Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Практикум по русскому правописанию» используются следующие образовательные технологии.

6.1 Технологии аудиторной работы:

Традиционные технологии

лекционные,

семинарские занятия,

Технологии проблемного обучения

· метод проектов,

· защита ЦОР

· лингвистический анализ единиц всех уровней языка, в том числе текста.

· рецензирование студентами работ друг друга,

6.2 Технологии внеаудиторной работы:

Традиционные технологии

· подготовка к семинарам и практическим занятиям, собеседованию по теме,

· подготовка доклада.

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности

· подготовка ЦОР

· поиск материалов, размещенных в сети Интернет.

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

· В связи с тем, что в соответствии с ФГОС самостоятельная работа студентов занимает 60% общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину, роль самостоятельной работы значительно повысилась. Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее:

План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Сроки (неделя семестра)) Форма контроля
Обязат. Доп.
  Подготовка к практическим (семинарским) занятиям Раздел 1. Введение в науку о языке     Работа на практических занятиях
  Раздел 2. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.     Работа на практических занятиях
  Раздел 3. Лексикология. Лексикография. Фразеология     Работа на практических занятиях
  Раздел 4. Морфемика. Словообразование       Работа на практических занятиях
  Раздел 5. Морфология       Работа на практических занятиях
  Раздел 6. Синтаксис простого и сложного предложения     Работа на практических занятиях
  Разработка ЦОР Раздел 1. Введение в науку о языке.       Защита ЦОР
  Раздел 3. Лексикология. Лексикография. Фразеология.     Защита ЦОР
  Раздел 5. Морфология       Защита ЦОР
  Раздел 8. Синтаксис простого и сложного предложения     Защита ЦОР
  Лингвистический анализ текста Раздел 3. Лексикология. Лексикография. Фразеология.       Выполнение лексического анализа текста (объемом 80-100 слов)
  Работа со словарями Раздел 3. Лексикология. Лексикография. Фразеология.     Использование словарей различного типа в процессе выполнения лексического анализа текста
  Составление аналитических таблиц, подбор иллюстративного материала Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.   8 (по 4 часа на таблиц по графике и Принци пам орфографии)   Комментирование составленных таблиц
  Раздел 6. Синтаксис простого и сложного предложения     Комментирование составленных таблиц
  Подготовка реферата, доклада, презентации Раздел 4. Морфемика. Словообразование     Защита реферата доклада, презентации
  Домашняя самостоятельная работа Раздел 2. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.     Выполненная самостоятельная работа
    Раздел 4. Морфемика. Словообразование     Выполненная самостоятельная работа
    Раздел 5. Морфология     18 (3 работы)   Выполненная самостоятельная работа
    Раздел 6. Синтаксис простого и сложного предложения     Выполненная самостоятельная работа
             

7.2. Тематика ЦОР и методические рекомендации по их выполнению Контрольные вопросы / темы ЦОР

Темы презентаций/ЦОР

Семестр

1. Предмет и разделы языкознания.

2. Связь языкознания с другими науками (историей, биологией, математикой, психологией и др.).

3. Язык как многоуровневая система знаков особого рода.

4. Функции языка.

5. Невербальные средства общения.

6. Язык и общество.

7. Язык и сознание.

8. Язык и культура.

9. Речь как конкретное и материальное воплощение языка.

10.Виды речи.

11. Монологическая и диалогическая речь как формы общения.

12. Особенности устной и письменной речи.

13. Текст как продукт речевой деятельности.

14.Порождение и восприятие речи (этапы, механизмы).

15.Языковая способность. Языковая компетенция.

16.Периодизация речевого развития человека.

17. Особенности детской речи (общетеоретические вопросы).

18.Возникновение и развитие речи у ребенка (до 3-х лет).

19.Особенности детской речи (фонетические, лексические вопросы)

20.Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте.

21. Особенности развития речи младших школьников.

22.Тенденции развития речи в школьном возрасте.

23.Языковая компетенция младшего школьника.

24.Формы бытования национального языка.

