Аффиксы и их классификация

Міністерство освіти і науки України

Державний вищий навчальний заклад

«Донбаський державний педагогічний університет»

Горлівський інститут іноземних мов

Кафедра мовознавства та російської мови

Опорний конспект лекцій

Із навчальної дисципліни

СУЧАСНА РОСІЙСЬКА ЛІТЕРАТУРНА МОВА

ЛЕКСИКОЛОГІЯ. ФРАЗЕОЛОГІЯ. ЛЕКСИКОГРАФІЯ

(назва навчальної дисципліни)

напрям підготовки 6.020303 ФІЛОЛОГІЯ * (англійська мова і література) Додаткова спеціальність: 6.020303 ФІЛОЛОГІЯ * (російська мова і література); 6.020303 ФІЛОЛОГІЯ * Українська мова і література Додаткова спеціальність: 6.020303 Філологія* (російська мова і література)

(шифр і назва напряму підготовки)

факультет соціальної та мовної комунікації

(назва факультету, відділення)

Укладач: А.Р. Габідулліна

доктор філол. наук

професор

(науковий ступінь, учене звання, П.І.Б.)

Затверджено на засіданні кафедри

від «_____» ___________ 20__ р.

Протокол №______

Артемівськ – 2016 р.

Лекция№1

Предмет морфемики. Морфема.

.

Цель –познакомить студентов с предметом изучения морфемики, основными ее понятиями: основа слова и ее типы, морфема и морф, варианты и вариации морфем.

Учебное время – 2 часа

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Предмет морфемики. Морфема. Типы морфем

2. Основа слова. Производные и непроизводные слова. Членимая и нечленимая основа слова.

3. Морфема как центральный объект изучения морфемики. Понятие о морфе. Варианты и вариации морфем.

Литература

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. — М.: Просвещение, 1973. — С. 14-17.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 17.

3. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. — М.: Русск. яз., 1985.

4. Цыганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке. — Киев.: «Радянська школа», 1978 — С. 56-58.

5. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1968 — С. 171-251.

Основа слова - это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов (например, суффикса прошедшего времени -Л- в словах шёл, летел, писал или суффикса инфинитива ТЬ, тематических гласных, не имеющих значения и закрывающих глагольную основу: -а- (пис-/a/-ть), -е- (гор-/е/-ть), -о- (пол-/о/-ть), -и- (люб-/и/-ть). В неизменяемых словах основа по своему звуковому составу совпадает со словом (купе, леди, вдруг, вдвоем).

Основа большинства слов непрерывная. Существуют 3 типа слов, которые имеют прерывистую основу:

1) возвратные глаголы и их формы: улыбатьсяулыбаясь (-ТЬ – это формообразующий суффикс инфинитива; в основу слова не входит);

2) части речи, имеющие словообразовательные постфиксы (после окончания): какой-нибудь, кого-либо;

3) слова, которые имеют два корня: пятьсот(непрерывная основа), НО пятисот, кресло-кровать.

Грамматический признак основы - неизменяемость. Иногда при формообразовании возможно изменении основы:

а) усечение основы: замерзнуть-замерз, далекий - дальше;

б) наращение основы: имя - имена, небо - небеса;

в) супплетивизм основ: мы - нас, он - его (окончание -эго, корень j, основа j).

Семантический признак основы - основа выражает ядро лексического значения. Таким образом, основа ‑ это грамматическая неизменяемая часть слова, выражающая ядро его лексического значения.

Типы основ

1.По мотивированности основа бывает производная, т. е. образованная от другого слова или словосочетания: лесНой; 2) непроизводная: лес.

2. Все основы, употребляющиеся в современном русском языке, делятся на два больших класса: нечленимые и членимые. К нечленимым относятся основы, содержащие только корневой морф: гав, соль.

Среди членимых основ можно различать 3 класса:

1) основы, включающие свободные корни (могут употребляться как со словообразовательными аффиксами, так и без них: дом – домик – домище) и повторяющиеся аффиксы: стул – стуль-чик, молодежь – молодеж-н-ый;

2) основы, включающие связанные корни (радиксоиды – см. ниже) и повторяющиеся аффиксы: агитировать, агитация, агитатор; птица, пташка, птенчик; обул, разуть, обувь;

3) основы, включающие корни с уникальными суффиксами, т.е. унификсами. Одна из частей таких слов выделяется не по ее соотношению с такой же частью в других словах, а как остаток от выделения соседнего морфа.

