Полученные результаты анализируются и проверяются в ходе выполнения работы с учетом строгой последовательности заданий

СТРУКТУРА

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ЛАБОРАТОРНЫИ РАБОТАМ

ВВЕДЕНИЕ. Лабораторные занятия ориентированы на усиление практической направленности преподавания курса «Морфемика и словообразование», рассчитаны на развитие и совершенствование навыков самостоятельной работы студентов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Продолжительность 2 часа

Тема: Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка

Цель: дать понятие морфемы как наименьшей значимой единицы языка, обозначающей отношения между словами; сформировать представление о типах морфем; выработать у студентов умение выделять нулевые морфемы; отработать методику анализа слова по составу (морфемного анализа).

Обоснование: изучение данной темы чрезвычайно важно для понимания языка как системы, понимания единства формы и содержания в языке.

Домашнее задание

Вопросы:

Что называется морфемой? Что отличает ее от других, ранее изученных вами языковых единиц (звука, фонемы, слога, слова)? Признаки морфемы.

На какие два типа делятся все морфемы? По каким признакам? Может ли быть слово без морфемы первого типа (корневой)? А без служебной? Приведите примеры.

Существуют ли в современном русском языке морфемы переходного типа, совмещающие свойства корней и аффиксов? Приведите примеры

Назовите основные функции, которые выполняют служебные морфемы. Приведите примеры совмещения этих функций (явления синкретизма). Почему это явление достаточно широко распространено в русском языке?

Что представляют собой нулевые морфемы? На каком основании возможно их выделение? Приведите примеры нулевых формо- и словообрующих морфем.

Всегда ли неизменен звуковой состав морфем в русском языке? Какими признаками различаются морфемы и морфы; алломорфы и варианты морфем. Приведите примеры этих единиц.

Краткие теоретические или справочно-информационные материалы

Работа над понятиями: морфемная структура слова, методика выделения морфем, словообразовательная, формообразовательная, словоизменительная морфема.

Литература:

1. См.: список обязательной литературы по курсу

2. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. Гл.1.

3. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С. 419-422 (конспект).

Практическое задание

Сопоставьте подчеркнутые словоформы. Выделите основу и окончание.

а) Сидя за столом, который был придвинут к окну, мы наслаждались летним вечером.

Вечером дети пододвинут стол к окну.

б) Мы живем на четвертом этаже нового дома.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Аудиторная работа

1. Выделите основу в словах.

2. Разбейте слова на группы, имеющие формы словоизменения и не имеющие их. Охарактеризуйте 2 группу с точки зрения принадлежности к части речи.

3. Выделите в словах нулевые морфемы, определите их грамматическое или словообразовательное значение.

4. Одинаков ли смысл приводимых ниже высказываний? Какая морфема изменяет смысл высказывания? Как изменяется синтаксическая членимость предложений?

5. Распределите слова по группам в зависимости от значения приставок.

6. Проанализируйте морфемный состав слова в приведенном примере. Разбор каждого слова дайте графически. Укажите аллофоны и варианты морфем.

Материал к заданиям

Ранний, лисий, древний, станций, гений, синий, заявлений, гербарий, птичий, планетарий, медвежий, основ, столов, голов, норов, кружков, здоров, воробьев, отцов, нов, Петров, кров, образцов.

Кино, вино, окно, бюро, метро, хорошо, стекло, весело, ново, далеко, текло, но, доброта, сказать, дрожжи, статья, читая, читатель, внимательно, здесь, добрее, синь, БГПУ.

Крестьянин, принял, брось, скалолаз, стать (сущ.), статей, саней, чернобурый, иней, хорош, так, двое, бездарь, зелень, пять, дорожек, воробей, батарей, горячей, объезд, водолаз, горячо, горячий, светловолосый, АТС, медвежий, три (глаг.), руки, втроем, трое, три (числ.), глубь, ширь, безусый.

В этот момент плот догнал бревно. В этот момент плот догнало бревно.

Подшить подкладку, подслушать разговор, подлечить зубы, подвести шоссе к деревне, подплыть к берегу, подучить стихотворение, подлить молока в чашку, подкараулить приятеля, подсыпать порошка в раствор, пододвинуть стул к столу, подбежать к дому, подделать документы, подклеить конверт, подработать летом, подъехать к крыльцу, подложить плова.

