Идентификация граммем рода 3 страница
Данное описание исходит из известной гипотезы о том, что Древнее ядро РВ представляет собой гимны космогонической тематики, и первоначальное назначение всего собрания заключалось в том; чтобы сопровождать ритуал, связанный со сме-
ной годового цикла, понимаемого как разрушение вселенной, погружение ее в хаос, и новое ее воссоздание, т. е. сотворение космического порядка. Мифологические сюжеты фамильных мандал допускают прочтение в космогоническом ключе, при этом надо заметить, что так называемые космогонические гимны мандалы X, в которых космогоническая тема выражена эксплицитно и не закодирована мифологическим текстом, принадлежат к совсем иной, более поздней системе.
Космогония, представленная в древней части РВ, выглядит как «вторичная», поскольку к моменту космогонического акта уже существуют не только элементы вселенной, но и демиург. (Вопрос о «первичном» акте творения ставится лишь позднее,, в космогонических гимнах мандалы X.) Как известно из гимнов РВ, вселенная имеет трехчленную структуру: небо (div-ļdyti-)r земля (p№thiv¥-) и воздушное пространство {antdriksa-). Каждая из этих сфер в свою очередь может делиться далее на три части: три земли, три неба, три воздушных пространства, например, на третьем небе находится обитель царя мертвых Ямы, Из гимнов же известна и более древняя,- двучленная модель-строения вселенной: dyģvāp№Thiv¥ (du.) 'Небо и Земля' (парное божество в РВ) или rodasi (du.) две половины мироздания, т. е. Земля и Небо. Основной космогонический подвиг богов заключается в создании третьей, промежуточной сферы: в разъединении слитых между собой Неба и Земли, удерживании их врозь, создании опоры, на которой зиждятся эти два полюса. Этот космогонический подвиг приписывается в РВ целому ряду богов (Индре, Адитьям, Соме и др.)- Вселенная, состоящая из-двух раздельных полюсов, соединенных через некий третий посредствующий член, представлялась упорядоченной.
В основе ведийской космогонии лежит оппозиция: «упорядоченная вселенная — неупорядоченная вселенная». Предлагалось рассматривать эту оппозицию как инвариант, реализующийся в тексте в виде ряда вариантов, а именно: устанавливать-опору (ruh-, rohayati); осуществлять посредничество, создавая пространство (antdr саг-); удерживать врозь (небо и землю), быть их основой (stabh-); наполнять пространства (prā-); быть единым (ēka-) или охватывать все существа.
Эти варианты элементарного космогонического акта выступают в тексте гимнов как действия или как атрибуты различных богов, и таким образом древнее мифологическое пространство РВ характеризуется взаимозаменяемостью, функциональной тождественностью богов •— космогонических агентов. Богов в функции космогонических агентов могут замещать также некоторые символические предметы и понятия: дубина грома (vdjra-), гора (адтап-), космическое дерево (ažvatthč-), солнечные лучи (ražmĻ-), колесо (cakrd-), колесница (rčthа-) и др., а также ряд предметов ритуала (о чем см. ниже).
Основные мифы РВ фактически кодируют одну и ту же
тему: организация вселенной в соответствии с космическим порядком, что достигается путем борьбы богов с демонами, олицетворяющими силы хаоса: Индра убивает дракона Вритру, сковывавшего течение рек, и выпускает течь воды; Индра находит коров, спрятанных демонами-пани в скале-Вала, и, проломив скалу ваджрой, выпускает коров наружу (корова — важный ведийский космогонический символ; ср. вариант этого мифа: Индра находит свет, замкнутый в скале). Или другой вариант мифа Вала: Брихаспати находит коров и громким ревом проламывает скалу (еще один вариант: Ангирасы пением проламывают скалу), выпуская коров, и т. д. Космогоническую основу, как известно из индологической литературы, имеют и три шага Вишну, покрывающие всю (трехчленную) вселенную, и ежедневный объезд (vartis-) трех миров Ашвинами на трехколесной колеснице и др.
