Сложение в сочетании с аффиксацией. Сложение с аффиксацией представляет собой способ образования сложных слов по
Сложение с аффиксацией представляет собой способ образования сложных слов по моделям:
основа слова + (i)интерфикс+ основа слова + s(суффикс), включая нулевой: второй курс →вторОкурсНИК;самлетает→самОлёт∅.
pr(префикс)+ основа слова + i + целое слово: о-плод-о-творить
pr + основа слова + i +основа слова + s:втрúдорога‑в-тр-и-дорог-а (значение слóва ‘в три раза дороже’).
Интерфиксы О, Е, УХ (двухэтажный), ЁХ и пр. как асемантические элементы слова (не имеющие своего словообразовательного или формообразующего значения) лишь сопровождают сложение, но не участвует в нем.
Чаще всего встречается сложение в сочетании с суффиксацией (иногда его называют сложносуффиксальным способом образования). Обычно суффикс материально выражен — разн-о-языч-н(ый), тысяч-е-лет-н(ий), но может быть и нулевым — син-е-глаз-∅(ый), сен-о-кос∅, скал-о-лаз∅. Второй, опорный компонент таких сложных слов грамматически оформляется с помощью суффиксов и сопровождающих их флексий. Почему нулевые суффиксы? Потому что меняется часть речи: косить сено → сенокос∅ (ср. сенокошениj-(e): основа глагола косить переходит в имя существительное; синие глаза синегла∅(ый): основа существительного глаз(а) переходит в имя прилагательное, и показателем такого перехода с иным словообразовательным значением является нулевой суффикс.
Иногда процесс сложения основ проходит в сочетании с префиксацией и суффиксацией. Подобная комбинация словообразовательных средств обычно используется при образовании сложных наречий — в-тр-и-дорог-а, в-пол-∅(интерфикс)-глаз-а (спать вполглáза, то есть быть начеку, осторожным, постоянно просыпаться из-за любого шороха), в-пол--∅(интерфикс)-сил-ы (работать вполсилы, то есть не во всю силу, наполовину).
Очень редко (в основном в глагольном словообразовании) встречается сложение в сочетании с префиксацией — о-плод-о-творить.
Не всякое сложное слово образовано путём сложения! Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего – суффиксов) может быть образовано новое производное слово: водопровод-чик□ от водопровод□; разноголос-иц-а от разноголос(ый). Слова водопроводчик, разноголосица образованы, таким образом, суффиксальным способом, а не сложением.
Универбация. Это способ образования новых слов на базе устойчивых словосочетаний.
В качестве производящей базы обычно используется не всё словосочетание, а лишь основа одного слова. Как правило, выбирается компонент, в котором содержится основная информация — тушен(ое) мясо → тушёнка, грузов(ой) автомобиль → грузовик, мотор(ная) лодка → моторка. В процессе образования данных слов участвуют суффиксы с предметным значением (-к-, -ик-) с морфами –уш(к), юш(к), -яш(к) и др.: однокомнатная квартира →однушка, мультипликационный фильм →мультяшка.В каждом слове они обозначают тот конкретный предмет, который в базовом сочетании определяется именем существительным.
Назовем некоторые семантические группы слов-универбов:
• названия круп и каш в разговорной речи (манка ‑ манная каша, крупа, гречка, овсянка, перловка и т.д.); продуктов: сгущёнка ‑ консервированное сгущённое молоко с сахаром (надпись на этикетке);
• названия помещений по действию, в них совершаемому, или по лицу работающего в нем (сортировка, дежурка, мойка и т.п.)
• официальных бумаг, документов (пенсионка, сопроводиловка, зачётка, т.е. зачетная книжка)
• сокращения наименования в названиях площадей и зданий, больниц и библиотек, выставочных залов (Таганка, т.е. Таганская площадь, Склиф, т.е.больница им. Склифосовского и т.д.)
Их появление и распространение в языке объясняется стремлением носителей языка к экономии речевых средств. Любое слово-универб является более кратким средством выражения, чем соответствующее ему устойчивое словосочетание.
Продуктивность универбации (семантической конденсации) как способа образования новых слов особенно высока в разговорной речи. Оттуда слова-универбы проникают и в кодифицированный литературный язык.
Задание №3
Определить способ словообразования: а) сложение, б) сложение с суффиксацией или в) суффиксация (со словарём!!!). Обозначить производящую базу. Построить словообразовательную цепь. Обозначить морфонологические явления. Например: 1) малозаметно ← малозаметн(ый). Цепь: мал(ый) →мал-о-заметн(ый) →малозаметн-о. Слово малозаметно образовано от производящей основы малозаметн(ый) суффиксальным способом; 2) миномёт ← метать мины. Словообразовательная пара: мет/а/ть → мино-о-мёт∅.Слово миномёт образовано от двух производящих основ мин и мёт с помощью сложения основ и суффиксации (нулевого суффикса ∅). Морфонологические явления: а) чередование Е//О в корне: метать – миномёт; б) интерфиксация О.
миноносец(нести), километровый(метр),злоупотребление(зло), молоковоз (везти), одноклассник(класс).
Задание 4.
Образуйте унивéрбы в разговорной речи: зачётная книжка →зачётка.
платёжная квитанция, зенúтное орудие, подзéмная стáнция (метро), смéнная обувь, индивидуáльное занятие, пивнóй зал.