1) поп-адья, 2) бел’-ос (ый)

Границы между членимыми и нечленимыми основами очень подвижны. Членимые основы могут переходить в нечленимые. И наоборот, нечленимые основы могут стать членимыми. Так, вначале не членилась основа иноязычного слова «ипподром» . В этой основе не выделялся суффикс -дром. В современном русском языке этот суффикс является полноценным и активно участвует в образовании новых слов, ср. автодром, танкодром, аэродром, велодром, ипподром. Это можно сказать о суффиксе -тек: библиотека, картотека, фильмотека.

3. Производные основы, как правило, многоморфемные: стульчик: стул’+чик, а непроизводные – одноморфемные, равные корню.

2.

Морфе́ма (от др.-греч. μορφή «форма») — мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения). Понятие морфемы в науку ввёл Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Если фонема неделима с точки зрения формы, то морфема неделима с точки зрения содержания. Это двусторонняя единица, одна её сторона — семантическая, то есть план содержания (означаемое), вторая — фонетическая или графическая форма, то есть план выражения (означающее).

Морфема - это единица абстрактная. Конкретная же единица, выделяемая в конкретном слове, являющаяся наименьшей значимой частью, называется морфом. Снег - снега - снеговик - снегоуборный -... - корневые морфы "снег". Снеговой - береговой - ламповый -... - аффиксальный морф "ов".

Между морфами могут быть некоторые формальные (фонемные) различия. В этом случае говорят про алломорфы (от греч. аллос - иной, другой) - это тождественные по значению морфы, которые имеют друг с другом некоторые формальные различия, вызванные позицией в слове, т. е. соседними морфами. Таковы, например, алломорфы корня снег-снежный (снег-снеж - два корневых алломорфа). В школе такое явление называют чередованием, объясняя, что заднеязычный "г" не может выступать в позиции перед "н". Еще примеры с заднеязычными: сок - сочный, ухо - ушной, друг- дружный, брюки - брючный.

Алломорфы суффикса: Заварка - заварочный, уборка - уборочный.

Алломорфы приставки: отрубить - оторвать.

Алломорфы в современном русском языке встречаются как в разных формах одного и того же слова: бр-, бер-, бир- (собрать, соберу, собирать); ним-, ня- (снимать, снять), так и в однокоренных словах: творог-, творож- (творог, творожный); жа-, жн- (жать, жнец).

Итак, морфема как абстрактная единица представляет собой совокупность всех образующих её морфов и алломорфов. Соотношение морфемы имеет аналогию в фонетике: фонема и аллофон (ду[п] - ду[б]овый).

Вариантными морфемамисчитаются такие, которые различаются или в стилистическом, или в словообразовательном отношении. Например, вариантными являются суффиксы -чик-, -щик- (летчик, каменщик). Суффиксы -чик-, -щик- выступают как варианты, отличаясь друг от друга лишь словообразовательными связями: суффикс -чик- присоединяется к основам слов, оканчивающихся на д, т, з, с, ж: рассказчик, разведчик; суффикс -щик- – ко всем другим основам: каменщик, бомбардировщик. Суффиксы -ее-, -ей- отличаются друг от друга только стилистически: -ее- является межстилевым, -ей- характерен для разговорной речи и стихотворного языка: милее, милей. Такое же различие встречается и во флексиях творительного падежа единственного числа существительных женского рода: -ою-, -ой-, -ою- – межстилевое употребление, -ой- – в разговорной речи: (водою, водой).

В отличие от суффиксов префиксы мало подвержены варьированию. Среди префиксов имеются два типа изменений: 1) варьируются префиксы, оканчивающиеся на з и с: без-, бес-; воз-, вос-; из-, ис- (безбрежный, бесполезный; возвести, восполнить; изложить, исписать); 2) появляется гласный звук [о] с целью устранения стечения согласных на стыке приставки и корня: в-, во-; вз-,взо-; раз-, разо- (вписать, вогнать; взлететь, взойти; разжечь, разобраться).

Наряду с морфемами, представленными рядом морфов., существуют и морфемы, представленные единственным морфом, например, префиксы вы-, у- (выходить, уходить), постфикс -те (идите) и др.

Лекция №2

Корневые морфемы. Аффиксоиды.

Цель –познакомить студентов с корневыми морфемами и их разновидностями; научить отличать от аффиксоидов.