Космогония, отраженная в РВ, циклична: космогонический акт повторяется по прошествии определенного времени. Регулярно совершают Ашзины свой объезд вселенной, появляется, сменяя тьму, сверкающая Ушас, вздымает руки Савитар, давая жизнь всему живому, совершает по небу свой путь Сурья и т. д.— иными словами, космос сменяет хаос регулярно.
Известно, что ведийская космогония имеет ритуальный аспект. Цель жертвоприношения — осуществление связи между миром богов и миром людей. Таким образом, функционально оно тождественно среднему связующему звену, соединяющему два космических полюса: небо и землю. Предметы, используемые в ритуале, имеют свое соответствие в космогонической символике мифов: жертвенный костер (agni-) и небесный огонь (ср. ведийские схоластические рассуждения о том, сколько существует Агни [например, X, 88, 18] и небесную ипостась Агни — Vaigvūnard-)— его зажигают на «тройном месте» (ср. трехчленность вселенной), т. е. три костра, ориентированные на стороны света; жертвенный столб (упра- и др.) и космический столп, опора между небом и землей; алтарь (vedi-), который устанавливают на «пупе земли» (nabhiķ pŗthivyūs), и центр мироздания и т. д.
Жрец, совершающий жертвенное возлияние в огонь, по своей функции тождествен богу Агни — посреднику между богами и людьми, передающему своим пламенем жертвоприношение богам (его называют обычно божественным хотаром, но возможны отождествления и с другими разрядами жрецов, см. II, 1, 2). Кстати, другой бог — посредник между миром богов и миром людей, Сома, также имеет ярко выраженный ритуальный аспект: сок растения, особо выжимаемый и приготовляемый в ритуале жертвоприношения — напиток бессмертия богов, которому функционально эквивалентны жир (одна из космических суб-•станций), дождь, мед, молоко, совершающие кругооборот между небом и землей.
Отношения ведийского макрокосма и микрокосма строились по принципу круговорота, обмена, который в космическом плане регулировался космическим законом (№tč-), а в ритуальном плане жертвоприношением (yajnā-).
Ŗtā- рассматривается как универсальный принцип, в соответствии с которым существует ведийская вселенная. Нигде не сказано, чтобы кто-либо создал ŗtā-. Его обычно охраняют (ср. сложное слово ŗtā-pd- 'охраняющий ŗtā-') — эта функция характеризует прежде всего класс богов Адитьев, —соблюдают,, стремятся к нему. Ŗtā- можно лишь повторно воспроизводить в соответствии с установленными временными циклами; так, например:
Yād adyā sārya udyatl | priyaksatrū ŗtārņ dadhd \ yān nimrtici prabudhi vlņvavedaso | yād vā madhyč±dine divdh II ... (VIII, 27, 19 гимн Всем Богам) 'Когда сегодня на восходе солнца, о милые владыки, вы установили ŗtā-, когда на закате, при пробуждении, о вы, всеведущие, или же когда в середине дня...'. Ничего не сопоставляется с ŗtā- как равноценное. В этом смысле не случайно отсутствие слов типа dvaņidva с ŗtā- в качестве составной части.
