Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися.

Материал для учителя.

При словообразовании аффиксы присоединяются в определенной последовательности к корню, который является смысловым ядром, носителем лексического значения слова.

Корень – обязательная часть слова, его структурно и семантически организующий центр. На основе общности корней образуются гнезда родственных слов. В художественной речи родственные слова способны охарактеризовать изображаемое явление с различных сторон и выделить в нем разнообразные свойства и признаки. Родственные слова выступают также как одно из средств связи частей текста, они обусловливают его смысловую цельность, а аффиксальные морфемы, которыми они различаются, усложняют значение однокоренных слов, делают их семантически богаче.

Например, в стихотворении Е. Винокурова:

Округлы облака и женщины. Кругла

Планета наша! Яблоко округло.

И сердце кругло. Круглота не зла.

Округлыми глазами смотрит кукла.

Я круг люблю. Он выдуман хитро.

В нем нет конца. Сыщи-ка в нем огрехи?

Кольцо и солнце, жернов и ядро.

Недаром кругу поклонялись греки –

родственные слова, перечисляемые автором, выступают как иллюстрация к теоретическому заключению: «Все важнейшее в мире – округло»; их конкретные значения в совокупности создают глубокое обобщение.

Словообразовательный ряд со значением «круг как гармоничная фигура Вселенной» передает целостное философское восприятие поэтом окружающих предметов в их многогранных связях и отношениях. Родственные слова круг, круглый, округлый, круглота (окказионализм) имеют общее в своем значении – характеристику формы, напоминающей круг или кольцо. Такая смысловая единица, которую можно выделить в родственных словах, называется семантемой. Сущность семантемы родственных слов может быть раскрыта также на основе контекста нескольких произведений одного и того же автора, и тогда она становится основой для обобщающего поэтического образа.

В отличие от эмоционально-экспрессивных суффиксов, приставки чаще всего выступают как словообразовательные морфемы. Так, приставка без- обозначает отсутствие того, что названо в производящем слове: порядок – беспорядок, деятельный – бездеятельный; приставка вы- – направление действия изнутри наружу: выбежать, выбросить, вытолкнуть и т. д. Характерной чертой приставок является их семантическая автономность в слове: значения приставок более определенны и стандартны, чем значения суффиксов. Это в первую очередь дополнительные, уточняющие значения, связанные с пространственной, временной или количественной характеристикой предмета или действия. Указанные значения, как правило, не растворяются в общей семантике слова, а, наоборот, обособлены.

Приставки широко используются в словообразовании глаголов, а также прилагательных, менее активны и разнообразны они в именах существительных и наречиях.

В художественной речи нередко можно встретить повтор одинаковых или синонимических приставок. При этом приставка становится как бы компонентным стержнем, она усиливает эмоционально-содержательную напряженность всего произведения. Повтор приставок – важный способ выделения определенных элементов художественного текста, увеличения его информационно-эстетической емкости.

Например, в стихотворении М. Цветаевой «Настанет день...» путем повторения грамматических форм глаголов с приставкой от- акцентируется значение завершенности действия, усиливается экспрессия:

Настанет день – печальный, говорят! –

Отцарствуют, отплачут, отгорят, –

Остужены чужими пятаками, –

Мои глаза, подвижные, как пламя.

Особенно заметна роль приставки в выражении экспрессии в стихотворении М. Цветаевой «Отмыкала ларец железный...». В этом поэтическом шедевре приставочные глаголы замещают обычные бесприставочные. Приставка вы- усиливает семантику действия у глаголов, ее повторение придает тексту динамизм.

Кошкой выкралась на крыльцо,

Ветру выставила лицо.

Ветры – веяли, птицы реяли,

Лебеди – слева, справа – вороны...

Наши дороги – в разные стороны.

Ты отойдешь – с первыми тучами,

Будет твой путь – лесами дремучими,

Песками горючими.

Душу – выкличешь,

Очи – выплачешь.

В одном случае приставка обозначает направленность движения изнутри наружу (выставила, выкралась), в другом – указывает на полную завершенность, исчерпанность действия (выкличешь, выплачешь).

Выразительными и эмоционально значимыми становятся слова с двумя приставками. Усложненная словообразовательная структура таких слов останавливает внимание читателя и заставляет задуматься над значением префиксов. Так, в одном из стихотворений М. Цветаевой двойные приставки перекликаются, чередуются, повторяются:

Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь.

Подставляйте миски и тарелки!

Всякая тарелка будет – мелкой,

Миска – плоской,

Через край – и мимо –

В землю черную, питать тростник.

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих.

Наши рекомендации