Идентификация граммем рода 11 страница

Ряд слов в ведийском языке не имеет ударения, т. е. употребляется энклитически. Их можно разделить на три группы в зависимости от степени энклитичности: 1) слова, никогда не имеющие ударения, т. е. полные энклитики; 2) слова, не имеющие ударения, когда они употребляются в определенном значении, а также слова, способные функционировать и в акцентной, и в энклитической форме с одним и тем же значением; 3) слова, в принципе не являющиеся энклитиками, но становящиеся таковыми в определенных синтаксических контекстах.

1. Всегда бывают энклитиками:

а) особые формы личных местоимений 1-го и 2-го лица: A.sg. та, tva; D.—O.sg. те, te; А.—D.—G.du. паи, vām; А.—D.—G. pl. nas, vas; местоименные основы tva- 'такой', 'другой', 'некоторый' и sama- 'некий', 'любой' (слово, отличное от тонического прилагательного sama- 'одинаковый', 'подобный');

б) частицы-наречия iva 'как', и 'также', gha, ha 'ведь', cid 'даже', bhala 'конечно', samaha 'как-нибудь'; частицы —■ винительные падежи im, sīm (местоименного происхождения); союзы са 'и', vā 'или'.

2. Употребляются то энклитически, то с ударением:

а) yathā в значении «как», «подобно» в конце пады бывает энклитикой, в значении союза «чтобы» имеет акцентную форму ydthā;

б) большая часть косвенных падежей от местоименной основы а- 'этот' может иметь наряду с акцентными формами также энклитические (но не в начале пады);

I

в) большая часть форм дефектного местоимения епа- 'тот', 'он' является энклитиками, акцентные формы встречаются очень редко.

3. Парадигматически имеют ударение, но реализуют его лишь в определенных синтаксических условиях:

а) наречия-префиксы, употребляясь самостоятельно, имеют ударение, входя в состав акцентной личной формы глагола, не имеют его;

б) личные формы глагола в главном предложении не имеют ударения (но не в начале предложения), а в придаточном предложении ударны;

в) звательная форма имени ударна в начале предложения или пады и безударна в середине или в конце;

г) отрицательная частица па 'не' в сочетании с частицами hi и пи утрачивает ударение: nahi, папа. Эмфатическая частица kam 'ведь', 'же' утрачивает ударение после частиц пй, su, hi: nu kam, su kam, hi kam.

Место ударения в слове определяется в ведийском языке морфологическими данными — принадлежностью слова к тому или иному морфологическому классу10. Исторически наличие ударения удатта на каком-нибудь слоге в чередующихся основах влекло за собой определенную ступень чередования гласного в этом слоге, а именно, полную ступень, или, в индийской терминологии гуна (guņa-). Эта ситуация до некоторой степени сохранилась в ведийском языке, хотя имеется и немало нарушений ее, вызванных действием многочисленных более поздних тенденций.

Ударение играет смыслоразличительную роль. Фонологически релевантным является место ударения удатты в противоположность анудатте. Просодическая оппозиция ударения служит для различения значений целого ряда классов слов.

В морфологии только с помощью места ударения различаются в склонении нечередующихся атематических основ Abl.—G. sg., с одной стороны, и N.pl.— с другой, например: Abl.-G.sg. purds — N.pl. parās от риг- 'крепость', Abl.—G.sg. ŗcds — N.pl. ŗcas от fc- 'гимн' (A.pl. исторически объединялся с АЫ.— G.sg.r часто, однако, он имеет то же место ударения, что и N.pl., например: A.pl. parās от par-, A.pl. чаще vācas, иногда vācas от vāc- 'речь'). В чередующихся основах место ударения наряду с чередованием корневого гласного служит для противопоставления Abi.—G.sg., A.pl., с одной стороны, и N.pl.— с другой, например: АЫ.—G.sg., A.pl. apds — N.pl. dpas от dp-'вода', Abl.—G.sg., A.pl. pratīcds — N.pl. pratydncas от pra-tydnc- 'обращенный навстречу'.

