Студент, изучивший дисциплину, должен
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра общеобразовательных дисциплин
РУССКИЙ ЯЗЫК
Учебно-методический комплекс
для студентов Юридического колледжа
(специальность 030503 (52) Правоведение
среднего профессионального образования)
Москва
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Русский язык» для специальности 030503 (52) «Правоведение» среднего профессионального образования. – М.: Российская академия правосудия. 2007.
ОДОБРЕНА Предметно-цикловой комиссией по общеоб-разовательным дисциплинам ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» | Соответствует Государственным требова-ниям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503 (52) «Правоведение» (повышенный уровень) среднего профессионального образования. Кафедра общеобразовательных дисциплин ГОУ ВПО «Российская академия правосу-дия» (протокол № от . . 200.. года) |
Авторы: Л.И. Новикова | - доктор педагогических наук, профессор |
Н.Ю. Соловьева | - кандидат искусствоведческих наук, доцент |
Рецензент: Н.А. Ипполитова | - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой риторики и культуры речи МПГУ |
Ó Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю., 2006 г.
Ó Российская академия правосудия, 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
«русский язык»…………………………………………………………………4
2. Пояснительная записка………………………………………………………5
3. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………11
4. Тематический план…………………………………………………………..12
5. Программа курса…………………………………………………………….13
6. Методические рекомендации по изучению дисциплины «русский
язык»…………………………………………………………………………….35
7. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов……………………………………………………………….37
8. Примерный перечень практических заданий………………………………40
9. Примерные темы рефератов…………………………………………………42
10. Примерные варианты практических работ………………………………..45
11. Примерные варианты контрольных работ ………………..………………55
12. Вопросы для подготовки к экзамену ……………….………………….…58
13. Рекомендуемая литература………………………………………………….61
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
В соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, а также в соответствии с ГОС СПО и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 Правоведение (базовый уровень среднего профессионального образования) к уровню подготовки студентов, изучающих русский язык на базовом уровне, предъявляются следующие требования:
- знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
- знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
- уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки недочеты в своей устной и письменной речи;
- уметь пользоваться словарями русского языка;
- владеть навыками орфографически грамотного письма, а также пунктуационными нормами.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный русский язык – это язык русского народа, одна из форм русской национальной культуры. Это исторически сложившаяся языковая общность, которая объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры, наречия, профессионализмы, жаргоны. Язык предназначен для того, чтобы служить орудием общения людей, и устроен таким образом, чтобы быть эффективным и адекватным средством обмена информацией и ее накопления.
В настоящее время русский язык выполняет ряд основных функций:
1) коммуникативную – функцию общения людей;
2) когнитивную – формирующую и закрепляющую объективные знания об окружающем мире;
3) репрезентативную – функцию обозначения объектов действительности, их свойств и существующих между ними отношений;
4) экспрессивную – функцию выражения мыслей и чувств говорящего;
5) апеллятивную – функцию воздействия на адресата речи;
6) фатическую – функцию языкового контакта, необходимого для достижения коммуникации;
7) кумулятивную (культуроносную) – функцию языка, представляющего собой зеркало культуры, ее сокровищницу, инструмент, продукт культуры и ее результат.
Проблема актуальности преподавания русского языка в средних специальных учебных заведениях обусловлена тенденциями, имеющими место в новых геополитических и социокультурных условиях жизни нашего общества. Во-первых, возрастает роль и общественный статус русского языка, явления феноменального и уникального по своей специфике и значимости: «Он нужен всем, всегда и везде» (Н.М. Шанский); во-вторых, русский язык представляет собой систему, которая требует соответственного изучения на различных этапах обучения. Уровень владения русским языком, умение общаться, используя при этом разнообразные языковые средства, являются важнейшими личностными характеристиками, которые определяют личные достижения человека и его профессиональную успешность. В процессе изучения русского языка происходит развитие интеллектуальных и творческих способностей человека, формируется способность к мышлению посредством абстрактных категорий. Знание законов русского языка помогает студентам более успешно овладевать иностранными языками, а также всеми остальными учебными предметами, поскольку именно русский язык является формой хранения знаний и способом их презентации в учебной и внеучебной деятельности.
Русский язык в среднем специальном учебном заведении является одной из основных гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла. Специфика преподавания предмета «Русский язык» заключается в том, что в процессе обучения следует учитывать профессиональную ориентацию студентов и давать в ходе преподавания предмета сведения междисциплинарного и профессионально ориентированного характера.
(полного) общего образования, и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 Правоведение (базовый уровень среднего профессионального образования)
Дисциплина «Русский язык» вводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, а также в соответствии с ГОС СПО в качестве инвариантной дисциплины цикла «Общеобразовательные дисциплины».