В синтаксических сочетаниях ŗtd- чаще всего встречается в G.sg., определяя целый ряд имен существительных. Эти сочетания обозначают:
место ŗtā—ŗtāsya yōni- 'лоно ŗtā-', ~ nūbhi- 'пуп ŗtā-\ ~ sūnu- 'вершина ŗtā-', ~ budhnā- 'основа ŗtā-', ~ dhāman-'обитель ŗtd-', — sddana- (sādana-, šādas-, sādma-) 'сиденье ŗtā-', — pada- 'след ŗtā-', ~ ksāya- 'жилище ŗtd- (в равной мере о космическом законе и о жертвоприношении);
символику ŗtā-, связанную с коровами — ŗtāsya dhard 'поток ŗtā-', ~ pāyas- 'молоко №tč-', — dhenāvas (dhends, gūs) 'коровы ŗtā-' или их разновидности: ŗtāsya pŗņnayas 'пестрые (коровы) ŗtā-', ~ vāgrās 'мычащие (коровы) ŗtā-', ~ sudughās 'хорошо (доящиеся) коровы ŗtā- (о жертвоприношении);
символику ŗtā-, связанную с движением и его способами — ŗtāsya rātha- 'колесница ŗtā-', — пай,- 'ладья ŗtā-', ~ ragmi-'луч ŗtā-', ~ pāttnan- 'полет ŗtā- , — rathi- 'колесничий ŗtā-' y ~ dvūrā 'врата ŗtā-';
путь ŗtā- — ŗtdsya pdnthā (pathiā-, vartani-);
богов как отпрысков ŗtā— жертвоприношения (прежде всего Агни и Сому) — ŗtāsya gārbha- 'зародыш ŗtā-', ~~ prajd- 'потомок ŗtā-', ~ prathamajū- 'перворожденный ŗtā-';
богов как хранителей и защитников ŗtā— ŗtāsya gopi-'пастух ŗtā-',— pati- 'господин №tč-', — vŗsan- 'бык ŗtd-'r ~ netār- 'вождь №tč-', ~ vedhās- 'устроитель или почитатель ŗtā-', ~ vipra- 'вдохновенный (певец) №tč-', ~ dhartār- 'опора ŗtd-';
предписания и обеты №tč----ŗtāsya pradig (praņis-, dhdr-
man-, vratā-).
Кроме того слово ŗtā- нередко встречается в наречном употреблении adv. ŗtena 'правильно', 'закономерно', 'справедливо'.
На основании значений, которые имеет ŗtā- в наиболее характерной для данного слова синтаксической конструкции, можно сделать вывод о том, что понятие универсального принципа, организующего вселенную,— ŗtā- связано с такими важными в ведийской космогонии понятиями, как «центр» и «путь», «коровы» и «колесница». Ŗtd- порождает богов, и боги служат ему опорой. Ŗtd- «закон» и «справедливость», из него исходят более частные установления и обеты типа dhdman- (чаще Митры-Варуны, но также и других богов) и vratā- ('обет' богов — чаще Адитьев, а также людей). О последнем, например, известно, что его создали боги.— Так, в гимне Агни (I, 36, 5) говорится: tve vIģvū sāņigatānl vratū dhruvd yāni devā dkŗņvata 'В тебе сошлись все прочные обеты, которые создали боги'.
Ŗtā- в ведах находится в оппозиции к ānŗta- 'хаос', 'отсутствие порядка', 'отсутствие закона', с которым связаны силы зла — демоны. Поскольку для ведийской модели характерно описание положительного члена оппозиции, а не отрицательного, его можно лишь представить себе с обратным знаком по сравнению с ŗtā-. В АВ есть персонификация — богиня Nlrŗtl 'Гибель', хтоническая фигура, утаскивающая свои жертвы вниз, накидывая на них петли, и отождествляемая со смертью.
Центральным понятием ритуального аспекта является жертвоприношение yajnā-. Этим термином обозначался целый комплекс действий, оперирующих не только такими материальными жертвенными субстанциями, как жертвенное возлияние в костер (havis-), топленое масло (ghŗtā-), напиток из сомы и пр., а также различные жертвенные животные, но и исполнение искусно сделанного гимна, вознесение молитвы, прославление (например, IV,22,1, где говорится о том, что именно радует Индру: brāhma stomam ... somam ukthū 'Молитва, прославление... сома, хвалебные песни...').
О космогонической интерпретации жертвоприношения на уровне сюжетов в РВ и в АВ (например, гимны Пуруше) говорилось ранее.
Существительное yajnā- часто встречается в синтаксических сочетаниях с глаголами. Обычно в этих сочетаниях yajnā-стоит в I.sg. и pl. в конструкциях типа devdya yajnais (yaj-пёпа) īd-, dāg-, stu- и т. п. 'Почитать бога (D.) жертвами (жертвой)'. Гораздо реже yajnā- стоит в А.; ср. два варианта при глаголе yaj-\ īje yajnebhis (I. pl.) (VI, 13, 2) 'Он жертвует жертвоприношениями' и yaj®č± ... уа^а^т (A.sg.) (I, 13, 8) Пусть они двое пожертвуют жертву!'.