10 Поэтому вопрос о нем будет рассматриваться в соответствующих разделах морфологии.

ПО

В первичном словообразовании имен разница в месте ударения определяет принадлежность основы к nom.act. или nom.ag., например: уата- 'узда', 'управление'— уата- 'связанный', 'близнец'; cāsa- 'приказ'— ģūsu- 'тот, кто приказывает'; ydĢas-'благословение'— yaqds- 'благословенный'; brdhman- 'молитва' — brahmdn 'жрец'. Место ударения служит единственным средством различения некоторых типов наречий и именных падежных форм, например, adharūt 'внизу'— čdharāt Abl.sg. от прилагательного ddhara- 'нижний'; порядковых и количественных числительных (в пределах второго десятка), например, ekādaļd- 'одиннадцатый'—ekādaca- 'одиннадцать'. В словосложении место ударения позволяет различать два типа сложных слов: кармадхарая {karmadhārауа-) и бахувраха (bahuvrīhl-), например: rājapatrd- 'сын царя', 'царский сын'— rājaputra-'имеющий царя (царей) сыном (сыновьями)'.

Кроме того, место ударения служит средством идентификации грамматического или лексического значения наряду с чередованием гласных, присоединением суффикса или флексии.

На периферии фонологической оппозиции ударения находятся случаи двух акцентных вариантов у одного слова, например: dksi-ļaksi-п. 'глаз', abhriya-ļabhriyd- 'происходящий из грозовой тучи', pūrvya-ļpārvyd- 'прежний', rodasi-frodast- f.nom.pr. жены Рудры, и др.

Противопоставление свариты другим типам ударения для периода РВ не является фонологически значимым. Как говорилось ранее, сварита в РВ имеет графический характер, реально же вместо свариты произносится удатта предшествующего гласного. Таким образом, разница оказывается не в качественной характеристике ударения, падающего на один и тот же гласный, а в том месте, на которое приходится ударение удатта. В словах с так называемой независимой сваритой глайд принимает вокалическую форму и несет ударение удатту, а следующий за ним гласный является безударным, в то время как в словах со сходной фонетической структурой и основным ударением удаттой оно приходится на гласный, которому предшествует глайд в консонантной форме; ср., например, devyd-(devia-) 'божественная сила' vidivyd- 'божественный', namasyd-(namasia-) 'почитаемый' (от ndmas-) и namasyd — 2 sg.iv. от namasy- 'почитать', svdr- (sdvar-) 'небо' и suvdti — Ъ sg.pr. от sū- 'оживлять' и т. п.

В тех более поздних ведийских текстах, где сварита приобрела статус самостоятельного ударения, противопоставление между сваритой и удаттой стало фонологическим, но различительная сила этого противопоставления оказалась весьма незначительной: противопоставлялась только независимая сварита в отдельных словах (а таких немного) удатте в словах со сходной фонетической структурой, при этом минимальные пары были единичны.

Сварита, возникшая в результате сандхи на границе двух слов или оказавшаяся при абхинихита-сандхи непосредственно перед удаттой первого слога следующего слова, служила пограничным сигналом в сочетании с удаттой следующего слога и, следовательно, выполняла иную функцию, чем словесное ударение, ср., например: та āsmdn<su + asmdn (1,47,5) svds-min — L.sg. от svd- 'свой', budhnyd ' jds<budhfiyo+ajds (11,31,6) и ojas- 'сила'.

От словесного ударения, которому была свойственна кульми-нативная функция (т. е., по Трубецкому, вершинообразующее выделение просодемы вслове) следует отличать фразовое, которому в ведийском языке присуща делимитативная функция (т. е. обозначение границ предложения).

Начало предложения рассматривается в отношении акцента как сильная позиция. Даже вокатив и личная форма глагола, обычно безударные в простом предложении или в главном в составе сложного, в этой позиции получают ударение. Кначалу предложения тяготеют ударные местоимения, наречия-префиксы, частицы.

