Идентификация граммем рода 9 страница

На сочетания гласных с согласными в пределах слова не наложено особых ограничений. В пратишакхьях упоминается тенденция (не отмечаемая на письме) к геминации придыхательного палатального ch после гласного (особенно краткого), например: презенс от gam- 'идти' произносится gdcchati (геми-нация придыхательного реализовалась как удлинение смычки).

Специфической особенностью, характеризующей в ведий-

8G

ском языке дистрибуцию звуков в пределах слова (и — не столь обязательно — в пределах предложения), является церебрали-зация. Она состоит в переходе зубных согласных в церебральные под влиянием фонетического контекста. В терминах общей фонетики церебрализацию следует описывать как случаи контактной или дистантной ассимиляции.

Наиболее простой случай церебрализации имеет место, когда под влиянием предшествующего шумного церебрального (обычно это s, иногда Т) последующий дентальный согласный становится церебральным, например: istā-, visņu-, sasti, ttte (<.[d + te). Это контактная регрессивная ассимиляция.

Менее очевидными в синхронном плане являются те случаи, когда один из звуков, встречающихся на морфемном шве, бывает звонким, и, по правилам сандхи, в качестве первого элемента сочетания должен был бы возникнуть звонкий церебральный спирант, который в ведийском языке выпадал в любой позиции. Следующий за ним дентальный согласный цереб-рализовался, а предшествующий гласный получал заменительную долготу или менялся в тембре, например: stu- 'восхвалять', сигматическая форма 2 pl.aor.rned. astoihvam<*a-sto-?-dhvam, и ряд форм, в которых ?<h перед последующим звонким шумным согласным, как в rī◊ha-<rih + ta- и пр. (см. с. 84). Здесь имеет место контактная прогрессивная ассимиляция.

Самые распространенные случаи церебрализации — это переход s>s, n>ņ под влиянием определенных предшествующих звуков, которые могут и не находиться в непосредственном контакте с ними. В пратишакхьях этот процесс называется термином наши {пай- 'сгибание'), а звуки, вызывающие церебрализацию,— термином намин (nāmin- 'сгибающий').

Для s звуками намин являются: 1) все гласные, кроме а, а (т. е. Ī, й, ŗ, е, о, ai, аи); 2) согласные k, г, s. Вот некоторые примеры: ls-, bhīsū, ūsas-, дат-, ŗsvā-, уётт, sajosa-, djaisam, уащта, rdksati, varsā-, havissu (сочетание -ss- неустойчиво, и возможен вариант havihsu), nissaplti-,

В принципе церебрализация s представляет собой контактную ассимиляцию, которой, правда, не препятствует назализованный (графически «гласный + анусвара») или придыхательный (графически «гласный+ висарга») характер гласного, например: jy©tī±ši, ģyп±ši, havihsu, pdruhsu; ср., однако, purņsds от pdņis-, и корни ninis-, hirņs-.

Препятствует церебрализации s следующий за ним г или Г, например: usrd- (ср. usds), tdmisrā-, tisfbhis, sisarti (но djusran).

Существует также диссимилятивная тенденция избегать s в двух соседних слогах, например: yāsisīšĒhās (но yasisimahi) от уп- 'идти'.

Все эти правила действительны для s внутри слова, но не в абсолютном исходе, где -s независимо от предшествующего

звукового контекста подчиняется правилам изменения звукок в конце слова.

Для п звуками намин являются: 1) гласный № и 2) согласные г и s, например: k№ņ©ti, parņd-, ņiisma-. Эта ассимиляция бывает или контактной, как в приведенных примерах, или; дистантной. В последнем случае церебрализация происходит лишь при том условии, если между звуком намин и п нет препятствующей артикуляции, а именно согласного одного из. средних рядов: палатального, церебрального или дентального. Вот некоторые примеры: karaņd-, rohaņa-, rugņd-, sārpaņa-, krdmaņa-, kŗpaņydti, dhiščņā, vfsaņvat-, но vŗjind-, nisd-dana-, vdrdhana-. Таким образом, из согласных не препятствуют церебрализации п только гуттуральные и лабиальные.

