Языковое родство русского, болгарского, польского и чешского языков
Русский язык | Болгарский язык | Польский язык | Чешский язык |
вода | вода | woda | voda |
поле | поле | pole | pole |
море | море | morze | more |
ухо | ухо | ucho | ucho |
нога | нога | noga | noha |
сто | сто | sto | sto |
голова | глава | glowa | hlava |
корова | крава | krowa | krava |
3. Выписать из Толкового словаря русского языка все значения слова «язык». Ту же самую работу проделать и с лингвистическим энциклопедическим словарем. Ответить на вопрос: в каком словаре толкуются лексические значения слов, а в каком — понятия?
4. Перечислить известные вам словари русского языка. Объяснить, каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать:
а) лексическое значение слова;
б) как правильно произносится слово;
в) информацию о происхождении слова;
г) как оно было образовано;
д) какие слова с близким значением можно подобрать к интересующему вас слову;
е) какие слова с противоположным значением можно подобрать к интересующему вас слову;
ж) как правильно пишется слово.
Примечание
1. При ответе на вопрос 3 учащиеся могут использовать следующие словари:
1) Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой (любое издание).
2) Лапатухин М. С, Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1981.
з) РозентальД.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985.
2. При ответе на вопрос 4 можно использовать § 12 учебника (с. 31—32), а также список рекомендуемой литературы (с. 452-454).
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ.
Цели:
повторить и обобщить знания о слове как центральной единице языка;
навыки рассуждения, аргументирования ответа;
отработать навыки выделения главного в содержании текста.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Опрос учащихся.
II. Работа по теме урока.
Слово учителя.
- Сегодня мы начинаем обобщать знания по лексике, фразеологии и лексикографии. Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут стать слова М.В. Ломоносова. Послушайте: «Блаженство рода человеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу?».
- Откройте учебник на с. 9. Вы видите здесь термины. Давайте вспомним, что они означают.
2. Работас учебником.
(Учащиеся читают определения, обращая внимание на происхождение терминов. В заключение предварительной беседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)
— В каких разделах науки о языке также изучается слово? (В морфемике и словообразовании изучаются структура слова и то, как оно «сделано»; в морфологии и синтаксисе — законы сочетаемости слов; в фонетике слово изучается как комплекс звуков речи.)
— В чем состоит специфика изучения слова в лексике в отличие от других разделов науки о языке? (Лексикология изучает слово именно как лексическую единицу, т. е. изучает значение слов, происхождение, стилистическую окраску слов, сферы их употребления.)
Слово — особая единица языка. Как мы с вами только что убедились, слово изучается не только лексикологией, но и другими разделами науки о языке. Слово не является самой мелкой или самой крупной единицей языка: самой маленькой единицей языка является звук, а самой крупной — предложение. Однако именно слово, а не звук, не морфему и не предложение мы воспринимаем как центральную единицу языка. Если спросить любого из вас, с помощью чего мы общаемся, большинство наверняка ответят, что мы общаемся посредством слов. Не случайно при составлении учебника авторы обратились прежде всего не к фонетике, изучающей самые мелкие единицы языка, а к лексике, которая изучает центральную, важнейшую единицу языка — слово. Почему же к слову у носителей языка складывается такое особое отношение?
(Чтение первого абзаца § 1 учебника: «именно в слове отраженовсе многообразие окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния)...» (с. 10).)
- Давайте теперь поразмышляем над тем, что же такое слово. (Работа с текстом упражнения 1 (устно). Учащиеся должны прийти к мысли о том, что предложенное И. Токмаковой слово «плим» на самом деле словом не является, поскольку не обладает значением.)
— Какими еще признаками должно обладать слово?
(Работа с § 1 учебника: учащиеся узнают, что слово обладает лексическим значением, словообразовательным значением.)
— Что позволяет слову сочетаться с другими словами в словосочетаниях и предложениях? (То, что слово оформлено грамматически, т. е. обладает грамматическим значением.)
— Но одного значения мало. Без чего еще не было бы слова? (Без звуковой оболочки.)
— Скажите, как мы используем слова: придумываем ли их каждый раз заново или извлекаем из памяти готовыми? Этот признак слова называется воспроизводимостью.
(Выявляя признаки слова, учащиеся записывают их в тетрадях, учитель может делать то же у доски. Подводятся итоги.) Итак, признаки слова:
1) значение — лексическое, грамматическое, словообразовательное, эмоциональное (или коннотативное);
2) звуковая оболочка (фонетическая оформленность слова);
3) воспроизводимость.
Все эти признаки характерны для слов любого языка.