Впридаточном предложении личная форма глагола обычно бывает ударной, что маркирует, как правило, его конец. Начало придаточного предложения часто бывает маркировано находящимся под ударением указательным местоимением, наречием, союзом, частицей. Таким образом, ударение наряду с интонацией служит для подчеркивания синтаксического членения предложения.

САНДХИ

Вметрических ведийских текстах слова в пределах пады (или метрической единицы) рассматриваются как эвфонически связанные началами и концами. В пратишакхьях правила, описывающие изменения звуков на стыке двух слов, называются сандхи (sa±dhi- 'соединение').

В другой системе описания принято различать сандхи внешние —на стыке двух слов и внутренние —на морфемных швах в пределах слова. Между теми и другими есть много общего, но существуют и весьма важные различия. Сандхи на границе двух членов сложного слова в принципе являются внешними, хотя им свойственны некоторые отклонения.

Деление на внешние и внутренние сандхи (последние рассматривались в разделе о дистрибуции звуков) является весьма условным. Морфемные швы перед окончаниями имен, начинающимися на -bh- и перед окончанием -su, а иногда также перед некоторыми вторичными суффиксами трактуются, с точки зрения сандхи, как граница между словами.

Виерархии уровней высшим является метрический. Начало пады считается абсолютным началом, а конец —абсолютным

исходом, даже если метрические границы не совпадают с синтаксическими, т. е. с концом предложения. Цезура в пределах пады означает ослабление или даже отсутствие сандхи. Требования семантического уровня также находят отражение в сандхи: энклитики эвфонически более тесно связаны с соответствующим полнозначным словом, чем два полнозначных самостоятельных слова друг с другом. Известен только один случай прямого управления правилами сандхи со стороны семантики: па 'не' вступает в сандхи с начальным гласным следующего слова,. па 'как'— не вступает.

Главные принципы, которые лежат воснове правил сандхи,—это стремление кассимиляции звуков и устранению зияния гласных. Внешние сандхи в отношении ассимиляции заходят дальше внутренних, поскольку конечный шумный согласный озвончается перед начальным гласным следующего слова, но> не изменяется перед начальным гласным следующей морфемы. Зияние гласных, напротив, чаще встречается на границе двух слов, а не двух морфем.

Графическая форма текста часто не отражает его реальной фонетической сущности. Восстановление последней с помощью метрических данных показывает сплошь да рядом сохранение зияния гласных, что свидетельствует о более позднем и искусственном характере многих сандхи —■результате редактирования вбрахманских школах.

САНДХИ ГЛАСНЫХ

Перед гласным одинакового качества простые (не дифтонгического происхождения) гласные подвергаются стяжению, давая долгий гласный независимо от количественной характеристики соседних гласных (pražlišĒa-sa±dhi-), т. е. й+й>а,. l+l>ī, й + й>п; например: utģparč±<иtč + aparam, ŗtūvū-jasra-Kŗtdvā+djasra-, Ģvaghntva<Ģvaghni + iva, uksdntād-nd<Cuksdtttu + udnd. При встрече друг с другом гласных дифтонгического происхождения е, о или дифтонгов ai, аи стяжения не происходит. Возможность контракции *-№+№->№ в прати-шакхьях не упоминается, и в текстах таких примеров нет.

Как было отмечено выше, в метрических ведийских текстах реально данный тип сандхи нередко отсутствует. Избегает сандхи ряд таких односложных слов, как па 'подобно', наречие-префикс vi- 'врозь', 'прочь', частица hi 'ведь', часто также местоимение sd 'он'.

Существует, кроме того, ритмическая тенденция, согласно которой энклитика са 'и' претерпевает сандхи перед последующим тяжелым слогом и избегает его перед легким слогом, на и эта дистрибуция соблюдается не строго; так, например, sdrņ cd ca<sdm + ca+d + са (IX,95,3).

8 Зак. 80 ИЗ.

Встречающиеся в письменном тексте в гиатусе конечные долгие гласные (чаще всего это бывает -а) обычно сокращаются в произношении перед последующим тяжелым слогом11. Иногда при гиатусе первый из гласных назализуется, чтобы служить фактическим разделителем гласных (здесь и в других типах сандхи).

