Неделя. Слово как предмет лексикологии. Полисемия и омонимия
Задания:
1. Какие из нижеследующих слов вы считаетет мотивированными, какие – нет?
Шило, подушка, подснежник, колесо, окно, завтрак, сверстник, чернила, порошок, мышь, боровик, устье, рубаха, пояс, метель, зелье, перстень, белье, сокровище, плотник, весло, колдун, свидетель, крыльцо, кружево, водка, окрошка, валенок.
2. Из данных ниже слов выберите пары, имевшие когда-то общий корень, но деэтимологизировавшиеся:
завтрак, гарь, точка, гора, утро, колея, дуть, сокровище, нож, горница, перст, гром, подушка, кров, колесо, шить, заноза, зеркало, басня, девать, шило, горло, баян, стык, созерцать, делить, ожерелье, разведка, упругий, вонь, восток, перчатка, доля, жар, сутки, течь, грянуть, обоняние, пружина.
3. Укажите, какие виды переносных значений наблюдаются в выделенных словах:
1) Едва заняли места и расположили вещи в общей каюте второго класса, как Павлик, разморенный духотой, стал клевать носом.(В. Катаев)
3) Однако в третьем классе ездить считалось «неприлично»
в такой же мере, как в первом классе «кусалось». (В. Катаев)
3) Был как раз горячий сезон помидоров и винограда..(В. Катаев)
4) Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)
5) Я три тарелки съел!
- И полно, что за счеты! (И. Крылов)
6) В воде шла мраморная перекличка красок. (К. Федин)
4. Какими языковыми фактами можно доказать омонимичность выделенных слов в следующих случаях:
а) Язык – орудие общения. б) Копченый язык – вкусное блюдо.
а) Русский глагол имеет 3 вида. б) Из окна открывался вид на озеро.
а) В своих странствиях он объездил весь мир. б) Борьба за мир продолжается.
а) Девушка с длинной косой вышла на крыльцо. б) Коса стояла в углу.
Форма проведения СРСП:
работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по анализу внутренней формы слов, определению этимологии слова, видов переносных значений, омонимичности слов.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
выполняя упражнения по определению мотивированности слов, используйте этимологический словарь Фасмера М. Разграничивая явления полисемии и омонимии, используйте все предложенные в учебных пособиях критерии для различения этих явлений.
Литература:
основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21],
дополнительная: [6, 7, 13].
Неделя. Лексико-семантическая система языка
Задания:
1. Составьте синонимический ряд из следующих слов, выделив доминанту:
грандиозный, громадный, большой, гигантский, огромный, колоссальный, крупный.
Подберите возможные антонимы к разным значениям слов данного синонимического ряда.
2. Следующие слова сгруппируйте в синонимические ряды:
храбрый, источник, невпопад, глаза, удовольствие, опрятный, смелый, ключ, пытливый, чистый, торопиться, отважный, очи, любознательный, родник, смеяться, некстати, спешить, хохотать, наслаждение, мужественный.
3. Разделите данные синонимы на идеографические и стилистические. Укажите промежуточные случаи:
путь – дорога – тропинка, довод – аргумент, лингвистика – языкознание, выговор – нагоняй, жена – супруга – половина, источник – ключ – родник, худой – тощий – костлявый, дом – хата – изба – хижина, отец – родитель, смелый – храбрый – отважный, бежать – мчаться – нестись.
4. Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов:
презренный – презрительный, невежа – невежда, типичный – типический, парламентер – парламентарий, человечный – человеческий, почтенный – почтительный, сборный – сборочный.
Форма проведения СРСП:
работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по анализу лексико-семантических группировок.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
выполнив предложенные упражнения, проверьте результаты с помощью соответствующих словарей.
Литература:
основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21],
дополнительная: [6, 7, 13].
Лексикография
Вопросы:
1. Что изучает лексикография?
2. Каково назначение толковых словарей?
3. В чем различие между нормативными и ненормативными толковыми словарями?
4. Чем различаются словари-тезаурусы и частные словари?
5. Назовите известные вам специальные научные (или аспектные) словари.
6. Какие виды словарей выделяют в зависимости от принципов расположения материала?
7. Чем различаются толковые и двуязычные словари?
Форма проведения СРСП: работа по контрольным вопросам.
Литература:
основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21],
дополнительная: [6, 7, 13].
Неделя. Фразеология
Задания:
1. Разделите следующие словосочетания на свободные и устойчивые:
толочь воду в ступе, морской волк, морской воздух, попасть в переплет, пирог с изюмом, девушка с изюминкой, дать по шапке, втирать очки, лезть на рожон, медвежий угол, навострить лыжи, строить дорогу, строить воздушные замки, лезть в окно, медвежья услуга, красная строка, шелест леса, железный век, железный лом, палка о двух концах, крепкий сон, крепкий орешек, попасть впросак, водой не разольешь.
2. Выделите из нижеследующих фразеологизмов те, значения которых можно вывести из их компонентов:
тертый калач, кануть в Лету, петь Лазаря, точить лясы, ничтоже сумняшеся, поймать на удочку, притча во языцех, у черта на куличках, попасть пальцем в небо, толочь воду в ступе.
3. Какой смысл имеют следующие выражения? Установите источники их происхождения:
как белка в колесе, прокрустово ложе, а ларчик просто открывался, игра не стоит свеч, бить баклуши, буря в стакане воды, лезть на рожон, зарыть талант в землю, при царе Горохе, навострить лыжи, брать на буксир, потемкинские деревни, ахиллесова пята, избиение младенцев, ездить в Тулу со своим самоваром, Тришкин кафтан, узы Гименея, спустя рукава, тянуть лямку, перейти Рубикон, собака на сене, козел отпущения, на ловца и зверь бежит.
4. Назовите ряд устойчивых сочетаний со следующими словами:
тянуть, бить, железный, входить, красный, воздушный, держать, огонь, собака, игра, сесть.
Форма проведения СРСП:
работа по контрольным вопросам, выполнение тренировочных упражнений по анализу фразеологических оборотов.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
выполняя предложенные упражнения, используйте фразеологический словарь.
Литература:
основная:[1, 2, 3, 4, 5, 21],
дополнительная: [6, 8, 13].