В именных сочетаниях, употребляясь в G.sg. и pl., yajn~ā-определяет ряд существительных, часть которых совпадает с
существительными в соответствующих конструкциях с ŗtd-, например: yajndsya nūbhi- 'пуп (т. е. центр) жертвоприношения' ,~gdrbha- 'зародыш жертвоприношения' (о хвалебной песне или молитве), ~ netdr- 'вождь жертвоприношения' (об Агни), yaj®ģnā± rathi- 'колесничий жертвоприношений' (о нем же). Подобная закрепленность одной и той же лексики за yajnd- и ŗtd- подчеркивает их функциональное сходство.
Специфичное для yajnd- сочетание yajndsya ketti- 'знамя жертвоприношения' (также сложное слово yajndketu— id.) в применении к пламени жертвенного костра обозначает, как неоднократно отмечалось, понятие, эквивалентное космическому дереву.
Функция посредника между миром людей и миром богов, присущая yajnd-, вытекает из идеи обмена, на которой покоится жертвоприношение: жертва приносится ради награды. Боги принимают жертву (вкушают ее буквально или радуются ей) и взамен посылают жертвователю испрашиваемые блага. Регулярное принесение жертв —это залог процветания для адепта. Об этом говорится в следующем стихе (IV,2,5): gomān agne 'vimān aĢvi yajnd ļ nŗvdtsakhū sddam id apramŗsydh \ Цп-vāfi eso asura prajavan \ dīrghō rayih pŗthubudhndh sabfid-vān |] 'Жертва, о Агни, влечет за собой коров, овец, коней, мужественных друзей. Оней никогда нельзя забывать. Она приносит подкрепление, о Асура, потомство. (Это), длительное богатство, сширокой основой, хорошего рода'. Природа жертвы отражена также в термине istāpārtd- 'исполненное в соответствии спожертвованным'.
В более широком смысле можно сказать, что жертвоприношение существенно не потому, что оно приносит какие-то конкретные блага (коровы, потомство и пр.), а прежде всего потому, что оно служит постоянным средством связи мира людей смиром богов, тем самым поддерживая status quo вселенной в представлении ведийцев. В этом отношении важна регулярность принесения жертв (три раза в день, а кроме того строгая цикличность специальных жертвоприношений, ориентированных на лунный календарь). Жрец, совершающий жертвоприношения, как агент микрокосма изофункционален богам, охраняющим ŗtd-, как агентам макрокосма (об этом говорит обожествление брахманов, нашедшее свое отражение в АВ и в еще большей мере в ЯВ, а также поздний ведийский мифологический сюжет ЯВ и брахман о том, как жертвоприношение перебегало от богов к асурам, и из-за этого возникала космогоническая борьба между теми и другими).
Способ лингвистического кодирования соответствующих понятий отражает функцию средства связи между двумя сферами. Жертву, хвалебную песнь. Священную Речь приводят вдвижение (īr- в caus.), везут (vah-) и ведут (ni-) к богам (см. сложные слова ukthdvāhas- 'произносящий гимны',
.30
букв, 'везущий гимны' и yajndvahas- 'приносящий жертвы', букв, 'везущий жертвы' и пр.). Возлияния, гимны, жертвенные животные идут (garn-) на небо (например, в АВ, IX,5,1 жерт* венный козел вступает [ā kram-] на третье небо). Говорится о пути жертвы, ее называют колесницей или упряжкой. В своем движении на небо жертва протягивает нить Utdntum ū tan- о жертвенном быке в АВ, 1Х,4,1); здесь имеет место параллель с брахманским шнуром, космогоническая роль которого хорошо известна.
Двусторонний характер такого обмена через жертвоприношение, когда на одном конце связи дают, а на другом конце берут и в свою очередь дают взамен, моделируется семантической структурой некоторой части лексики, обозначающей сакральные и ритуальные понятия. Так, например, двустороннюю направленность имеет значение brdhman- 'молитва', 'религиозное вдохновение' (направленное от адепта кбогу) и «вдохновение» бога при совершении подвигов на благо адепта (направленное уже от бога к адепту): suta it tvdrņ nimigla Indra some stōme brdhmaņi Ģasydmāna ukthē ... (Vi,23,l) 'Тебе ведь, нравится, о Индра, выжатый сома, восхваление, молитва, произносимый гимн...' и tdt tvā yāmi suvtryam tad brdhma .... уёпа prdskaņvam ūvitha (VIII,3,9) 'Я иду к тебе с просьбой о той отваге, о той силе вдохновения.., с помощью которой тыподдержал Прасканву'5.