Гласные а, а в сочетании с простыми гласными иного качества образуют гласные дифтонгического происхождения, а именно а + 1>е, $ + Ō>o; например: Ļndrehč<Ļradra^-ihč, abh-rāteva<abhrūtū + iva, dtho<dtha + u, sdnitotd<sdnita + utd (также praĢlista-sandhi-). Иногда сандхи не происходит, и имеет место зияние гласных, отраженное и в письменном тексте.

При встрече гласных а, п со слоговым сонантом ŗ, как правило, аналогичного сандхи не происходит, что последовательно отражено в письменном тексте РВ и ВС, например: saptaŗsdyah, pdyasā fsīņām. Восстановление размера показывает, однако, что в редких случаях имеет место произношение -ar-, а не -aŗ-.

Гласные а и ā в сочетании с гласными дифтонгического происхождения или с реальными дифтонгами дают один и тот же результат — дифтонг, т. е. d + e>ai, а + о>аи; $ + ai>ai, й + аи>аи. Вот некоторые примеры: svaĻnam<svģ + enam, ydtraiisadhih<ydtra+6sadhīh, pdrait<pdrā+ait, dpauhat< apa + atihat. Иногда сандхи не происходит, и тогда в тексте имеет место зияние гласных с возможной назализацией первого гласного, например: ugrah 6kah<ugra + ōkah (VII,25,4), ah ёй<п + ёй (VI.51,1).

Узкие гласные ?, й перед последующим гласным утрачивают слоговое качество и консонантизируются (ksaipra-sandhi-), например: hy udrl<hi+adrī, devy etu<devi+etu, sv āgnitņ< su + agnirņ, astv ojo<astu ōjo.

В древних частях РВ это сандхи имеет в большинстве случаев лишь графическое значение, в произношении же сохраняется гиатус. При этом, однако, двусложные префиксы с конечным -i или -и перед глагольной формой, начинающейся с гласного, обычно произносятся в один слог, например: āty ati-sthat, dnv emi.

Для гласных дифтонгического происхождения е, о тип сандхи определяется тем, начинается ли следующее слово с а или с какого-либо другого гласного.

Если за конечным -е, -э следует начальный краткий а, то этот звук исчезает, будучи «поглощенным» {abhinlhita-, отсюда название в пратишакхьях abhlnihita-sandhi-) конечным звуком. В графике исчезновение а- передается знаком аваграха (ava-graha-). Вот некоторые примеры: nide 'pa<nide + dpa, vdnas-patē 'va<vdnaspate+dva, dhlyō 'vase<dhiyaķ + dvase, dyu-

11 Осинтагматических изменениях акцентов, имеющих место при сандхи гласных, см. вразделе «Ударение».

mdttamo 'bhi<.dyumdttamo+abhi. Реально в древних частях: РВ размер часто требует восстановления а-, причем, как было-отмечено исследователями, перед таким восстановлением а-конечный е или о метрически считается кратким, что дает основания предположить фонетический переход е>ау, o>av. Иногда а- сохраняется и в графике, например: vo amba (Х,97,2).

Если за конечным -е, -о следует любой другой звук, кроме краткого а, то -г>-а (udgrāha-sandhi-), -o>-av. Фактически в этих двух разных рефлексах засвидетельствованы две стадии одного процесса — дифтонгизация конечного гласного: e>ai, о>аи с дальнейшей консонантизацией неслогового элемента перед последующим гласным, т. е. ai~>ay, au>av, и затем утрата глайда в интервокальном положении, происходящая в случае е. Вот некоторые примеры: sūra udite<sūre + iidite, budhnd etā<budhne + etā (111,39,3), ta 6jah<te+6jah, hŗda U<hŗde + ū, visņav evayāvah<vlsņo+evayavah, indav indra-sya<indo+indrasya, ту^ d<vāyo+d (обычно примеры на этот тип сандхи дают вокативы на -о от основ на -и-).