Учебное время – 2 ч.

План

1. Знаменательные (корневые) морфемы. Общая характеристика.

2. Классификация корней по степени регулярности: регулярные и нерегулярные (уникальные).

3. Классификация корней по степени зависимости от возможности или невозможности их употребления с другими морфемами: свободные и связанные.

4. Понятие об унирадиксоидах.

5. Полные и усеченные корни.

6. Аффиксоиды, их сходство и различие с аффиксами.

Литература

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. — М.: Просвещение, 1973. — С. 14-17.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 17.

3. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. — М.: Русск. яз., 1985.

4. Цыганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке. — Киев.: «Радянська школа», 1978 — С. 56-58.

5. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1968 — С. 171-251.

Корень как основной, центральный элемент слова является морфемой, обязательной для каждого слова, Без корней словa не существуют, “слов без корня нет, т.е. корень – это центральная, обязательная и необходимая составная морфемная часть слова (словоформы). Один и тот же корень может занимать разное место в слове по отношению к другим морфемам: он может находиться в начале слова (гора), в положении перед служебными морфемами (горообразование), в конце слова (косогор), после служебных или корневых морфем (поседеть, полуседой) и т.д.

1. Бывают корни регулярные и нерегулярные (уникальные). Корень является регулярным, если он повторяется хотя бы в двух словах. Корни "варяг/ варяж" обладают низкой регулярностью, корень "кандидат" - большей регулярностью, ветер/ ветр - высокой регулярностью (около 90 слов).

Корень является уникальным, если он встречается только в одном слове. Обычно они не сочетаются с аффиксами.

В русском языке тысячи таких уникальных корней:

а) корни несклоняемых знаменательных слов (заимствованные слова): авеню, амплуа, бра, боа и др.

б) корни склоняемых знаменательных слов: гвалт, зразы и др.

в) корни несклоняемых незнаменательных слов: ура, увы, даже, однако.

2. Существенным отличительным признаком корневых морфем является степень зависимости от возможности или невозможности их употребления с другими морфемами. Значительная часть знаменательных слов может употребляться без словообразовательных аффиксов, т. е. состоять из одной корневой морфемы и формообразующих морфем (обычно грамматических суффиксов ‑ прош. вр. пил, сравнительной степени красивее, инфинитива писать, суффиксов причастий и деепричастий увидев, увидевший и т. д.) или без них. Корни таких слов свободны от словообразовательных аффиксов и называются свободными.Так, в словах домашний, домик, домовой корень свободный, потому что есть слово дом (без словообразовательных аффиксов).

В то же время в русском языке есть корни, которые не могут употребляться в свободном виде, а встречаются только в сочетании со словообразовательными морфемами – префиксами и суффиксами. Они называются связанными корнями. Например,

У: обуть, разуть, обувь;

ВЕРГ: свергать, отвергать;

БА: добавить, прибавить, разбавить;

УЛ: улица, улочка, уличный, переулок;

У: обуть, разуть, обувь;

НЯ: обнять, занять, отнять;

ПТ: Пташка, птенчик, птица, птенец, птичник

Они не могут употребляться только с окончаниями. Нет слова У, СВЕРГ(а), БА, УЛ(а). Связанные корневые морфемы называются радиксоидами.

Одни связанные корни способны сочетаться с различными словообразовательными аффиксами, другие – непосредственно сочетаются лишь с определенным аффиксом, т. е. они унивалентны (унирадиксоиды). Например, корень в слове буженина непосредственно сочетается лишь с суффиксом – ин - (ср.: солонина, строганина, говядина свинина, осетрина). Однако, сама возможность вычленения таких корней небесспорна. Некоторые лингвисты считают, что надо выделять корень вот так: буженина.

Пути появления связанных корней в языке

1. Утрата из языка слов, где этот корень был свободным. Например, улыбка, улыбаться, лыбиться.

2. Заимствования из других языков: агитация – агитатор – агитировать, футуризм - футурист.

Таким образом, в языке появились связанные интернациональные корни (био/ гео/ агро/ гелио и др.).

Как узнать радиксоид? Как отличить его от свободного корня?

Для этого надо найти максимально больше однокоренных слов и их форм. Пташка, птенчик, птица, птенец, птичник. Понятно, что корень здесь ПТ. Может ли он употребляться только с окончаниями? Попробуем.

