Полученные результаты анализируются и проверяются в ходе выполнения работы с учетом строгой последовательности заданий
Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты
Лабораторные работы выполняются студентами в отдельной тетради, сдаются на проверку преподавателю.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Продолжительность 2 часа
Тема: Комплексный морфемный анализ слов
Цель: закрепить навыки морфемного анализа, выработать единый алгоритм членения слов, описания корневых и служебных морфем.
Обоснование: Владение методикой морфемного анализа позволит избежать многих орфографических и морфологических ошибок.
Домашнее задание
Вопросы:
1. Какова классификация морфем в русском языке? Назовите основания для классификации. (см.: тексты лекций).
2. На какие типы делится основа слова (по структуре, по степени членимости)?
3. На какие элементы делится слово при субсегментном членении?
Краткие теоретические или справочно-информационные материалы
Схема морфемного анализа
1. Определить часть речи анализируемого слова, указать, является оно изменяемым или неизменяемым.
2. Выделить основу слова и формообразующие аффиксы: флексию, суффиксы (если они есть).
3. Для флексии и формообразующих суффиксов указать характер грамматического значения. Характеристика по схеме (см. пункт 5).
4. Охарактеризовать основу слова, указав ее тип (простая/сложная, компактная/прерывистая, членимая/нечленимая, степени членимости).
5. Выделить словообразующие аффиксы на основе сопоставления с одноструктурными словами. Дать характеристику аффиксов по схеме:
а) значение (реляционное, деривационное);
б) по положению в слове (суффикс, префикс, постфикс, флексия, интерфикс, аффиксоид); простой/производный;
в) по функции: формообразующий или словообразующий;
г) по выражению (материально выраженный, нулевой) характеризуются флексии и суффиксы;
д) по воспроизводимости (регулярный, нерегулярный, уникальный);
е) по активности (продуктивный, непродуктивный);
ж) по стилистической окраске (нейтральный, стилистически маркированный);
з) по происхождению (иноязычный, исконно русский);
и) по наличию алломорфов или вариантов.
6. Выделить корень на основе сопоставления с однокоренными словами. Дать характеристику корня:
а) свободный/связанный;
б) по наличию морфов;
в) по происхождению.
7. Произвести членение слова на субсегментном уровне, если это возможно: выделить асемантические отрезки: прокладки/наращения/субморфы; дать их характеристику.
8. Назвать исторические изменения, которые наблюдаются в морфемной структуре слова (если есть) и охарактеризовать их: а) тип; б) причины.
Образец морфемного анализа
Перелесок - имя существ., изменяемая часть речи: изменяется по падежам, числам (перелеска, перелеску, перелески, перелескам).
Основа слова перелесок - , флексия - нулевая (ед.ч., им.п.). Перелесок – основа простая, компактная, членимая, полная свободная членимость, т.к. слово входит в двойной ряд сопоставлений:
а) лес -, лесной, лесистый, лесник;
б) переход, перепутье; грибок, половичок.
Флексия имеет реляционное значение (ед.ч., им.п.), является формообразующим аффиксом, представлена нулевым морфом.
ПЕРЕ – деривационное значение («пространство» «через»/»между») затемнено значением суффиксального морфа –ОК- ; аффикс, префикс, простой, непроизводный, словообразующий, регулярный, продуктивный, стилистически нейтральный, исконно русский, имеет алломорф ПРЕ -.
ОК – деривационное значение («предметно-уменьшительное»), аффикс, суффикс, простой, непроизводный, матер. Выраженный, словообразующий, регулярный, продуктивный, стилистически нейтральный, исконно русский, имеет вариант –К –(перелеска).
-ЛЕС – вещественное значение (предметность), главная морфема – корень, свободный, исконно русский, есть фонетич. Вариант – ЛЕС – (лесистый).
Элементов субсегментного уровня в структуре слова нет. Исторические изменения не отмечаются.
Перелесок – лесок – лес.
Литература:
1. См. список обязательной литературы по курсу.
2. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.
Практическое задание
Произвести морфемное членение всех слов данного текста.
Писательство – это не ремесло и не занятие. Писательство – призвание. Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово «призвание» родилось от слова «зов». Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи. Что же побуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду? Прежде всего – зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям огромное разнообразие мыслей и чувств, наполняющих его самого.
Аудиторная работа
1. Выполните комплексный морфемный анализ следующих слов: волчий, заземленность, перепутье, углубление, содружество, перераспределение, износить, кое-как, распустившийся, нараспашку, окружение, избранный, молодежный, пересматривается, где-нибудь, длинноногий, сослуживец, вороний, кто-либо, пролив, соавтор, приплясывать.
Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия
Вход лабораторного занятия предполагает анализ домашнего задания, состоящего из теоретической части, с последующим выполнением аудиторной работы.