В соответствии сизложенными выше взглядами ведийцев на космогонию можно дать краткое описание ведийской модели мира, изобразив ее как пространство, определяемое двумя осями: вертикальной и горизонтальной, пересекающимися в центре. Основная оппозиция, характеризующая эту модель, которую-следует принять за некий инвариант, это «центр —периферия», причем на разных уровнях интерпретации данная оппозиция-представлена различными вариантами. Такая модель в том виде, вкотором она реализована в ведийских самхитах, носит положительный характер по преимуществу, и отрицательная часть обрисована здесь лишь самым общим, неопределенным образом (скорее, ее можно описать через отсутствие положительных дифференциальных признаков, характеризующих противоположную часть).
Главным для ведийской модели мира является понятие «центра», по отношению ккоторому описывается пространство' по вертикали и по горизонтали. Центр —это максимум положительного качества различительного признака любой оппозиции,, описывающей соответствующее пространство, по мере же удаления от центра это качество уменьшается вплоть до полного-исчезновения (пространство же в этой части трактуется как отрицательная часть модели).
Подробнее об этом см. ниже, вразделе «Лексика».
ЗГ.
Вцентре ведийской вселенной находится космический закон ŗtā-, скала адтап-, алтарь vedi- или какой-либо замещающий его предмет, как, например, жертвенный столб упра- и пр., космическое дерево agvatthd-, изофункциональное с жертвенным столбом, жертвенный костер agni-, вершина šdnu- (скалы, Аг-ни, неба, земли и т. д.). Через этот центр проходит axis mundi. Он —средоточие сакральности, которая уменьшается по мере удаления от него.
В центре космоса пребывает ŗtā-, вокруг которого сосредоточены боги devā- (индивидуальные и групповые), охраняющие ŗtd- и живущие в соответствии с ним. На периферии находятся демоны (также индивидуальные и групповые), враждующие с богами и находящиеся вне ŗtd-. Термин dsura- в РВ амбивалентен, поскольку может обозначать и богов, и демонов (но лишь тех из каждого класса, которые связаны с силой чудесных превращений тпуа), начиная же с ЯВ обозначает только демонов, четко противопоставленных богам. Сфера богов является центром притяжения более низких разрядов деификаций: Апсарас, Гандхарвов, Ангирасов, мифических героев и жрецов, неантропоморфных объектов, а также занимающих особое место «отцов» (pitdrah) — усопших предков, живущих на третьем небе и служащих в поминальных ритуалах посредниками между людьми и богами.
Квысшему уровню ведийского пантеона относятся 33бога, которые традиционно соотнесены с тремя частями вселенной: небом, воздухом и землей. При этом пантеон в целом не является замкнутым, поскольку включает немало абстрактных богов разного типа: богов с именами с суффиксом деятеля -tar-, отражающими элементарные космогонические акты (ГvčšĒar< tvan- 'придавать форму', Savl(dr-<su- 'порождать' и т. п.); богов-создателей (Prajdpati- 'Господин потомства', ViĢvdkar-тап 'Творец всего'); богов — персонификаций абстрактных понятий (Vāc- 'Речь', Ģraddha- 'Вера', Мапуй- 'Гнев', Kūla-*Время' и т. п.).
Значительная часть ведийских богов сохранила связь ссоответствующими явлениями природы, при этом несколько богов могут быть соотнесены содним явлением природы в разных его аспектах (так, с солнцем связаны Сурья, Савитар, Агни, Митра, Пушан, Ушас). В результате, сферы действия богов постоянно пересекаются, разные боги оказываются функционально синонимичными. Иными словами, некоторые дифференциальные признаки, составляющие характеристику разных богов, совпадают, то актуализируясь, то нейтрализуясь в тех или иных мифологических контекстах. Это дает возможность для установления рядов отождествлений ведийских богов друг с другом типа: «Ты, Агни,— Индра, ... ты —Вишну, ... ты, Аг-ни,— царь Варуна» и т. д. (11,1). За счет той же особенности следует отнести и возможность функционального повышения в
ранге любого божества независимо от его места в системе (генотеизм, или катенотеизм).
