Изобразительно-выразительные средства русского языка
Изобразительно-выразительное средство | Определение | Примеры |
Эпитет | Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность | |
Метафора | Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений, свернутое сравнение | |
Метонимия | Употребление слова или выражения в переносном значении, когда в основе переноса лежат смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами | |
Синекдоха | Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот | |
Сравнение | Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака, пояснение одного предмета или явления с помощью другого | |
Олицетворение | Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека | |
Гипербола | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения описываемого предмета, явления | |
Литота | Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления | |
Аллегория | Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа | |
Оксюморон | Умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов | |
Перифраз (перифраза) | Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
Примеры к таблице
1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов (олицетворение).
2. Чайник кипит (метонимия; ср. вода в чайнике кипит).
3. Готов задушить в объятьях (гипербола).
4. Туманный Альбион (перифраз: Англия).
5. При свете тьмы (оксюморон).
6. Мужичок с ноготок (литота).
7. Лес точно терем расписной (сравнение).
8. Политический пасьянс (метафора).
9. Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе (синекдоха).
10. Горячее сердце (эпитет).
11. Лиса — о хитром человеке (аллегория).
2. Выполнение упражнений 5, 6 (с.14).
III. Итог урока
Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы учащихся.
Домашнее задание:
1. § 4—7 (с. 15-20).
2. Упражнения 8, 9 (с. 14).
3. Выписать по одному примеру на каждый троп из художественных текстов (можно использовать любые литературные произведения, изучаемые по школьной программе). Каждый пример записать на отдельной карточке с указанием источника.
Примечание. Карточки впоследствии могут использоваться учителем в качестве индивидуальных заданий.
УРОК _________ Дата_____________________
Тема: ОМОНИМЫ, ПАРОНИМЫ, СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ.
Цели:
повторить, обобщить и углубить знания об омонимах, паронимах, синонимах, антонимах;
наблюдать за их употреблением в тексте;
повышать культуру речи учащихся; углублять знание лексической сочетаемости.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Домашние упражнения проверяются устно, а карточки с примерамитропов сдаются на проверку учителю.
II. Работа по теме урока
Слово учителя.
- На прошлых уроках мы с вами повторили то, что знаем о слове.Мы вспомнили, какими признаками оно обладает, обобщили знания о значениях слов и о том, как многозначность слова может «работать» при создании художественного текста. Но это далеко не все, что изучает лексика. Дело в том, что слова, составляющие лексикон, не рассыпаны в беспорядке. Лексика русского языка — это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы обобщим наши знания о системных отношениях в лексике.
(На доске записаны пары слов. Учащиеся должны определить, как соотносятся между собой звучание слов и их значение.
Радостный - грустный.
Смелый - храбрый.
Адресат - адресант.
Ключ (от двери) - ключ (родник).
Учащиеся анализируют записанные на доске пары слов. В ходе беседы выясняется, что в первой паре слов (радостный — грустный) звучание слов разное, а значение — противоположное. Во второй паре (смелый — храбрый) слова различаются по звучанию, но близки по значению: смелый — не поддающийся чувству страха, отважный, а храбрый - отличающийся храбростью, отважный. В третьей паре слова схожи (но неодинаковы) по звучанию и различается по значению: адресат — это тот, кто отправляет письмо, а адресант — тот, кто его получает.
Наконец, в четвертой паре слова не отличаются друг от друга по звучанию, но имеют разное лексическое значение (на это указывают записанные в скобках пояснения).
В результате анализа четырех пар слов учащиеся делают вывод, что для лексики русского языка характерны четыре типа системных отношений: антонимы, синонимы, паронимы и омонимы.
В заключение работы над заданием учащиеся формулируют определение каждого типа системных отношений в лексике:
1) слова с противоположным значением и неодинаковым звучанием называются антонимами;
2) слова с неодинаковым звучанием при близком смысле называются синонимами;
3) слова с одинаковым звучанием при разных значениях называются омонимами;
4) слова с близким звучанием, но разным значением называются паронимами.