Препятствием для церебрализации является пауза, следующая за п, т. е. при соблюдении прочих условий n>ņ, если: п не находился в конце слова, ср., например: pūsdn, но pāsd-ņa-; Ģlrsdn-, но Ģīrsdņi. Кроме того, препятствуют церебрализации следующие за и дентальные неносовые согласные, например: корень гап- 'наслаждаться', rārdņas, rārdņat, но-rārdn, rārdndhl, rārantu.

УПОТРЕБИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ

В качестве образца ведийского текста, на материале которого производился подсчет употребительности звуков, был выбран отрывок из РВ длиной приблизительно в 10 тысяч знаков (VI, 1 —15,4). Встречаемость звуков оказалась следующей: а— 1999, / — 1027, г-985, у — 972, i — 699, п-668, v - 644, т -593, п -557, 5-431, 0-377, е - 322, и-282, d-269; т- 197, $ — 186, р — 175, ģ — 165, у'-160, Л — 158, h -145,. /fe— 134, dh —125, М-125, £ — 115, г—ИЗ, Г — 112, с-96, п — 77, ņ — 60, th — 45, ai — 39, п.— 26, b — 17, t — 16, аи— 13, ch —13, gh — \2, tfi — 6, 1 — 5, ŗ — 4, d — 4, n — 2. Не встречаются: /, kh, jh, dh, \h, ph, I, n.

Приведенные цифры показывают, что а—самый употребительный звук в ведийском языке и, следовательно, также самый употребительный гласный. Он встречается почти в три раза чаще, чем ближайшие к нему по употребительности i и п. Краткие гласные всегда бывают в несколько раз употребительнее, чем соответствующие долгие гласные. Самый редкий слогообразующий звук — J, употребляющийся в отдельных грамматических формах (ŗ встречается в 28 раз чаще). Редки дифтонги ai, аи, употребление которых ограничено определенными грамматическими и словообразовательными формами.

Из рядов согласных самые употребительные — дентальные (дентальные употребляются чаще, чем остальные варги, вместе взятые), а самые редкие — церебральные. Придыхательные со-

гласные во всех варгах встречаются значительно реже, чем -соответствующие непридыхательные, кроме bh, засвидетельствованного в семь раз чаще, чем Ь. В трех варгах — гуттуральной, дентальной и лабиальной — звонкие придыхательные более употребительны, чем глухие, а в двух — палатальной и церебральной — наоборот. В четырех варгах глухие непридыхательные употребительнее соответствующих звонких, а в одной — палатальной — соотношение противоположное.

Полугласные звуки (кроме /) отличаются от остальных классов согласных гораздо большей употребительностью.

По-видимому, все эти статистические характеристики классов звуков соответствуют определенным их парадигматическим .характеристикам.

СЛОГОДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА СЛОГА

Правила слогоделения излагаются в пратишакхьях следующим образом8. Слогообразующим элементом является гласный. Поскольку плавные сонанты № и / образуют слог, они тоже считаются гласными (лишь в отдельных случаях сверхкраткий гласный сварабхакти, не обозначаемый на письме, может быть слоговым). Слогов в слове столько, сколько в нем гласных. Гласный — это ядро слога, а согласный в слоге подчинен гласному.

Описать слоговую структуру — значит указать, к какому гласному, предыдущему или последующему примыкает согласный. В абсолютном начале слова согласный или группа согласных примыкает к последующему гласному. В абсолютном конце слова согласный или группа согласных (последнее встречается редко), а также анусвара, висарга и гласный сварабхакти примыкают к предыдущему гласному. Одиночный интервокальный согласный примыкает к последующему гласному, например: e-kam, ma-hl, bhrā-tar, a-pŗ-cha-ta, ŗ-bhuh, a-vart.

В интервокальной группе согласных, как утверждается большинством авторитетов, первый согласный примыкает к предшествующему гласному, а остальные — к последующему, например: dīr-gha-, put-ra-, muk-ta-, has-ta-, bhak-tvā-yā, vak-syan-tī. Колебания возникают в тех случаях, когда вторым согласным является г, т. е. pat-ra- или put-tra-. Однако в РП допускается также примыкание всей группы согласных к последующему гласному, а в ТП в это допущение вносится ограничение: только группы «шумный согласный + полугласный» и «смычный + фрикативный» принадлежат целиком последующему гласному, например: ga-tvi, i-kse, di-tsa-ti.