Принцип, эквивалентный генотеизму в мифологии, характерен для ведийской модели мира вообще. В определенной ситуации любой символический предмет (птица, конь, колесница, целебное растение, давильные камни, стихотворные размеры [Идр.) может быть помещен в центр, и вокруг него создается сакральное пространство. Изэтого следует, что ведийская модель мира в принципе центростремительного типа и сакральный центр обладает притягательной силой по отношению кпрофа-нической периферии.
Трехчастное по вертикали, ведийское пространство концентрически расположено по горизонтали вокруг «центра земли» —места жертвоприношения, из которого исходят четыре стороны света6 (dtĢ- или pradi(-): uttara- 'северная', dakšiņa- 'южная', purva- 'восточная' и apara- 'западная' (ни одно из слов, обозначающих стороны света, не однозначно; все они кроме того выражают еще временную или иную пространственную ориентацию: uttara- 'верхний', 'лучший'; dakšiņa- 'правый'; pūrva-'передний', 'предшествующий', 'старый', 'ранний'; apara- 'задний', 'поздний', 'другой'). Изсторон света восток или северо-восток связан сбогами, аюг с«отцами» и царством мертвых Ямой. Стороны света вообще постоянно используются в ведийских рядах отождествлений элементов макро- и микрокосма. Так, например, в оригинальных мантрах ЯВ ряд отождествляемых изоморфных понятий включает сторону света, время года, бога, тип богатства, тип прославления-стомы (stoma-), животное определенного возраста, определенный бросок при игре в кости, направление ветра, имя риши (ТС IV,3,3). Концентрическая ■структура пространства по горизонтали отчетливо выражена вритуальном аспекте: кольцевые ограды, окружающие жертвенный костер и моделирующие элементы мироздания.
Ведийская пространственная ориентация отражена в группе дейктических прилагательных, имеющих одинаковую морфологическую структуру: корень (обычно таковым служит наречие-приставка, выражающее направление) +чередующийся суффикс Шапс-/-ас- (этимологически не суффикс, а самостоятельный корень), иногда распространяемый вторичным суффиксом -Ina-: anvdnc-, anūcind- 'направленный вслед за другим' (апи 'вслед за'); dpūnc-, apāctna- 'обращенный назад', 'на запад' (а"ра 'прочь'); arvdnc-, arvācīnd- 'обращенный сюда' (*arva- 'близкий'); dvānc- 'направленный вниз' (dva 'вниз'); lidanc- 'направленный вверх', 'северный' (tid 'вверх'); nianc- 'направленный вниз' (ni 'вниз'); parātie- 'обращенный прочь', 'направленный вдаль', 'проходящий' (о времени) (рагп 'прочь'); pratydnc- 'на-
6 Иногда сторон света насчитывается пять, к ним причисляют еще зенит, "апример, рапса pradlgas (IX, 86, 29 или ТС I, 6, 5d).
3 Зак. 80
правленный навстречу' (prāti 'навстречу', 'напротив'); ргАпс-, prācina- 'обращенный вперед', 'восточный' (ргй 'вперед'); vĻžvģ®c- 'направленный во все стороны' (vigva- 'весь'); vĻšva®c-, visāctna- 'направленный в разные стороны' (visu 'в обе стороны', 'в разные стороны').
В представлении ведиицев время, как и пространство, имеет циклическую структуру. Символом времени является колесо (cakrd-), которое в разных мифологических контекстах может быть представлено также такими вариантами, как колесница, конь, запряженный в колесницу, солнечный диск (—глаз богов). В одной из космогонических загадок РВ (1,104,11) время, отождествляемое с годом, изображается как вертящееся по небу колесо о двенадцати спицах (12 месяцев), на котором находятся стоящие парами его 720 сыновей (дни и ночи).