Если же следующее слово начинается с п-, то перед ним выпадает -v гласного сандхи, и сандхи приобретает вид -о>-а,, например: inda ātibhlh<indo + ūtibhih- (VIII,48,15).

Конечные дифтонги -ш, -аи при встрече с любым начальным гласным, включая а-, подвергаются сандхи такого типа, как -е, -о не перед а-, с той только разницей, что в результате получается долгий гласный, а именно: -ai>-ā, -au>-āv, но перед ^ -au>-ā (й<возникает из переходных форм ау, āv)._ Вот некоторые примеры: kdsmā adyd<kdsmai+adyd, tdsmū dpo< tdsmai+dpo, sdrtavd u<.sdrtavai+u, dvdv iva<dvad+ lvar samudrdv dKsamudrati + ā, dasrāv āmartyah<dasrau+dmar-tyah, но rath¥tamobhģ<rath¥tamā + ubhģ (1,22,2); причем по размеру гласные восстанавливаются.

В ведийском языке существует ряд гласных окончаний определенных грамматических форм, на которые не распространяется действие правил сандхи,— так называемые прагрихья (pragŗhya- 'те, что должны быть выделены'). Это окончания на долгий гласный двойственного числа ■£, -п, -е; редкие формы L.sg. на -[, -п (просодически обычно краткие); -I в N.pl. от местоимения amt; окончание -е в L. некоторых местоимений: tve 'в тебе', asme, yusme (в двух последних с меньшей очевидностью); окончание -е во 2, 3 du.pr. и pf.rned. Вот некоторые примеры: aksi iva (11,39,5), indrāgni upa (1,21,1), gambhu А (1,46,13), asme antār (1,24,7), ущтё itthū (VI,18,5), cakrāte upamd (VIII,29,9). В некоторых случаях возможны колебания между сандхированными формами и формами прагрихья.

Эмфатическая частица и является прагрихья в отношении гласного начала справа и не прагрихья в отношении гласного исхода слева, например: vū и arthina<vai + u + arthina (1,105,2), ydta и ūyan<ydtas + u + dyan (11,24,6). При этом графически и

8* 115

после согласного и перед гласным в РВ регулярно изображается как v, например: trir v aĢvinā, но tdsmā и adyč<tčsmai и adyd. Вступая в сандхи с конечным а слева, эта частица образует гласный прагрихья — о, например, dtho indrūya (1,28,6). К явлениям сандхи следует отнести также удлинение в метрических текстах конечного краткого гласного перед одиночным начальным согласным следующего слова (конечному легкому слогу обычно в таких случаях предшествует тоже легкий слог), например: kŗdhl пак, но kŗdhi tvāya(e.

САНДХИ СОГЛАСНЫХ

В настоящем разделе рассматриваются сандхи конечных согласных при встрече с начальным согласным или гласным следующего слова. Общий смысл звуковых изменений, происходящих на границе двух слов, заключается в ассимиляции, причем в большинстве случаев конечный согласный уподобляется начальному (наоборот — при церебрализации и аспирации).

При описании сандхи конечных шумных принято брать за исходную ту форму, которую они имеют в абсолютном конце слова.

Конечные шумные смычные согласные уподобляются по звонкости—глухости начальному звуку следующего слова. Они бывают глухими перед начальным глухим согласным и звонкими — перед начальным звонким согласным или перед гласным (озвончение перед гласным отличает внешние сандхи от внутренних, где этого не происходит). Вот некоторые примеры: у^ te, ydt sīrņ, ydd divō, ydd vajri, ydd Indra.

Перед начальным носовым согласным конечный шумный смычный согласный может переходить в носовой своего ряда: уап navatirņ<ydd + navatitn, уап maruto<ydd+maruto, vi-raņ mitrūvdruņayor (X,130,5)<virģĒ + mitrģvčruņayor<vi-rāj+mitrģvčrиņayor, vīrtin madhujātū<vīrad + madhujātū< 4)[rudh + madhujātū, ddan nyāg<udak+nyāg. Таким образом, перед носовыми сонорными согласными ассимиляция заходит на один шаг дальше, чем перед шумными. Та же степень ассимиляции характерна для конечного -t перед начальным I- и палатальными согласными.