8 Проблема слогоделения была важна для авторов этих фонетических трактатов, поскольку они имели дело прежде всего с метрическим текстом —■ силлабическим ведийским стихом.

Для двучленных интервокальных групп согласных такое слогоделение носило теоретический характер, потому что фактически, как говорилось ранее, здесь имела место геминацияг и слогораздел проходил между геминированными согласными,, представлявшими первый член консонантного сочетания, как в put-tra, muk-kta и т. п. В результате первый слог во всех случаях оказывался закрытым. Если же геминировался второй член сочетания, то в отношении места слогораздела могли быть колебания, как в dīrg-gha- или dīr-ggha.

При возникновении в консонантной группе вспомогательного носового согласного яма, по мнению одних, он относился к предшествующему гласному, по мнению других, к последующему, т. е. возможно слогоделение padd-ma- и pad-◊ma-r svapp-na- и svap-р-га- и т. п.

По древнеиндийской классификации, с точки зрения квантитативной характеристики различаются два типа слогов: тяжелые (guru-) и легкие (laghu-). Эта характеристика была существенна прежде всего для стихосложения, где исходной единицей служил слог.

Тяжелым слогом считается тот, который содержит долгий гласный или краткий гласный, за которым следуют два согласных. «Краткий гласный+ анусвара» метрически приравнивается к долгому гласному. Остальные слоги рассматриваются как легкие. Таким образом, легким называется слог, оканчивающийся на краткий гласный или на краткий гласный+ один согласный.

Фонетически эта классификация весьма приблизительна, поскольку она не в полной мере учитывает длительность согласных (начальные согласные вообще не принимаются во внимание). Мало того, на характеристику слога в трактатах иногда переносят термины «долгий» (dīrgha-), «краткий» (lirasva-), предназначенные для описания количества гласного (а отсюда в дальнейшем следует и использование понятия моры для метрической характеристики слога, а не гласного).

При всех неточностях в определении тяжелых и легких слогов их различение в ведийском языке является кардинальным с точки зрения не только метрики, но и морфонологиче-ских чередований, как это было показано в последних работах Куриловича.

В ведийском языке имеется ряд фактов, которые находят объяснение на стыке метрического и морфонологического уровней. Так, определенная последовательность слогов разной структуры регулирует употребление гласных или согласных вариантов глайдов в заданных морфонологических условиях. По закону, сформулированному Зиверсом и уточненному Эджертоном, после тяжелого слога ведийские постконсонантные у, v переходят в ly, uv перед гласным (в графике это не всегда отражается). При этом многими исследователями отме-

■чалось, что есть тенденция соблюдать закон Зиверса—Эджер-тона лишь в определенных грамматических формах: в склонении имен на долгие гласные -I- или -п- (N.sg. dhih, А. dhi-уат, I. dhlyā и т. д.; N.sg. taaūh, А. tandvam, I. tanū-vā и т. д.); в склонении имен на краткие гласные -Г- и -и- в окончаниях I.— D.— Abl.du. -Ыгуат, D. — Abl.pl. -bhyas; в именном словообразовательном суффиксе -tva-\ в абсолютивах на -уа, -tya, -tvū, -tvī; в суффиксе пассива -уа-, в суффиксе оптатива -уй-, в личных окончаниях глагола -dhvam, -dhve, -dhvai, ~sva. В некоторых же морфемах у и v всегда сохраняют кон-сона'нтный характер независимо от количества предшествующего слова: в относительном местоимении уа-, в окончании ■G.sg. -sya в суффиксе футурума -sya-, в именном словообразующем суффиксе -VŪ-.

Согласно новой интерпретации этого закона, предложенной Куриловичем, безударный рефлекс -iya- был обязателен после тяжелого слога, в то время как после легкого слога допускались как -уа-, так и -iya-.

