Дайте характеристику морфем-повторов

Своеобразным типом морфем являются разного рода повторы тех или иных отрезков в рамках слов и даже повторы целых словоформ. Закономерное, систематически применяемое повторение, которое характеризует определенные языковые единицы, называется редупликацией (лат. re – вновь, duplication – удвоение). Примеры:

1) повтор как средство организации слова или корня слова: повтор слога или согласного: а) «детские» слова: мама, папа, баба, няня, цаца, вава, биби; б) звукоподражательные слова: гав-гав, ку-ку, динь-динь, ха-ха-ха, куковать, хохотать, хихикать;

2) редупликация используется в аффективных, эмоционально насыщенных образованиях: рус. тары-бары, тяп-ляп, фр. pêle-mêle – всякая всячина, rififi – потасовка, bibine – кабачок, gaga – человек, впавший в детство; англ. wish-wash - бурда, болтовня; riff-raff - сброд, шпана;

3) повторы, передающие значение

- интенсивности качества: синий-синий;

- длительности, многократности действия: ходишь-ходишь, просишь-просишь;

- значение множественного числа: малайский язык : orang – человек, orang orang - люди;

- значение разделительности: корейский язык: сарам – человек, сарам сарам – каждый из людей;

Дайте характеристику несегментных морфем.

Все несегментные морфемы являются по своему значению грамматическими морфемами.

Первый тип – нулевые морфемы: это морфемы, которые формально не выражены, но имеют то или иное грамматическое содержание.

Отсутствие окончания в форме «бел» рассматривается как нулевая морфема, так как эта форма противостоит форме «белый», а также формам «бела», «бело»

Бел#

Пример нулевого суффикса: в форме множественного числа «болгары», «киевляне», «крестьяне» (ср.: болгар-ин, суффикс –ин ед. числа).

Нулевая морфема, противопоставленная служебному слову: отсутствие частицы «бы», отличающее в русском языке формы прошедшего времени от формы сослагательного наклонения – читал – читал бы.

Второй тип несегментных морфем:

А) супрасегментные морфемы, форма выражения которых совпадает с формой выражения отдельных сегментных морфем.

Супрасегментные морфемы, связанные со словом, называются супрафиксами или симульфаксами. Это: 1) значащие чередования фонем; 2) значащие изменения места ударения; 3) значащие изменения в порядке следования тех или иных морфем в составе слова.

Чередования. Рассмотрим пример:

высокий высь высятся

новый новь обновят

глубокий глубь углубят

Противопоставление непалатализованного согласного палатализованному позволяет подразделить, с одной стороны, класс прилагательных, и, с другой стороны, классы существительных и глаголов. То есть грамматическое значение выражается благодаря чередованию дифференциального признака «палатализованность» / «непалатализованность».

Примером использования чередования согласных в качестве самостоятельного различителя грамматических значений могут служить случаи, когда дифференциальный признак «звонкость» последнего согласного указывает на глагол, отличая его от существительного, например:

англ. mouse [maus] мышь

mouse [mauz] ловить мышей

house [haus] дом

house [hauz] поселиться

Чередование согласных с нулем для образования форм мужского рода прилагательных во французском языке:

женский род мужской род

longue [lõ:g] long [lõ]

ronde [rõ:d] rond [rõ]

mauvaise [movε:z] mauvais [movε]

douce [dus] doux [du]

Мужской род образуется от женского путем отбрасывания последнего согласного. Таким образом отсутствие согласного указывает на мужской род.

Ударениеявляется показателем грамматического значения и является тем самым супрасегментной морфемой. В английском языке нередко глагол и существительное, совпадающие по фонемному составу, различаются благодаря ударению.

Примеры: англ. язык: progress [prougr’es] – прогрессировать, progress [pr’ougres] - прогресс; рус. язык: зам̀ок - з̀амок; мук̀а - м̀ука.

Интонацияотносится не к слову, а к фразе и тем самым грамматически связана с предложением и его строением. Интонация характеризует:

а) модальную форму предложения:

При том же порядке тех же слов во многих языках можно отличить интонацией вопросительные предложения от утвердительных, предложения, выражающие сомнение от предложений, выражающих удивление или побуждение. Например,

Он пришел? / Он пришел. / Он … пришел ?!

б) расстановка и градация пауз внутри предложения может показывать группировку членов предложения или расчленение предложения:

Ходить долго – не мог. / Ходить – долго не мог.

Казнить, нельзя миловать. / Казнить нельзя, миловать.

СЕМИНАР 15. ЧАСТИ РЕЧИ

План семинара

1. Понятие «части речи».

2. Знаменательные части речи.

3. Служебные части речи.

Литература

а) основная литература

Гируцкий, А. А. Введение в языкознание: учеб. пособие / А. А. Гируцкий. – 2-ое изд., стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с. (С. 200-207).

Маслов, Ю. С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов / Ю. С. Маслов. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1997. – 272 с. (С. 155-167).

Реформатский, А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 536 с. (С. 320-323).

Шайкевич, А. Я. Введение в лингвистику: учеб. пособие / А. Я. Шайкевич. – М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. – 304 с. (С. 108-110).

б) дополнительная литература

Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр (пер. с франц.). – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 432 с.

Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность. 2-е изд., стер. – М.: УРСС, 2004. – 100 с.

Словари

Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 576 с.

Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 440 с.

Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.

(см. словарные статьи: «Артикль», «Глагол», «Местоимение», «Наречие», «Предлог», «Прилагательное», «Служебные слова», «Союз», «Существительное», «Части речи», «Частицы», «Числительное»).

Методические указания

Семинар 15 включает проблемы, которые рассматриваются на лекции, посвященной морфологии как отдельному разделу грамматики и языкознания в целом. В ходе подготовки к семинару следует обратить внимание на вопросы, которые определяют основное содержание морфологии: части речи как синтаксико-семантические или морфолого-семантические классы слов, их грамматические категории, значения и формы, критерии классификации слов на части речи. Основное внимание следует уделить характеристике знаменательных и служебных частей речи.

При подготовке к семинару необходимо придерживаться следующих указаний.

Наши рекомендации