Перед начальным I- конечный -t переходит в -/, например: āflgūd-aflgāl I6mno-lom.no (X,163,6)<č®gād-аn■gād + l©mno-£om-no<dūgāt + augāt + I6mno-lomno.

Перед начальным палатальным согласным -t переходит в палатальный, причем в этом типе сандхи начальный палатальный сибилянт ģ переходит в придыхательный палатальный ch. Вот некоторые примеры: уас cid<ydt + cid, уас chardih<yat + chardih, ydj jātavedo<ydd+jātavedo, уас chirah<ydt +

Ģirah. Таким образом, -t + ch- и -t + Ģ- дают один и тот же результат -с ch-. Палатальный спирант ģ после конечного церебрального -/ может также переходить в ch, притом что t остается неизменным, например: <dbhrāt chveto<dbhrāt + Ģveto (1,66,6).

После конечного шумного смычного начальный /г- переходит в звонкий придыхательный согласный того ряда, к которому принадлежит конечный смычный, например: ydd dha<.ydd + ha, samrad dhdnta<samrdt+hdntā.

Конечный смычный зубной носовой п (и редкие случаи конечного велярного Я) подвергается изменениям не только в зависимости от начального звука следующего слова, но и от предшествующего ему гласного.

Конечный п. (или п) после краткого гласного перед гласным , следующего слова подвергается удвоению, например: rujann eti<rujdn + eti, уптапп d<.yūman + ū, tdsminn išĒčyah<tčs-min+istdyah, уйШ asi<yķn+аsi. При восстановлении размера в РВ такая геминация подтверждается только там, где она обоснована этимологией данной формы.

Конечный п после долгого гласного перед гласным следующего слова переходит в назализацию предшествующего гласного (анунасику — анусвару), причем, если это не а, то между конечным назализованным и начальным неназализованным гласным в сандхи возникает -г, например: mahdn asl<mahdn+asi, de-ч)йЛ d<devdn + d, devdn ihū<devdn + ihd, devdn īlitds<de-vdn+īl'itds; pradhthr iva<.pradhtn + iva, vanūnr dhan<va-nāa + dha'i, nfnr abhi<nfn + abhi. (Диахронически речь здесь идет, как указывалось исследователями, не о сандхи -п, а о сандхи -s, этимологически восстанавливаемого в ряде грамматических форм и в дальнейшем перенесенного по аналогии в другие формы. После -Л звук s перед последующим гласным выпадает, а после -Г, -п, f, озвончаясь, переходит в г.)

Встречаются отдельные непоследовательности в проведении этого сандхи. Иногда оно не происходит в заданных условиях, например, etūvān asya (X,90,3), или происходит в непредусмотренных условиях, например, перед глайдами, сонантами и h, как в sdkhīhr уйй (indra)<sdkhīn + ydn {Л-Indra) (IV,35,7).

Конечный п перед начальными палатальными согласными становится палатальным п, например: vaavdn cydvdnah<van-vdn+cydvaiah, vidvin jdnma<vidvdn + jdnrna. Обычно при этом типе сандхи начальный палатальный сибилянт ģ чаще всего дает придыхательный палатальный с/г, например: asmin chāra<asmi4 + Ģūra, sūhvūn chlro<sahvūn+Ģiro, хотя иногда с сохраняется.

Вообще сандхи «-.'г + начальный палатальный» отличается вариативностью. Его может не произойти, или носовой пред-

ставлен не палатальным, а анусварой. Последнее особенно часто встречается в более поздних ведах, но зафиксировано и в РВ. Наконец, между начальным с- и конечным носовым согласным может иногда возникать палатальный сибилянт, перед которым смычный носовой переходит в анусвару. Обычно это происходит перед энклитиками са и cld, например: tdņiĢ са< tan + ca, sāriņiĢ cicKsūrin + cid — в этимологически оправданных случаях (т. е. после -an<-*ans). В дальнейшем этот тип сандхи по аналогии распространяется на более широкий круг случаев.