Метрическое противопоставление -аТуа- (где символ Т согласный) и -aTiya-, -āTiya-, -aTTiya- приобретает шорфоноло-гическое значение, если между -а- и последующим согласным проходит морфемная граница. Перед такой границей может иметь место удлинение исходного краткого гласного первой морфемы, если вторая морфема начинается с легкого слога и с одного согласного. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется на границе двух членов сложного слова, например, dhanvā-sdh-, sahāsrā-magha-; в редуплицированных образованиях, где легкий слог корня, начинающегося с одного согласного, влечет за собой удлинение гласного редупликации, например: 3 sg.aor. apīpatat от pat- или ajijanat от jan-, но acikradat от kra(n)d-, sisvadat от svad-. В результате создается определенная ритмическая структура ряда грамматических форм. Наконец, во вторичном словообразовании на границе исходной основы и суффикса при тех же условиях возможно удлинение конечного гласного исходной основы или соединительного гласного, например: ŗņāvdn-, sdvīman-. Подобное удлинение является факультативным, но если оно происходит, то лишь в заданных фонетических и морфологических условиях.

Метрический уровень для такого текста, как РВ, является весьма существенным. Фонетически текст в пределах одной метрической схемы рассматривается как непрерывная последовательность слогов (отсюда возможность метрически трактовать стык двух слов иначе, чем они трактуются морфологически). В определенных местах этой схемы возможно удлинение гласного открытого слога в зависимости от структуры следующего за ним слога. Так, конечный гласный второго слога в паде перед третьим легким слогом может подвергаться удли-

нению, например, в формах 2 sg.iv.act. kŗdhi, jahi, наречии yatra и L.sg. местоимений tena, уепа в начале пады. И здесь метрический уровень пересекается с морфологическим, так как, если удлинение в заданных местах метрической схемы происходит, то оно происходит в определенных грамматических формах и не встречается в других. Так, способен удлиняться конечный гласный в глагольных формах на -а, -hi, -dhi, -sva; l.sg. на -епа имен и местоимений; -а в некоторых наречиях. Редко удлиняется конечный гласный G.sg. на -asya и L.sg. на -i. Никогда не удлиняется конечный гласный в D.sg. на -пуа, N.— A.pl. на -āni или в глагольной флексии -mi, -si, -tir -tīti, -tu, -ntu. Наиболее вероятным кажется предлагавшееся объяснение этого явления, которое исходит из разной ритмической структуры, свойственной отдельным грамматическим формам и обусловленным этим неупотреблением ритмически неподходящих форм в определенных местах метрической схемы.

Как метрические представляется целесообразным трактовать некоторые типы сандхи гласных (о чем см. в разделе «Сандхи»), принадлежащие языку поэзии и не свойственные разговорному языку.

Наконец, к метрическому уровню принадлежит такое явление, как нередко встречающееся в РВ скандирование долгих гласных в два слога, т. е. их расчленение. На письме сверхдолгота этих гласных не отражается, и судить о ней можно только по нарушениям размера. Чаще всего сверхдолгим бывает а, обычно в формах G.pl. на -ат, Abl.sg. на -ūt, N.— А.— V.pl. на -as и -asas, A.sg. на -ām, например: gonām — три; слога, gūm, gūs — два слога от go- 'корова' и др.

Расчленение гласного возможно в аугментных формах глагола, у которых аугмент а в таких случаях произносится как: отдельный слог, например: ānjan — три слога (от anj-)y aichas — три слога (от is-), aurņos — три слога (от vŗ-fār-). Расчленяться могут долгий гласный -й- в субъюнктиве тематических глаголов, всуффиксе причастий -пай-, иногда конечный корневой гласный -а в именных образованиях, как в рауй — три слога, mātdr — три слога, в предлоге-послелоге а и иногда в различных лексических единицах.

Гласные i, п могут скандироваться в два слога в окончании A.pl. -īs, как в drātīs — четыре слога, в кратких формах с вторичными окончаниями от глагола bhā-, как два слога и в ряде лексических единиц, например: pūsdti — три слога,, трехсложные формы L.pl. gīrbhis от gir-, L.pl. dhārsū от dhtir- и др.

Иногда сверхдолгое произношение ликвидирует наступившую контракцию гласных и восстанавливает первоначальную последовательность двух гласных разного места образования,, например: grd(y)istha- вместо žr?šĒha- (см. с. 67) и т. п.

Как отмечалось исследователями ведийских размеров, в

определенных местах метрической схемы, а именно во втором слоге после цезуры в размерах т ришту б х (tristubh-) и джа-гати (Jagati-) сверхкраткий гласный сварабхакти может приобретать слоговое качество.