И.п. ПТя

Р.п. ПТи

Д.п. ПТе

Тв.п. ПТой

П.п. о ПТе

Не получается. Значит, корень связанный. Радиксоид.

Возьмем другое слово: ДОМИК. Подбираем однокоренные слова: домище, домовой, дом. Везде корень дом. Здесь корень свободный, потому что может употребляться только с флексией: дом-а, дом-у.

Полные и усеченные алломорфы корня

Усеченным (ослабленным) является алломорф, у которого отсутствует одна или несколько конечных фонем.

Причины появления усеченных аллофонов

1. Усеченный аллофон может быть в производном слове как результат усечения производящей основы при словообразовании. Могут быть две разновидности:

а) при образовании от несклоняемых заимствованных слов: резюмировать ←резюме (резюме// резюм), кенгуренок ←кенгуру (кенгуру// кенгур);

б) при образовании от склоняемых слов: утёнок ← утка (утк// ут); скрипач ←скрипка (скрипк// скрип).

2. Усеченный корень может возникнуть как результат исторических фонетических процессов: сгибать, согбенный, согнуть (усеченный корень).

Корень выделяется путем сопоставления ряда родственных слов. Например, сравнив слова цена, ценный, расценка, оценить, выделяем корень цен-; красный, краснеть, краснота – корень красн-.

В корнях слов часто происходят чередования гласных и согласных. В результате один и тот же корень в родственных словах имеет разный вид (алломорфы).

Чередование согласных.

г – ж: лягу – ляжешь, бегу – бежишь;

к – ч: пеку – печешь, привлеку – привлечешь;

х – ш: ухо – уши, сухой – суше;

д – ж - жд: водить – вожу – вождение;

т – ч – щ: свет – свеча – освещение;

з – ж: возить – вожу;

к – ц – ч: лик – лицо – личный;

ст – щ: расту – выращенный; холс – холщовый;

б – бл: любить – люблю, дробить – дроблю;

п – пл: купить – куплю, лепить – леплю;

в – вл: ставить – ставлю, ловить - ловлю;

м – мл: ломать – сломленный, утомить – утомление;

ф –фл: графить – графлю.

Чередование гласных.

о – а: поклон – кланяться, коснуться – касаться;

е – о (л) после мягких согласных: весло – вeсла, лечь – лeг;

е – о после твердых согласных: течь – ток, несу – носить;

о – нуль звука: сон – сна, рот – рта;

е – нуль звука: день – дня, овец – овца;

о – ы – у – нуль звука: вздох – дышать – душно, посол – посылать –

посулы – послать;

е – и – о – нуль звука: соберу – собирать – собрать,

упереться – упираться – упор – упрется;

у (ю) – ов (ев): кую –ковать, клюю – клевать.

е – ой: петь – пой;

ы – ой: мыть – мой, крыть – крой;

и – ой: забить – забой;

а (я) – н,ин: жать – жну – пожинать, мять – мну – снимать;

а (я) – м, им: жать – жму – пожимать, взять – возьму – взимать.

Слова, имеющие один и тот же корень, называются однокоренными, или родственными, и составляют одно словообразовательное гнездо. Его вершиной обычно является непроизводное слово.

4.

В процессе языкового развития многие морфемы изменяют свой вид, переходят из одного вида или типа в другой. В русском языке довольно часто наблюдается переход корневых морфем в служебные – в префиксы, суффиксы и постфиксы. Такой переход регулярно осуществляется в процессе образования имен существительных и прилагательных. Изменение типа (вида) морфем, их переход из одного типа в другой представляет собой длительный исторический процесс. Поэтому в разные периоды развития языка, в том числе и в современном его состоянии, функционируют морфемы, находящиеся на определенной стадии перехода, в частности, такие, которые частично сохраняют исконные признаки корней и в то же время приобретают некоторые признаки служебных морфем. Такие морфемы переходного характера обычно называются полуаффиксами или аффиксоидами, что значит “похожий на аффикс, напоминающий чем-то аффикс, имеющий вид аффикса”.

Аффиксоиды могут занимать в слове разные позиции. Одни из них располагаются в начале слова перед собственно корневыми морфемами и по своим признакам сближаются с префиксами, другие – после корневых морфем - сближаются с суффиксами. Первые называются префиксоидами(автором термина является Н.М. Шанский), последние – суффиксоидами.

