Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока

Задание на повторение изученного на прошлом уроке материала.

– Докажите, что приведённые группы предложений можно назвать текстами. Определите тему и идею (основную мысль) в каждом из приведённых текстов. Озаглавьте их.

1) Верю в конечный смысл нашего существования на земле, в то, что жизнью своей мы удобрим великие цели. Верю в добро, побеждающее зло, в накопление и объединение добра, в то, что оно свободно будет избрано всеми. (В. Г. Распутин.)

2) Отечеством зовём мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились. Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку. (К. Д. Ушинский.)

3) С незапамятных времён люди говорят и пишут о справедливости. Может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать. Но до сих пор вопрос этот, по-видимому, не решён. Каждый из нас желает и требует, чтобы с ним обходились справедливо, и каждый при всём этом уверен, что «совершенно справедливо» относится к другим. К сожалению, мы не замечаем, что компрометируем старую благородную идею справедливости, которая верой и правдой служила людям на протяжении многих столетий.

Мы почти забыли, что справедливость склонна к состраданию и прощению. Ведь справедливость – это поток живой любви к людям. Без сомнения, только такая любовь будет способствовать утверждению добра на земле. (И. А. Ильин.)

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися

Материал для учителя.

Связь предложений в тексте осуществляется многообразными лексическими и грамматическими средствами. Элементы, создающие текст, возникают на стыках предложений. Основными из них являются следующие:

• Различные виды повтора: а) буквальный повтор слова; б) синонимический повтор; в) замена слова местоимением.

• Сочинительные союзы, кроме соединения однородных членов и частей сложносочинённого предложения, могут выполнять и текстовые функции, связывая самостоятельные предложения в рамках текста или его фрагментов.

• Согласованное употребление форм времени, обычно выдерживается одноплановость видовременных форм.

• Употребление различных обстоятельств (преимущественно места и времени), относящихся по смыслу к нескольким самостоятельным предложениям; местоименные слова (там, так, такой, таков, другой, иной, тот же, поэтому, это и т. п.); вводные конструкции (в научном тексте, как указывалось ранее, они подчёркивают логичность изложения).

Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым правилам. Чаще всего предложения в тексте связаны цепной или параллельной связью. В цепной связи, как было сказано выше, главное – повтор ключевого слова. Приведём примеры:

а) За горой мелькнула тонкая полоска моря. По мере нашего спуска она расширялась, отвоёвывая себе всё большее пространство (местоименный повтор).

б) Над яхтой появилась чайка. Птица нехотя покружила и улетела (синонимический повтор).

в) Мы подошли к террасе. Терраса была новой и искусной работы (лексический повтор).

Из повторений следует отметить анафору, которая используется в параллельной связи предложений. Анафора, или единоначатие, – одно из средств выразительности: она способствует созданию тонально повышенной, взволнованной речи. Свойство это обнаруживает себя уже в самой необычной структуре речи – в многократном повторении одного и того же слова, что совсем не уместно для спокойной, повествовательной манеры. Примером анафоры может служить известная клятва Демона в поэме М. Лермонтова:

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Анафора может встречаться и как форма выражения нарастающих эмоций. Средством цепной и параллельной связи между предложениями в тексте может служить риторический вопрос, который выделяет смысловые центры речи, формирует мнение и чувство читателя (слушателя), содержит в себе намёк, фрагменты описания, фрагменты рассуждения, может быть нацелен на привлечение внимания к идее речи. Приведём примеры:

1) Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги… (Утверждение.) (А. Пушкин.)

2) И какой же русский не любит быстрой езды? (Утверждение.)

3) Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. (Утверждение.) (Н. Гоголь.)

4) Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык? (Отрицание.) (А. Пушкин.)

5) Где, укажите нам отечества, отцы, которых мы должны принять за образцы? (Отрицание.) (А. Грибоедов.)

Следует обратить внимание на то, что утверждение в риторическом вопросе присутствует тогда, когда есть отрицательная частица не, отрицание – когда её нет. В первом и четвёртом примерах риторические вопросы служат средством параллельной связи предложений, они имеют одинаковое строение, то есть синтаксически однотипны, параллельны.

Наши рекомендации