В связи со слогом следует еще отметить такую известную особенность ведийского языка, как нередко встречающееся выпадение одного из двух соседних тождественных или фонетически сходных слогов. Подобная гаплология встречается обычно в пределах одного слова, например: aor. aĢiĢnat —■hap.leg. наряду с ĢiĢndthat, Ģignathas и др. от žnath-; inf. irаdhyаi вместо *iradhadhyai от iradh-; devdtā как l.sg. от devdtāt-наряду с devdtātā.

Проявление того же принципа на синтаксическом (а отчасти и стилистическом) уровне можно видеть в синкопе флексии у одной из двух соседних форм одного и того же падежа, например: puruvdjābhlr āti (VI,10.5) 'с мощными подкреплениями' вместо ūtibhis, devdn jdnma (1.71.3, и др.) 'род богов' вместо-devānām, trisv d госапё (1,105,5; VIII,69,3) 'в трех светлых пространствах' вместо rocanesu и т. п.

ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Фонологическая система ведийского языка состоит из следующих 39-ти фонем: 1) а, 2) а, 3) i/y/iy, 4) i/y/iy, 5) u/v/uv,, 6) ū/v/uv, 7) ŗļr, 8) ///, 9) e/ay, 10) oļav, 11) al/āy, 12) au/āvr 13) k, 14) kh, 15) g, 16) gh, 17) n, 18) c, 19) ch, 20) /, 21) t,. 22) th, 23) ^ 24) dh, 25) ņ, 26) ^ 27) th, 28) d, 29) dh, 30) n,. 31) а 32) ph, 33) b, 34) bh, 35) m, 36) ģ, 37) s, 38) s, 39) h. Эти фонемы выделяются на основании синтагматических и: парадигматических характеристик.

По синтагматической оси (см. табл. 2) фонемы разбиваются на классы в зависимости от способности образовывать слог. Фонемы, не способные ни в каком контексте образовывать, слог, составляют класс согласных. Это фонемы 13—39. Остальные фонемы традиционно считаются классом гласных,, или фонемами, способными образовывать слог.

Для дальнейшей идентификации слогообразующих фонем необходимо разбиение их на два класса: 1) фонемы, способные образовывать слог в любом контексте, и 2) фонемы, способные-образовывать слог в определенном контексте. К первому подклассу принадлежат а, а, е/ау, o/av, alļāy, au/āv.

Для фонем 9—12 характерно наличие двух вариантов, находящихся в отношении дополнительного распределения: перед гласным встречается вариант, оканчивающийся на консонантный элемент, перед согласным —- чисто вокальный вариант,, например: ш- 'вести', 2 sg. пё-si, ndy-a-si; stu- 'хвалить',.

93-

Таблица 2

ФФ++4+44ФФ ф

® 4+44++ ф ФФ+ + -1- ф +4444+ ©Ф4 +

4+ 4 + 4 + + + + + + + + 444 + 444 + + - +

44444 + + + + +44--

4444444 4++ --

2 3 4 5 6 7 8 9 Ю I! 12 13 И 15 16 17 1819 2021222324 25262728293031 323334353637383940

е о ai аи к kh g gh n с ch j t th /d'^lh n t th d dh n p ph b bh m <J s s h .

----------+--. ф+--

44 444 4 + + +4

++++++ + +4

+444444 + + ++

44+++++-+4 4 + Ф

4 4+4+++-++ +---

Ф --:-----(

+ ++ + + +---K44+---------- + ------------+------

+ 44444+ 4444Ф------------фф--4ф---Ф--4- +

+ 4++ + +Ф + + + +-----------------------h-------------

+444444 4444--Ф-----------

44444+++++++--------------

t++++4+-++44-:----4 + +-----+ 444®---Ф44444

4444 + 4444444 ----------------------фф----ф4----4-4-4

+ +. + + + +. + + +--------------------------------------------------------------------

■1-444444 +4 ----- -------4--------------- - фф---- ------------

+ 444444 4444----------------------------------------------ф----------ф-------------

4 + 44 + ++ + + 444--------------------------------ф----------44 44®---------4

-----------------------------+4----444-----Н------Ф-

Бинарные сочетания фонем

3 sg.impf. a-stau-t, 3 sg.aor.pass. d-stav-l. Оба варианта этих фонем обладают слогообразующей функцией.

