Список источников и литературы

  1. Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.86-112.
  2. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.56-63.
  3. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.140-173.
  4. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание: Учеб. пособие /А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. – 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2000. С.67-71,81-85.

►Модуль 5.

ТЕМА 1.Грамматика: морфология (4 ч.)

Цель:сформировать общие представления о морфологическом строе языка.

Понятия:грамматика,морфема (нулевая, грамматическая, лексическая, словообразующая, формообразующая), парадигматика морфем, синтагматика морфем, корень, аффикс (суффикс, префикс, конфикс, циркумфикс, трансфикс, постфикс, инфикс, фузия, агглютинация, грамматическая парадигма слова, способ словообразования (сложение, сращение, аббревиация, усечение, субстантивация), узуальный способ словообразования, окказиональный способ словообразования, грамматическая категория, грамматическая форма, грамматическое значение, аффиксация, чередование, внутренняя флексия, редупликация, супплетивизм, грамматические классы слов,

Вопросы для обсуждения

1.Грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория.

2.Способы выражения грамматических значений.

3.Грамматические классы слов и их классификации.

4.Способы словообразования.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 244-323.

Список источников и литературы

  1. Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.151-183.
  2. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.71-80.
  3. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.187-241.
  4. Гречко, В.А. Теория языка: Учебное пособие / В.А. Гречко. М.: Высшая школа, 2003. С.80-82, 244-252.
  5. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание: Учеб. пособие /А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. – 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2000. С.93-138.
  6. Левицкий, Ю.А. О классах грамматических единиц: Учебное пособие по спецкурсу / Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГПИ, 1987.
  7. Левицкий, Ю.А. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебное пособие / Ю.А. Левицкий. Пермь, ПГУ, 2004. С.5-90.
  8. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. – 5-е изд., стер. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. С.136-182.
  9. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. С. 183-203.

Модуль 5.

ТЕМА 2.Грамматика: синтаксис (2 ч.)

Цель:сформировать общие представления о синтаксическом строе языка.

Понятия:синтаксис,словосочетание (сочинительное, подчинительное), предложение (простое, осложненное, сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное), синтаксическая связь, согласование, управление, примыкание, сочинительный союз, подчинительный союз, грамматическая предикативность, предикация, предикат, предикатив, главные члены предложения (подлежащее, сказуемое), второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство), парадигма предложения, внутренняя семантика предложения, внешняя семантика предложения, коммуникативная семантика предложения, актуальное членение предложения, тема, рема, эквивалент сложного предложения, семантический актант, агент, патиент, локатив, бенефициант, экспериенцер,

Вопросы для обсуждения

1.Основные единицы синтаксиса и их типы

2.Внутренняя семантика предложения. Соотношение «частей речи» и членов предложения.

3. Внешняя семантика предложения. Соотношение членов предложения и семантических актантов.

4.Актуальное членение предложения.

Базовый учебник

Боронникова, Н.В. Введение в языкознание: Курс лекций. / Н.В. Боронникова, Ю.А. Левицкий. Пермь: ПГУ, 2006. С.184-218.

Список источников и литературы

  1. Варпахович, Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах / Л.В. Варпахович. Мн.: Новое знание, 2003. С.81-90.
  2. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие (Гриф) / Т.И. Вендина. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2005. C.241-254.
  3. Левицкий, Ю.А. Основы теории синтаксиса: учебное пособие / Ю.А. Левицкий. – 3-е изд., испр. и доп. Пермь, 2003. С.103-356.
  4. Левицкий, Ю.А. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебное пособие / Ю.А. Левицкий. Пермь, ПГУ, 2004. С.91-146.
  5. Реформатский, А.А. Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 324-345.
  6. Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: Учебное пособие / Б.Ю. Норман М.: Флинта: Наука, 2004. С. 116-152.

►Модуль 6.

ТЕМА 1.Классификации языков мира. Международные языки (4 ч.)

Цель: сформировать представление о возможных классификациях языков мира, международных языках.

Понятия:генеалогическая классификация языков, сравнительно-исторический метод, индоевропейская семья языков (все входящие в нее ветви и отдельные языки), типологическая (морфологическая, фонетико-фонологическая, синтаксическая) классификация языков, ареальная классификация языков, языковой союз, социо-лингвистическая классификация языков, международные естественные языки, международные искусственные языки (волапюк, эсперанто и др. проекты), мировые языки, «клуб мировых языков» глобальный язык,

Вопросы для обсуждения

1.Принципы классификации языков мира.

2.Международные естественные языки. «Клуб мировых языков».

3.Международные искусственные языки.

4.Причины и возможные последствия распространения английского языка в мире.

Базовый учебник

Введение в языковедение: Учебник для вузов/А.А.Реформатский. - М., 2002. С. 386-456.

Наши рекомендации