Цикличность времени и регулярная повторяемость этих циклов в соответствии с законом ŗtd- моделируется на мифологическом уровне всеми богами, связанными с небесными светилами и с путем: регулярно движется по небу Сурья, поднимает руки Савитар, появляется, сменяя ночь, Ушас, стережет пути Пушан, совершают объезд вокруг вселенной Ашвины и т. д. Именно идея циклического времени вызвала к жизни описание солнца как дневного и ночного: prūcinam anyād апи vartate raja | tid апуёпа jyotlsa yāsi sūrya (X,37,3) 'Ты вращаешься на восток через одно темное пространство, ты восходишь, о Сурья, другим, светлым пространством'.
Основное название для времени в РВ — это ŗtii- (имя, образованное суффиксом -tu- от того же глагольного корня аг-'приводить в движение' и пр., что и ŗta- — причастие совершенного вида от этого глагола)7. Значения ŗtu- это: 'определенное, установленное время', 'время жертвоприношения', 'время года', 'определенная, установленная последовательность', 'порядок', 'регулы'. Образованное от этого имени наречие ŗtuthd значит 'в определенное, установленное время', 'во время регулярных жертвоприношений', 'в соответствии с временами года'; 'регулярно', 'правильно'. Таким образом, уже в лексическом значении обозначения времени в РВ выражены, во-первых» регулярность, цикличность, и, во-вторых, изоморфность космического и ритуального циклов.
Основным циклом ведийского времени является samvātsara-'год' (с ним отождествляется время вообще в некоторых мифологических контекстах РВ)8. Он делится на пять или шесть
7 Название времени kala,- в РВ встречается только один раз в поздней части (Х,42,9). В АВ — персонификация времени это именно Kāļa, слово samaya- (от sam 'с'+i- 'двигаться' стало основным для обозначения времени
позже).
8 Другое название года Кацапа- гораздо более редко; оно засвидетельствовано впервые в АВ; сравнительно редкое слово samā- означает ' полугодие1, 'время года', 'год'.
сезонов: vasantd- 'весна', grīsmā- 'лето', varsā- 'сезон дождей', (ardd- 'осень', himč- 'зима', žĻžira- 'прохладный сезон' (если сезонов пять, то прохладный сезон особо не выделяется; в более поздних ведийских текстах их всегда шесть), которые в свою очередь делятся на два месяца каждый. Если год отождествляется с каким-либо сезоном, то с осенью: у богов просят, например, долголетия в сто осеней (ĢataĢārada-).
Существует изоморфизм малого и большого циклов. Год делится на две половины, лунный месяц — на темную и светлую половину, сутки — на день и ночь. Рубежом большого цикла является смена старого и нового года, рубежом малого цикла — смена темной и светлой половины месяца. Ночь полнолуния (paurņamāsi-) и ночь новолуния (amāvāsyd-) в АВ обожествляются. Они являются временным центром для цикла жертвоприношений. От них отсчитываются дни лунного календаря.
Слово, обозначающее «день», одновременно значит «небо» и «свет» — div-/dyii-. От того же корня образовано название devā- 'бог' (ср. ведийский глагольный корень с согласным распространением dyut- 'сверкать', 'сиять').
Время в ведийской модели мира сопряжено с пространством. Диахронически они произошли из одного источника (как бы он ни трактовался). Синхронически между элементами того и другого в космическом и ритуальном плане устанавливаются ряды отождествлений, начиная с ЯВ и далее в брахманах и упанишадах.
Числовые константы ведийской модели мира — это «три» и кратные ему числа, «четыре», «семь». Например, вселенная трехчастна, есть три неба, три колеса у колесницы Ашвинов, три жертвенных костра, богов насчитывается 33, рек — 99 и т. д.; есть четыре стороны света, земля четырехугольна, жертвенная колесница имеет четыре ярма, четырехглазым называют Агни, у богов просят четыре моря богатств; есть семь мудрецов (звезды Большой Медведицы), у солнца семь лучей ( = конь с семью поводьями), семь священных рек, семь обязанностей жреца и т. д.