Конечный -п в принципе сохраняется перед начальным t-,_ но иногда, в этимологически оправданных случаях, между -п и t- возникает дентальный спирант s, перед которым -п переходит в анусвару, например: sdrvātņs tūn <.sdrvān + tun. В дальнейшем этот вид сандхи распространяется. В редких случаях такого же типа сандхи происходит перед начальным р-, перед которым s переходит в висаргу, например: nfņih pdhi, njrņh pūtrarņ, svātavātņh pāyuh.

Между конечным -п и начальным s- иногда может развиваться переходный согласный -t- (соответственно между -П. и s-возникает -k-, что встречается совсем редко). Этот вариант сандхи является факультативным. Он хорошо засвидетельствован в АВ, например: etģnt sdkhīn<.etun + sdkhīn (АВ, V,22,ll)^

В пратишакхьях указывается, что -я перед начальным I-переходит в носовой латеральный сонант -/, что на письме,, однако, не нашло отражения.

Конечный -т подвергается гораздо меньшим изменениям,, чем -п. Перед начальным гласным следующего слова конечный губной носовой смычный остается без изменений, например: tām u, Indrām iva, арат agnes, stomam āvan. Без изменений он остается также перед начальным смычным губным согласным, например: дат mahās, grīvdyām baddhō, ankasdm pāri.

Перед начальным смычным согласным (в том числе и носовым) любого ряда, кроме губного, по предписаниям прати-шакхий конечный -т должен давать гоморганный носовой. На практике же в изданных ведийских текстах, а также во многих рукописях гоморганный носовой заменяется на анусвару, например: cakrdtņ kutsāya вместо cakrān kdtsāya, latām сапа вместо žatč® сапа и т. д. Нередко анусварой заменяется также конечный -т и перед смычным своего ряда.

Конечный -т перед начальным спирантом и перед дрожащим плавным сонантом г всегда переходит в анусвару, например: ūrjaņi svār, sardthaņ (dvašas, vārņ hŗdi, vāņi rdthatņ. Этого типа сандхи на морфемном шве избегает только слово samrāj-.

Согласйо пратишакхьям, конечный -т перед у, I, v ассимилируется, давая назализованные варианты этих звуков у, Г, v. Графически, однако, в этой позиции обычно бывает анусвара,

например: sani v^ (вместо sdy ydt), imdņi logam (вместо imdl logam), tvani vŗtrdn (вместо tvdv vŗirdn).

Звук висарга h, как было описано выше, представляет в абсолютном исходе s, s, г. Сандхи, которым подвергается конечная висарга на стыке с гласным или согласным началом следующего слова, зависит от того, какой именно звук она этимологически представляет. Поэтому в данном случае целесообразно исходить не из формы слова в абсолютном конце, а из его этимологической формы.

В конце слова г сохраняется перед последующим гласным или звонким согласным, кроме г, например: pūr asi, piinar ēkas, antdr nadt, dhūr vŗsņas, svār janat. Перед начальным г- следующего слова конечный -г выпадает (геминирование г в ведийском языке недопустимо), вызывая заменительную долготу, например: а tītā rōdasKantār+rčdasi, prata rdtnam< prātdr+rātnam.

Перед начальным глухим согласным -г в принципе переходит в -к, например: a'itdh kŗsņdn<Cantdr + kŗsņdn, antāh sabar-ddghah < antdr + sabardiighah, piinah-punar < piinar + piinar. Наряду с этим действуют частные тенденции большей ассимиляции по отношению к согласным палатального и дентального рядов. Перед с- -г переходит в палатальный сибилянт ģ, а перед t- — в дентальный сибилянт s-, например: рад са<рйг+ са, svāg ca<svdr+ca, gis tribarhisi (I,181,8)<g¥r+tribarhĻyi.

Наши рекомендации