Полученные результаты анализируются и проверяются в ходе выполнения работы с учетом строгой последовательности заданий

Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты

Лабораторные работы выполняются студентами в отдельной тетради, сдаются на проверку преподавателю.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Продолжительность 2 часа

Тема: Комплексный морфемный анализ слов

Цель: закрепить навыки морфемного анализа, выработать единый алгоритм членения слов, описания корневых и служебных морфем.

Обоснование: Владение методикой морфемного анализа позволит избежать многих орфографических и морфологических ошибок.

Домашнее задание

Вопросы:

1. Какова классификация морфем в русском языке? Назовите основания для классификации. (см.: тексты лекций).

2. На какие типы делится основа слова (по структуре, по степени членимости)?

3. На какие элементы делится слово при субсегментном членении?

Краткие теоретические или справочно-информационные материалы

Схема морфемного анализа

1. Определить часть речи анализируемого слова, указать, является оно изменяемым или неизменяемым.

2. Выделить основу слова и формообразующие аффиксы: флексию, суффиксы (если они есть).

3. Для флексии и формообразующих суффиксов указать характер грамматического значения. Характеристика по схеме (см. пункт 5).

4. Охарактеризовать основу слова, указав ее тип (простая/сложная, компактная/прерывистая, членимая/нечленимая, степени членимости).

5. Выделить словообразующие аффиксы на основе сопоставления с одноструктурными словами. Дать характеристику аффиксов по схеме:

а) значение (реляционное, деривационное);

б) по положению в слове (суффикс, префикс, постфикс, флексия, интерфикс, аффиксоид); простой/производный;

в) по функции: формообразующий или словообразующий;

г) по выражению (материально выраженный, нулевой) характеризуются флексии и суффиксы;

д) по воспроизводимости (регулярный, нерегулярный, уникальный);

е) по активности (продуктивный, непродуктивный);

ж) по стилистической окраске (нейтральный, стилистически маркированный);

з) по происхождению (иноязычный, исконно русский);

и) по наличию алломорфов или вариантов.

6. Выделить корень на основе сопоставления с однокоренными словами. Дать характеристику корня:

а) свободный/связанный;

б) по наличию морфов;

в) по происхождению.

7. Произвести членение слова на субсегментном уровне, если это возможно: выделить асемантические отрезки: прокладки/наращения/субморфы; дать их характеристику.

8. Назвать исторические изменения, которые наблюдаются в морфемной структуре слова (если есть) и охарактеризовать их: а) тип; б) причины.

Образец морфемного анализа

Перелесок - имя существ., изменяемая часть речи: изменяется по падежам, числам (перелеска, перелеску, перелески, перелескам).

Основа слова перелесок - , флексия - нулевая (ед.ч., им.п.). Перелесок – основа простая, компактная, членимая, полная свободная членимость, т.к. слово входит в двойной ряд сопоставлений:

а) лес -, лесной, лесистый, лесник;

б) переход, перепутье; грибок, половичок.

Флексия имеет реляционное значение (ед.ч., им.п.), является формообразующим аффиксом, представлена нулевым морфом.

ПЕРЕ – деривационное значение («пространство» «через»/»между») затемнено значением суффиксального морфа –ОК- ; аффикс, префикс, простой, непроизводный, словообразующий, регулярный, продуктивный, стилистически нейтральный, исконно русский, имеет алломорф ПРЕ -.

ОК – деривационное значение («предметно-уменьшительное»), аффикс, суффикс, простой, непроизводный, матер. Выраженный, словообразующий, регулярный, продуктивный, стилистически нейтральный, исконно русский, имеет вариант –К –(перелеска).

-ЛЕС – вещественное значение (предметность), главная морфема – корень, свободный, исконно русский, есть фонетич. Вариант – ЛЕС – (лесистый).

Элементов субсегментного уровня в структуре слова нет. Исторические изменения не отмечаются.

Перелесок – лесок – лес.

Литература:

1. См. список обязательной литературы по курсу.

2. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.

Практическое задание

Произвести морфемное членение всех слов данного текста.

Писательство – это не ремесло и не занятие. Писательство – призвание. Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово «призвание» родилось от слова «зов». Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи. Что же побуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду? Прежде всего – зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям огромное разнообразие мыслей и чувств, наполняющих его самого.

Аудиторная работа

1. Выполните комплексный морфемный анализ следующих слов: волчий, заземленность, перепутье, углубление, содружество, перераспределение, износить, кое-как, распустившийся, нараспашку, окружение, избранный, молодежный, пересматривается, где-нибудь, длинноногий, сослуживец, вороний, кто-либо, пролив, соавтор, приплясывать.

Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия

Вход лабораторного занятия предполагает анализ домашнего задания, состоящего из теоретической части, с последующим выполнением аудиторной работы.

Наши рекомендации