В современной специальной литературе аффиксоиды обычно определяются как “значимые части слова”, которые “наблюдаются лишь в пределах сложных слов и только в качестве морфем, одинаково возможных и в роли служебных, и в роли корневых”, т.е. аффиксоидами называются корни, выступающие в сложных словах в роли аффиксов. Например, типичным примером может быть: пол – ( полу-) в словах типа полумесяц, полушубок, полумрак; - вид -, -вед-,-вод-,-воз-, -мер-,-ход- и др. Например, змеевидный, языковед, садовод, паровоз, водомер, вездеход.

Признаки, сближающие аффиксоиды с корнем

  • сохранение смысловой связи с однокоренными словами (вездеход, луноход - связь с глаголом ходить не утрачена);
  • употребление в словах с соединительными гласными (пароход, овощевод);
  • возможность сочетаться с суффиксами (плодоносный, судьбоносный, цветоносный, кровеносный).

Признаки, сближающие суффиксоиды с аффиксами

  • функциональная общность;
  • некоторые аффиксоиды имеют синонимы среди приставок и суффиксов (пушкиновед, пушкинист).

Лекция№3

АФФИКСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Цель –познакомить студентовс разными типами аффиксов; научить различать формообразующие и словообразовательные аффиксы; познакомить с интерфиксами и тематическими гласными как асемантическими элементами в структуре слова.

Учебное время – 2 ч.

План

  1. Чем аффикс отличается от корня?
  2. Какие аффиксы являются формообразующими (реляционными)? Какие грамматические значения они выражают?
  3. Входят ли реляционные морфемы в основу слова?
  4. Какие значения выражают флексии а) в именах (существительных, прилагательных, местоимениях, числительных) и причастиях; б) спрягаемых глаголах?
  5. Приведите примеры формообразующих суффиксов и префиксов имен существительных, глаголов, причастий и деепричастий. Какие грамматические значения они выражают?
  6. Чем деривационные аффиксы отличаются от реляционных?
  7. Включаются ли реляционные суффиксы в основу слова?
  8. Являются ли интерфиксы значимыми морфемами (реляционными или деривационными)?
  9. Как лингвисты трактуют тематические гласные: как суффиксы, интерфиксы или незначимые морфемные прокладки?

Литература

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. — М.: Просвещение, 1973. — С. 14-17.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 17.

3. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. — М.: Русск. яз., 1985.

4. Цыганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке. — Киев.: «Радянська школа», 1978 — С. 56-58.

5. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1968 — С. 171-251.

1.

А́ффикс ‑ (от лат. affixus — прикреплённый) — служебная морфема, минимальный строительный элемент языка, присоединяемый к корню слова; важнейшее средство выражения грамматических и словообразовательных значений; часть слова, противопоставленная корню и сосредоточивающая его грамматические и/или словообразовательные значения.

В отличие от корневых морфем аффиксы можно сосчитать, их сравнительно немного. Корневая морфема обязательна для каждого слова, служебные морфемы – нет.

  1. По положению относительно корня аффиксы делятся на:
  • префиксы, или приставки, помещаемые перед корнем (ср. рус. за-, при-, пере-, у-, вы-ходить и т. д.; префикс, присоединяемый к глагольной основе, обозначается термином «преверб»);
  • постфиксы, иногда называемые также прилепами (например, любой аффикс, стоящий в слове или словоформе после корня):

Постфиксы, в свою очередь, делятся на:

а) основообразующие элементы(ср. рус. «небо — неб-ес-а») или темы(тематические гласные, ср. рус. «дел-а-ть», «дел-и-ть»), помещаемые непосредственно за корнем, но обычно предшествующие суффиксу или флексии (ср. «неб-ес-н-ый»);

б) суффиксы, помещаемые за корнем, но не обязательно в непосредственной близости к нему (ср. рус. -н- в «неб-ес-н-ый»);

в) флексии — окончания;

г) собственно постфиксы, находящиеся после флексии. В русском языке существуют следующие постфиксы: -то (какой-то),-либо(кто-либо),-нибудь (чей-нибудь), -ся/-сь(умыл-ся; умыл-а-сь), те(идёмте),-таки (пришёл-таки).В школьной практике постфиксы, как правило, относят к суффиксам;

  • конфиксы, или циркумфиксы, — комбинации из префикса и постфикса, функционирующие совместно («за-речь‑е», «под-окон-ник»); использование конфиксов именуется парасинтезом, т. е. одновременным участием в синтезе слова двух разных аффиксальных средств.