Настоящая программа (курс) предназначена для студентов Юридического колледжа, обучающихся по специальности 030503 (52) «Правоведение», и составлена с учетом возрастных особенностей студентов и специфики их профессиональной ориентации.
Предлагаемая программа построена с учетом теоретических знаний, полученных учащимися, и практических умений и навыков, сформированных у школьников в период их обучения в средней общеобразовательной школе в рамках предмета «Русский язык». Изучение предмета предполагает систематизацию, обобщение знаний, имеющихся у учащихся, расширение лингвистического кругозора студентов колледжа, выработку умения сознательного, грамотного и правильного применения имеющихся знаний, умений и навыков в целях коммуникации и профессиональной деятельности.
Содержание обучения по русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, с учетом формирования у студентов языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций. Составленная программа имеет культуроориентированный характер, что способствует постижению учащимися ценностей отечественной культуры. Изучение предмета «Русский язык» в соответствии с положениями данной программы помогает формировать духовное начало в подрастающем человеке, влияет на формирование языковой картины мира у студентов колледжа, подготавливает к изучению дисциплины «Русский язык и культура речи».
Цель курса:способствовать обучению и воспитанию человека, знающего и любящего русский язык, умеющего пользоваться его богатствами, ориентированного на сохранение ценностей языка и культуры, богатого духовно, зрелого нравственно, с позитивным видением мира, широким лингвистическим кругозором.
Задачи курса:
- закрепить, углубить, систематизировать научные знания студентов колледжа о современном русском языке как живой развивающейся многофункциональной системе и лингвистике как науке;
- помочь студентам осознать взаимосвязи и взаимодействие основных единиц и уровней языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность студентов;
- развивать умения и навыки студентов по применению полученных ими лингвистических знаний в практической речевой деятельности;
- способствовать развитию речи и мышления студентов на основе взаимосвязей языка и культуры, языка и мышления;
- развивать и совершенствовать способности студентов к речевому взаимодействию; к восприятию, переработке и речевому оформлению имеющейся у языковой личности информации;
- способствовать подготовке студентов к грамотному адекватному восприятию специальных профессионально направленных курсов.
Студент, изучивший дисциплину, должен
знать:
- общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;
- содержание основных разделов русского языка;
- особенности основных языковых категорий;
- важнейшие термины науки «русский язык»;
- основные законы и закономерности языка;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
уметь:
- создавать высказывания на предложенные лингвистические темы в устной и письменной форме;
- оценивать высказывание на лингвистическую тему с точки зрения полноты содержания, фактической правильности, речевого оформления;
- анализировать особенности употребления единиц языка в устной и письменной форме;
- передавать содержание прослушанного и прочитанного лингвистического текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;
- создавать оригинальные авторские тексты в устной и письменной формах в различных жанрах (рецензия, эссе, очерк, портрет, резюме);
- использовать полученные знания при анализе конкретных языковых единиц;
-пополнять имеющиеся лингвистические знания самостоятельно;
владеть навыками:
- адекватного восприятия речи, или аудирования;
- произнесения устной речи, или говорения;
- выбора слов, образования необходимых грамматических форм, построения предложений;
- достаточно быстрого, орфографически и пунктуационно правильного письма;
- быстрого, правильного, сознательного и выразительного чтения;
- самостоятельного составления планов, тезисов, текстов;
иметь представление:
- о развитии науки «русский язык»;
- о языковедах, внесших значительный вклад в изучение русского языка;
- об отдельных положениях и проблемах общего языкознания, о некоторых сведениях из теории языкознания.
Особенностью преподнесения материала по русскому языку является то, что уроки презентуются в лекционных и практических формах при количественном преобладании практических, что обусловлено возрастными особенностями студентов колледжа и особенностями учебного заведения, в котором они обучаются. В частности, в процессе преподавания предмета необходимо:
- выработать умение самостоятельно работать с учебной литературой;
- выработать умение записывать лекционный материал, который дается преподавателем;
- совершенствовать умение работать с опорными конспектами (блоками) материала;
- понимать необходимость знания изучаемого материала в жизни и будущей профессиональной деятельности.
На занятиях по русскому языку необходимо использовать печатные пособия (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и т.д.), репродукции картин, аудиовизуальные средства обучения (диафильмы, видеофильмы, аудиозаписи, компьютерные программы и т.д.).
Структура программы.
Программа состоит из 21 темы. В каждой теме дается содержание учебного материала, после всех тем указан примерный перечень практических работ, выполнение которых возможно в ходе занятий со студентами колледжа.
Программа рассчитана на 156 часов учебных занятий в год, т.е. по 4 часа в неделю.
Форма отчетности:
- 2 рубежные внутрисеместровые аттестационные контрольные работы в течение учебного года (по одной в первом и во втором семестре);
- в конце первого семестра – контрольная работа;
- по окончании курса – экзамен.