25. Территориальные диалекты как форма бытования национального языка.

26. Просторечие как форма бытования национального языка.

27. Жаргон как форма бытования национального языка.

28. Литературный язык – высшая форма бытования национального языка.

29. Функциональные стили литературного языка.

30.Фонетика как наука о звуковой стороне языка.

31.Классификация гласных и согласных звуков.

32.Фонетические процессы.

33.Этапы развития письма.

34.Принципы и особенности русской графики.

35.Принципы и разделы русской орфографии.

36. Лексикология как наука.

37.Виды переносных значений слова.

38.Омонимы. Пути возникновения омонимов. Разграничение омонимии и многозначности.

39.Явление лексической синонимии.

40.Ты антонимов.

41.Явление паронимии.

42.Исконно русская лексика

43.Заимствованная лексика

44.Старославянизмы и их признаки; судьба старославянизмов.

45.Лексика активного и пассивного запаса.

46.Сущность фразеологических единиц и их типы.

47.Типы словарей.

48.Важнейшие толковые словари. Принципы построения словарной статьи в толковых словарях.

Семестр

1. Морфемный состав слов в русском языке. Виды морфем.

2. Типы основ слова. Способы словообразования.

3. Морфонологические особенности словообразования.

4. Исторические изменения в составе слова: опрощение, усложнение, переразложение.

5. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Принципы выделения частей речи. Система частей речи современного русского языка в научной и школьной грамматике.

6. Лексико-грамматические разряды существительных.

7. Категория рода у именных частей речи.

8. Категория числа у именных частей речи. Способы выражения грамматического значения числа.

9. Категория падежа у именных частей речи. Основные значения падежей имени существительного. Способы определения падежей.

10. Лексико-грамматические разряды прилагательных: прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Склонение прилагательных. Типы склонения. Несклоняемые прилагательные.

11. Местоимение как часть речи; его признаки. Разряды местоимений по значению и по соотношению с другими частями речи.

12. Спрягаемые и неспрягаемые формы глаголов.

13. Вид как важнейшая глагольная категория. Виды глаголов по виду.

14. Наречие как часть речи.

15. Категория состояния как часть речи.

16. Особенности детской речи (вопросы словообразования, морфологии).

17. Словосочетание как синтаксическая единица.

18. Типы предложений по цели высказываний и эмоциональной окраске.

19. Структурные типы простого предложения.

20. Типы односоставных предложений.

21. Подлежащее и способы его выражения.

22. Типы сказуемого.

23. Однородные члены предложения.

24. Обособленные члены предложения.

25. Вводные и вставные конструкции.

26. Актуальное членение предложение.

27. Сложное предложение как синтаксическая единица.

28. Виды сложносочиненных предложений.

29. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры.

30. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры.

31. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

32. Типы бессоюзных сложных предложений.

33. Текст как синтаксическая единица.

34. Предложения с прямой и косвенной речью.

35. Принципы пунктуации и основные функции знаков препинания.

36.Особенности детской речи (вопросы синтаксиса, текстопорождения).

«ЦОР» – это содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

ЦОР – это отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой.

Требования к ЦОР

1) Актуальность и научность представления материала;

· отсутствие фактических ошибок;

· корректное использование терминов и понятий, исключающее неточность и ошибочность их определений;

· использование теорий, соответствующих современному уровню развития науки;

· логика в структуре изложения, доказательствах;

· отсутствие устаревших фактических данных;

· возможность с помощью объектов ЦОР организовывать процесс усвоения учебного материала методами научного познания.

2) Доступность материала

соответствие учебного материала возрастным особенностям студентов/ учащихся;

соответствие учебного материала разноуровневой подготовленности студентов/ учащихся;

3) Обеспечение проблемности обучения: наличие материалов, способствующих созданию проблемных ситуаций;

4) Обеспечение наглядности материалов

Мультимедийность объектов:

· звук сопровождает материалы;

· хорошее качество;

· наличие видеороликов;

· наличие анимации.

Наши рекомендации