Далее для разбиения фонем, обладающих слогообразующей функцией лишь в определенном контексте, необходимо рассмотреть по синтагматической оси трехчленные комбинации фонем. Диагностическими для данной цели являются контексты типа VxC и СхУ.где V — гласный. С —согласный, а х — идентифицируемая фонема. В контексте типа VxC в функции х встречаются плавные сонанты и не встречаются в качестве самостоятельных фонем глайды. Плавные сонанты здесь бывают представлены согласными вариантами г, ^ например: sarpā-, gīrņd-, mūrdhdn-, kalpa-, kilblsa- и др.

•94

В контексте CxV плавные сонанты, с одной стороны, и глайды — с другой, выступают в виде разных типов аллофонов. Фонемы ŗ/r, ļ/l могут быть представлены здесь только согласными вариантами, например: prā, ugrūyi, klōga и др, Глайды же в контексте CxV репрезентируются несколькими вариантами: 1) согласными у, v; 2) гласными i, и; 3) сочетаниями гласного с согласными iy, uv. Тот или иной вариант глайда определяется количественной характеристикой предшествующего слога и отчасти — грамматической характеристикой формы (см. выше, раздел «Слогоделение и структура слога»)-При этом дистрибутивный критерий оказывается достаточным для выделения самостоятельного класса глайдов.

Некоторых пояснений требуют особенности распределения фонем класса плавных сонантов (речь пойдет только об их согласных вариантах, поскольку Ž засвидетельствовано лишь в одном корне Щр- 'соответствовать'). При фонетическом описании звуков упоминалось о том, что в РВ г заметно преобладает над I (последний встречается в более поздних частях памятника), и есть ряд слов, имеющих варианты с г и I.

При фонологической интерпретации плавных сонантов существенным представляется тот факт, что даже в РВ некоторые формы с I не имеют вариантов с г как, например: kapila-'коричневый', kevala- 'собственный', tilla- 'иссиня-черный' и др., и более того, существуют минимальные пары, различающиеся противопоставлением г—I, как, например: kārd-'песнь': kāld- 'определенное время', roka- 'свет': loka- 'свободное пространство', vara- 'жених': vaid- 'пещера' и др. Именно эта группа фактов представляет собой центр действия данной фонологической оппозиции, а случаи вариативного соотношения г/1 — ее периферию.

Дистрибутивные критерии позволяют уточнить фонологический статус количественной характеристики слогообразующих звуков. На фонетическом уровне в ведийском языке существует противопоставление долгих и кратких звуков: а, i, и,. №—а, ī, ū, ^ Остальные фонетически долгие звуки не имеют соответствующих кратких. Это гласные дифтонгического происхождения е, о и реальные дифтонги ai, аи.

Долгий дрожащий слоговой сонант f засвидетельствован в строго ограниченной группе грамматических форм — в А. и G.pl. от основ на -г: pitŗn, pitfņām от pitdr- и др., где долгота слогового сонанта вызвана аналогией с количеством глас* ного в этих формах у других типов основ: devūn, devūnām от deva-; agnin, agnindm от agtii-; gatrūn, Ģdtrūņām от Ģdtru-. Таким образом, оппозиции между хорошо засвидетельствованным кратким звуком № и_ встречающимся только в указанных формах долгим звуком № нет. Поэтому можно считать, что слоговые сонанты не принимают участия в фонологической оппозиции «долгота—-краткость».

9S

Фонологическая оппозиция «долгота—краткость» релевантна для трех пар фонем: а—ā, 1—1, й—и. Качественные различия между кратким и долгим коррелятами (а таковые велики между закрытым кратким а и открытым долгим а) являются фонологически несущественными. По сути дела такая же интерпретация дается во всех пратишакхьях и у Панини.

Данная оппозиция складывается из противопоставления двух единиц: долгого и краткого гласного, место образования которых условлено считать одинаковым. Долгий гласный содержит две моры, краткий — одну. Сверхдолгий гласный плути, содержащий три моры, не принимает участия в фонологической оппозиции. Он представляет собой проекцию интонационного уровня на уровень морфологически обусловленных долгот и краткостей. Сверхкраткие гласные сварабхакти также не участвуют в фонологической оппозиции, т. е. не имеют смысло-различительной функции.

