, ниоткуда, нипочем. 3. Как повторяющийся союз: неизвестно, ни что он сделал, ни куда он уехал. 4. В устойчивых сочетаниях: ни то ни се, ни рыба ни мясо. 5. В придаточном предложении возле союзного слова (предложение имеет обобщающее значение): Куда ни приду, везде мне рады. |
Запомните! | |
Не кто иной, как; не что иное, как (утвердительное) | Никто иной (отрицательное); во что бы то ни стало |
Различайте! | |
Не один (много) Не раз (много раз) Немало (много) | Ни один (никто) Ни разу (никогда) Нимало (отнюдь) |
Словарная работа.
1. Не мог сказать; нет ни души; чуть ли не первый; отнюдь не лучший; остался ни с чем; не то, что раньше; ни письма, ни телеграммы не доходят; не могу не заметить; ни жив ни мертв.
2. Ну как не порадеть родному человечку! Куда ни посмотришь, везде знакомые лица.
Проверка «по цепочке», обобщение наблюдений над употреблением не и ни.
Выполнение упражнения 340 (выборочно).
IV. Итог урока.
Домашнее задание:
1. § 61—64.
2. Упражнение 343.
3. Подготовиться к тестированию по теме «Служебные части речи».
Сочинение-рассуждение
Напиши своё сочинение на тему «Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал.
Начало.
…Но как на свете без любви прожить?
(Из песни)
В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман «Отцы и дети», который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи. Злободневность произведения заключается в том, что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром доказывает «Торжество демократизма над аристократией» «Новый» человек – это Базаров. Каким же мы видим его?
Кто же он?
Конец.
Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова. Нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. И нельзя не согласиться с одним молодым поэтом:
Природа – храм, не только мастерская,
Где не учли такого пустяка,
Что можно, все тычинки различая,
Не полюбить ни одного цветка.
Нет, нет, уж лучше верить сказкам детства,
Когда мы все с природою на «Ты».
Ведь вы тогда – вам стоит лишь вглядеться –
Поймете вдруг, о чем поют цветы.
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: МЕЖДОМЕТИЕ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА.
Цели:
повторить отличительные признаки междометий и звукоподражательных слов;
правописание междометий;
научиться отличать междометия от других частей речи.
Ход урока.
I. Орфографическая разминка:
Растительность, росток, водоросли, подрастать, отрасль, выращенный, полагается, предположить, излагать, сложить, коснуться, прикасаешься, касательная, загар, пригореть, огарок, поклониться, кланяться, подровнять (клумбы), равнение (на середину), обмакнуть, промочить, заря, зоренька, зорянка, прибирать, подпереть, заберу, примирить, на вырост, полог, Ростислав, отнимать, пловцы, поплавок, скачок, вскочил, творение, утварь.
Орфограмму «Безударные гласные в корнях с чередованием» обозначить графически, указать исключения из правил.
II. Работа по теме урока:
1. Чтение § 65.
Необходимо повторить с учащимися основные отличия междометий от звукоподражательных слов. Можно это сделать с помощью таблицы 27.
Таблица 27
Отличайте!
Междометия | Звукоподражательные слова |
1. Не изменяются. 2. Не являются членами предложения. 3. Употребляясь в значении других частей речи, они принимают конкретное лексическое значение и становятся членами предложения. 4. Отделяются запятыми или восклицательным знаком. 5. Принадлежат к разговорному стилю. 6. В художественной литературе употребляются в диалогах. | 1. Не изменяются. 2. Передают звуки живой и нежимой природы. 3. Не выражают эмоций, чувств, побуждений. 4. Состоят из одного или повторяющихся слов, которые пишутся через дефис. 5. Служат для образования слов (чаще — глаголов). 6. В предложении могут быть разными членами предложения. |
Значение междометий можно представить в виде схемы 7, которую могут составить учащиеся вместе с учителем.
Схема 7