2. Функциональная классификация аффиксов предполагает их деление на а) словообразовательные (деривационные), служащие образованию однокоренных производных слов (лес→лесной, лесник), б) формообразующие (реляционные), служащие образованию разных форм одного слова (петь, пел, поёт) и 3) синкретические, которые одновременно служат для образования нового родственного слова и в то же время выражают грамматические значения. Это, например, суффиксы видовых пар глаголов: реш-и-ть (сов.в.) ‑- реш-а-ть (несов.в.) или суффикс, имеющий дополнительное значение кратности (прыг-а-ть - прыг-ну-ть), разнонаправленности (лет-е-ть - лет-а-ть) или направленности действия на объект / на самого себя (бел-е-ть - бел-и-ть).

Прибавление аффиксов грамматического характера не сказывается на лексическом (вещественном) значении основы. При графическом морфемном и словообразовательном разборе формообразующие суффиксы не включаются в состав основыслова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).

Прибавление аффикса словообразовательного или синкретического характера ведёт к взаимодействию значений аффикса и основы, причём семантическое видоизменение последней может выражаться либо в создании лексемы с новым значением, либо в переходе основы в новый класс слов (ср. «профессор — профессура» и «профессор — профессорствовать»), либо в одновременном сочетании того и другого («солить — солка, соление»). Словообразовательные аффиксы входят в основу слова, в которой заключается лексическое значение. Если изменение грамматического аффикса (рука – рукú;нёсØ-несла) показывает на другую форму той же самой лексемы (И.п. – Р.п. лексемы рука; муж.р. и жен.р. глагола прош. времени нести), то изменение словообразовательного аффикса ведет к появлению новой лексемы (родственного слова): рука →ручной.

3. Аффиксы могут быть материально выраженными, т. е. представленными определённой фонемой или последовательностью фонем, и нулевыми, т. е. представленными значащим отсутствием элемента. Обычно нулевые аффиксы выделяются на фоне материально выраженных при изменении (склонении или спряжении) той же лексемы: лес(И.п.) – лéса(Р.п.), вёзØ(нулевой суффикс Ø имеет значение прош. времени, нулевое окончание  ‑ значение муж.р., ед.ч.) – на фоне везла(со значением прош. вр. и ж.р.).

Большинство аффиксов русского языка являются материально выраженными, т.е. они состоят из одного или нескольких звуков. Нулевыми могут быть только окончания и суффиксы.

Нулевыми формообразующими аффиксами являются:

1) окончания имён существительных мужского рода 2 (школьного) и женского рода 3 типа склонения (стол, дом, мышь, дочь);

2) окончания имён существительных 1 (школьного) склонения в форме родительного падежа множественного числа (дач, крыш, игр);

3) окончания притяжательных прилагательных в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (лисий, заячий, медвежий, мамин, отцов, дядин);

4) окончания качественных прилагательных в краткой форме единственного числа мужского рода (силён, рад, красив);

5) окончания количественных числительных в форме именительного падежа (пять, семнадцать, семьдесят);

6) окончания глаголов изъявительного наклонения в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода (читал, сидел, думал);

7) окончание личного местоимения он;

8) окончания притяжательных местоимений в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (мой, наш, ваш);

9) окончания некоторых указательных, определительных и вопросительно-относительных местоимений в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (тот, каков, весь, сам);

10) окончания причастий в краткой форме единственного числа мужского рода (прочитан, взят, вымыт);

11) суффиксы, образующие форму прошедшего времени единственного числа мужского рода некоторых глаголов (лезØ, вёзØ);

12) суффиксы, образующие форму повелительного наклонения некоторых глаголов (режьØ, сядьØ).

Нулевой словообразовательный суффикс выделяется в структуре деривата «при наличии двух условий: 1) нулевой аффикс должен иметь синонимичные ненулевые аффиксы; 2) наряду с рассматриваемым словом имеется однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом» (Земская Е.А. Словообразование // Современный русский язык: Учебник для филологических специальностей университетов / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. – С. 257).

В.В. Лопатин указывает, что посредством нулевых суффиксов образуются следующие группы производных существительных:

1) со значением отвлечённого действия (приезжать → приезд, заплывать → заплыв);

2) со значением отвлечённого признака (тихий → тишь, синий → синь);

3) со значением одушевлённого носителя отношения к действию (задираться → задира, прислуживать → прислуга);

4) со значением лица женского пола (супруг → супруга, кум → кума) (см.: Лопатин В.В. Нулевая аффиксация в системе русского словообразования // Вопросы языкознания. – 1966. – № 1).