Оппозиция «долгота—краткость» служит для идентификации лексических и грамматических значений в ведийском языке. Она используется для отождествления глагольных корней, например: as- 'быть'— ās- 'сидеть', važ- 'желать'—vūģ- 'реветь', 'греметь', gri- 'опираться' —grī- 'пылать', пи- 'совершать жертвенное возлияние'— пп- 'звать'; и др.; именных основ, например: vāra- 'желание', 'дар'— vāra- 'хвост', dinč- 'отрезанный' — di па- 'слабый', kūla- 'семья'— kūla- 'склон' и др. Эта оппозиция широко используется также в отождествлении отдельных грамматических форм глагола и имени, например: 1 sg.pf.act. uvaca — 3 sg.pf.act. uvāca от vac- 'говорить'; 3 sg.pr.act. bhd-rati — Ъ sg.subj.act. bhdrūti от bhar- 'нести'; N.sg. devdh — N.pl. devūh от deva- 'бог'; N.— A.sg.n. guci — N.— A.du.m.f. (tici; N.— A.sg.n. uru — N.— A.pl.n. uru.

Наряду с этим в ведийском языке в определенных условиях происходит нейтрализация оппозиции «долгота—краткость». Она может быть вызвана действием правил сандхи, в силу которых конечный краткий гласный в ряде грамматических форм удлиняется перед начальным согласным следующего слова в определенных местах метрической схемы (см. раздел «Сандхи»). Нейтрализация данной оппозиции может определяться также чисто морфологическими причинами. У большинства открытых корней, оканчивающихся на гласный вариант глайда, количество корневого гласного релевантно только для различения определенных граммем в данной парадигме, но не для отождествления лексического значения, например: mi-ļtnī- 'вредить'— mi-nū-ti, но mt-ya-te; рп- 'очищать'— ри-пп-п, но

pū-yč-te и т. д.

Таким образом, для оппозиции «долгота—краткость», играющей важную роль при отождествлении единиц фонологического и морфонологического уровней, существуют большие ограничения.

■96

Дифтонгический или монофтонгический характер долгих гласных, не имеющих кратких коррелятов, т. е. е, о, ai, аи, не является фонологически существенным. Поскольку в положении перед гласным все эти фонемы представлены вариантом а или й + консонантный глайд, фонологически существенна степень открытости а.

Привлечение синтагматических параметров необходимо также для уточнения фонемного статуса ряда консонантных фонем. В частности, некоторых пояснений требует подкласс назальных фонем. Его образуют фонемы т, n, ņ, п. Зубная фонема п представлена несколькими согласными вариантами: п, n, n, ņ. Из них основной, несвязанный вариант —зубной; палатальный обусловлен соседством с палатальным согласным, например: sincāti, jnūtā-; велярный — последующим велярным шумным согласным, например: dngiras, ankte (при anjāntl и anākti от a®j- 'намазывать'); церебральный вызван правилами нати (nati) или сандхи, например: vāruņa-, usņd-, svār ņa. Губная и зубная носовые фонемы являются одними из самых употребительных согласных фонем. Церебральная носовая фонема (т. е. л в интервокальном положении, не вызванный правилами нати) встречается редко, например: ganā-, kalydņa- и др. Наиболее редко употребляется велярная фонема П.. Она встречается в конечном положении после гласного (т. е. в той позиции, где допустимы также п и т) в небольшой группе форм N.sg.m. от основ на -aile-. Отсюда возможность таких минимальных пар, как arvūn. 'обращенный к кому-либо'— arvān 'скачущий', арап 'обращенный назад'—арат — G.pl. от čp- 'вода' (место ударения здесь в расчет не принимается). В контрасте с другими носовыми фонемами П. встречается также в середине слова перед dh в нескольких атема-тических формах 2 sg.iv.act., например: pŗndhi от pŗc-'наполнять', bhandhi от bhanj- 'ломать', vŗndhl от vŗj- 'повергать ниц'; ср. bandhā- 'шнур' (фонема п), samdhi- (фонема т). В ведийском языке фонологически релевантная назальность непременно связана со смычной артикуляцией. Анусвара и анунасика, которые нельзя квалифицировать как смычные, не имеют фонологического статуса. Анунасика фонологически представляет собой позиционно обусловленный вариант согласных носовых фонем я и т. Этот вариант всегда является пограничным сигналом между двумя словами или — реже — двумя морфемами (обычно между префиксом и корнем).

Наши рекомендации