Он вспомнил, что в то время (т.е. сейчас) все было «аэро»: аэросани, аэровагон, аэромобиль, аэростат и даже аэросудно (глиссер), - и авиация, нахально вторгалась в жизнь. Полеты на аэропланах вот уже третий десяток лет привлекали толпы, и авиаторам поклонялись как богам.

Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия

Вход лабораторного занятия предполагает анализ домашнего задания, состоящего из теоретической и практической части, с последующим выполнением аудиторной работы.

Методика анализа полученных результатов

Полученные результаты анализируются и проверяются в ходе выполнения работы с учетом строгой последовательности заданий.

Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты

Лабораторные работы выполняются студентами в отдельной тетради, сдаются на проверку преподавателю.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Продолжительность 2 часа

Тема: Членение слова на сегментном и субсегментном уровнях

Цель: продолжить отработку навыков членения слова, закрепить методику морфемного анализа.

Обоснование: Понимание морфемы со стороны формы и содержания имеет большое значение для формирования всей системы знаний о языке, для формирования мировоззрения. Изучение указанной темы важно в практическом плане. Владение материалом необходимо учителю русского языка, поскольку обучение грамотному письму во многом зависит от умения выделять морфемы в слове.

Домашнее задание

Вопросы:

По каким признакам противопоставляется корень аффиксальным морфемам? В чем проявляется зыбкость границ между главными и служебными морфемами?

Опираясь на работу Г.О. Винокура, дайте определение связанного корня

Что такое регулярность морфем?

Какие морфемы называются уникальными?

Какими свойствами морфемы обладает субморф? Почему его нельзя считать полноценной морфемой?

Краткие теоретические или справочно-информационные материалы

Работа над понятиями: сегментация/субсегментация, морфема и морф, субморф, алломорф, вариант морфемы, асемантические отрезки в структуре слова.

Литература:

1. См.: список обязательной литературы по курсу

2. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию.//Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

3. Рацибурская Л.В. Лексические факторы выделимости уникальных аффиксов // РЯШ, 1996, № 3, с. 79-82.

4. Глухих В.М. Что это – слово или аффикс // Филологические науки. 1996, № 5, с. 65-73.

Практические задания

1. Придумайте по 3 слова разного морфемного членения и значения, оканчивающихся на -ОЧКА, -ЕЦ, -ИЙ, -ОВАТЬ. Отметьте случаи наложения морфов и субморфы. При выполнении задания поможет Обратный словарь русского языка под ред. М.В.Лазова. М., 1974.

Аудиторная работа

Придумайте свои предложения, в которых бы данные словоформы отличались своим морфемным составом. Покажите морфемный состав этих словоформ.

Выделите аффиксальные морфемы. Укажите их функцию и значение.

Выделите ряды однокоренных слов. Дополните морфы корневых морфем недостающими звуковыми вариантами. Например: холодный, холод, похолодание, охлаждение: -хлад-/-холод-/-хлажд-.

Выпишите слова, имеющие постфиксы. Охарактеризуйте эти морфемы с учетом классификации, данной в статье В.М.Глухих.

Выделите в данных словах служебные морфемы и укажите, какие из них являются регулярными, а какие нерегулярными (уникальными): а) по значению и форме; б) по форме.

Материал к заданиям

1. Стали (сущ.) – стали (гл.); простой (сущ.) – простой (гл.); подтянут (гл.) – подтянут (кр. прил.).

2. а) приставок: нашить написать, напоить, превысить, премудрый, запеть –записать - завернуть; б) покашливать, разрисовывать, лететь - летать, катить - катать; в) Андрей – статей - коней; беру - кенгуру, (большое) село - (солнце) село, зодчий – разбойничий.

3. проводка, походка, посадка, хождение, тру, провожать, посадит, проводник, ходок, садовник, полотер, светить, свеча, свет, бить, бойня, стереть.

4. Смеркалось: на столе блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая; под ним клубился легкий пар. «Скажите: где же ваш приятель? – Ему вопрос хозяйки был. – Он что-то нас совсем забыл».

5. привет – совет, баянист – пианист, верста – верстак, ямщик – денщик.

Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия

Вход лабораторного занятия предполагает анализ домашнего задания, состоящего из теоретической и практической части, с последующим выполнением аудиторной работы.

Наши рекомендации