Нулевой словообразовательный суффикс выделяется также в структуре некоторых других типов производных слов. Например:

1) в структуре существительных со значением «место действия», «место как результат действия», «место по характерному признаку» (оборвать → обрыв «место, где оборвано что-либо», гладкий → гладь «гладкая водная поверхность»);

2) в структуре прилагательных с общим относительным значением (будни → будний «такой, который имеет отношение к будням»; золото → золотой «такой, который имеет отношение к золоту»);

3) в структуре порядковых числительных (пять → пятый, двадцать → двадцатый);

4) в структуре существительных со значением носителя признака (интеллектуальный → интеллектуал, универсальный → универсал);

5) в структуре сложных существительных со значением производителя действия (книга + любить → книголюб, соль + варить → солевар);

6) в структуре простых и сложных прилагательных со значением «(не)обладающий тем, что названо производящей основой» (белый + зубы → белозубый, хвост → бесхвостый);

Некоторые лингвисты считают, что в структуре слов типа синь, приезд, кума нет нулевых словообразовательных аффиксов, а есть синкретичные флексии.

4. Говоря о регулярности/нерегулярностиаффиксов, имеем в виду то, как часто или редко в настоящее время они встречаются в словах. Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно и образуют определенные словообразующие или формообразующие модели, например: суффиксы -тель-, -н-(-ый) (учитель, преподаватель; морозный, холодный) ; префиксы не-, из- (некрасивый, неплохо, изложить, избежать). Если вам преподаватель предлагает просклонять слова дом, стол и др. существительные 2 склонения, то вы будете использовать для форм всех падежей регулярные формообразующие флексии , -а. –у, ом, -е (стол, стола, столом, столе). Если нужно образовать существительные со значением лица от глаголов, то используем словообразовательный суффикс -ЩИК-: регулировать →регулировщик, дрессировать→дрессировщик, сортировать →сортировщик. Нерегулярные аффиксы в составе слов встречаются редко, например: суффикс -к- со значением действия, выделяющийся только в слове драка, флексия -м встречается лишь в словах дам, ем, создам. Их в русском языке мало. Если нерегулярный аффикс встречается лишь в одном-двух словах, его принято называть унификсом. Приведем перечень некоторых унификсов: -ав: рука – рукав; аг(а): молодец – молодчага –адь/j/(–а) (-адья): поп – попадья; ажёр: тренировать, тренироваться – тренажёр; -аик: проза – прозаик; -ай: полиция – полицай –алей: дурак – дуралей -алищ(е): сидеть – седалище; -альон: почта – почтальон; -амт: почта – почтамт; -амент(ы): медицина – медикаменты; -ан: великий – великан; -ильj(-а): эскадра – эскадрилья -ир: командовать – командир -иш: мягкий – мякиш; -ль/j/(-о): жить – жильё; -/н’/ (–н(я)): сводить - сводня ; -/о/л (–ёл): коза – козёл

и др.

5. Продуктивными называются такие аффиксы, которые и сейчас служат для образования многочисленных групп слов в современном русском языке, например, суффиксы -ист-, -ник-, обозначающие лицо мужского пола по роду занятий (машинист, защитник) ; суффиксы -ск-, -н- при образовании относительных и качественных прилагательных (горно-алтайский, вредный); префиксы без-, не-(безопасный, несмелый). Непродуктивные суффиксы не производят новых слов и форм, но выделяются в составе слов. Непродуктивные аффиксы среди приставок: пра-дед, су-мрак, паводок и др. ; среди суффиксов: пас-тух, пе-тух, пуст-ырь, по-вод-ырь, желт-изн-а, кол-оть и др. ; среди окончаний глаголов и существительных: дам, ем, лощадь-ми, кость-ми и др.

Между понятиями регулярные / нерегулярные, продуктивные / непродуктивные аффиксы существует тесная связь: все нерегулярные аффиксы непродуктивны, а регулярные могут быть как продуктивными, так и непродуктивными.

2.

Морфемы, служащие для образования форм слов, называются формообразующими(или словоизменительными, реляционными).

К формообразующим морфемам относятся:

Наши рекомендации