Полученные результаты анализируются и проверяются в ходе выполнения работы с учетом строгой последовательности заданий
Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты
Лабораторные работы выполняются студентами в отдельной тетради, сдаются на проверку преподавателю.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
Продолжительность 4 часа
Тема: Способы словообразования
Цель: Продолжить отработку навыков различения основных способов синхронного словообразования, отдельных элементов словообразовательного анализа; обсудить основные положения статьи В.В.Виноградова «Вопросы русского словообразования».
Обоснование: Системные отношения в словообразовании ( как в лексике и грамматике) видны при условии различения центра и периферии языковой системы. Аффиксальные способы словообразования – словообразовательный центр, который является индикатором усвоения языка. Безаффиксные способы – периферия словообразовательной системы. Различение морфемного и словообразовательного анализов способствует пониманию закономерностей функционирования языковой системы. Грамотное выполнение морфемного анализа возможно лишь при правильном установлении словообразовательных связей.
Домашнее задание
Вопросы:
1. Почему аффиксальный (морфемный) способ словообразования является ведущим? Какие способы словообразования относятся к периферии словообразовательной системы? Почему?
2. Что такое способ словообразования в синхронном аспекте?
3. Каковы принципы синхронной классификации способов словообразования?
4. Вопросы по статье В.В.Виноградова:
а) В чем проявляется связь словообразования с лексикой и грамматикой?
б) Как характеризует словообразование различных частей речи В.В.Виноградов?
в) Какие словообразовательные типы В.В.Виноградов рассматривает как продуктивные, а какие как непродуктивные?
Краткие теоретические или справочно-информационные материалы
Литература:
1. См. список обязательной литературы по курсу.
2. Виноградов В.В. Вопросы русского словообразования // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.
Практическое задание
Укажите производящие слова и производящую базу, выделите словообразовательный формант и вспомогательные средства. Назовите способ словообразования.
Впятером, дикорастущий, предгорье, продмаг, глубокоуважаемый, толпиться, школа-интернат, рок, РФ, набережная, приказ, говорливый, выборка, распускаться, упятерить, радиоточка, земледельческий, земледелие, сухофрукты, иногородец, ледоход, самбист.
Аудиторная работа
1. Докажите, что данные слова образованы префиксально-постфиксальным способом.
2. В предложении найдите слово, образованное префиксально-суффиксальным способом.
3. Какие из данных слов образованы приставочным способом? Обратите внимание на то, к какой части речи они принадлежат, к какой части речи принадлежит производящее слово.
4. Выпишите слова, образованные способом нулевой суффиксации, докажите это.
5. С помощью какого суффикса образованы данные слова?
6. Сгруппируйте данные слова по общности словообразовательного значения.
7. Определите тип аббревиации, назвав производящую базу.
8. Выделите слова: 1) с современной точки зрения непроизводные; 2) производные, но не путем субстантивации.
9. Как образованы данные слова?
10. Охарактеризуйте сращение как способ словообразования. В чем его отличие от сложносуффиксального способа, от сложения, от основосложения. Распределите слова в соответствии с синхроническим способом словообразования: а) сложносуффиксальный; б) основосложение; в) сложение, г) сращение.
Материал к заданиям
1. разбушеваться, притерпеться, объесться, побережье, перемирие, соклассник, подшерсток.
2. Бурундук – один из обладателей защечных мешков, очень удобного приспособления для переноски маленьких грузов.
3. побег, побежать, побелить, побелка, побережье, побрить, поваренок, повариха, поварской, поворотливый, подумать, выбор, выводок, выгнать, выгрузить, выделка, выключатель, выносливый, выпускать, вырубка, выстрел.
4. побег, перепись, пальба, дружба, глушь, пение, безрогий, клев.
5. путаник, бабник, штабник, нахлебник, ботаник, механик, призывник, подрывник, декадник, эстрадник, рассадник, ледник, проводник.
6. штурвальный, суточные, командировочные, прекрасное, трагическое, гардеробная, обвиняемый, посевная, больничный, сверхурочные, рулевой, ординаторская, операционная, сладкое.
7. БАМ, ЗАГС, сберкасса, рация (радиостанция), бионика (биология и электроника), ЦСКА, педвуз, ФРГ, МГУ, КВН, командарм, военлет, СНГ.
8. целковый, учительская, гримерная, легкие, зодчий, всенощная, суточные, подъемные, кормчий, вожатый, хорунжий, подлежащее, подданный, леший, вселенная, насекомое, лесничий, портной, кладовая, запятая, сказуемое, мостовая.
9. красновато-лиловый, желторотый, водомер, полноводный, шестичасовой, теплозащитный, электротракторный, прямоугольник.
10. вагон-ресторан, платье-костюм, мать-героиня, скоропортящийся, судоверфь, овощехранилище, миномет, впередсмотрящий, кофемолка, хлеборобный, волкодав, чернобровый, выставка-продажа, быстрорастворимый, человек-амфибия, тяжелодум, черно-белый, водонепроницаемый, фильм-опера, металлорежущий, рукопись, заблагорассудится, солнцепек, бледнолицый, времяпровождение, работоспособный, винторез.
Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия
Вход лабораторного занятия предполагает анализ домашнего задания, состоящего из теоретической части, с последующим выполнением аудиторной работы.