Способы словообразования

В русском языке постоянно появляются новые слова. Это закономерное явление связано прежде всего с потребностью носителей языка назвать новые предметы и явления действительности, обновить имеющиеся словарные ресурсы за счёт более экспрессивных, более выразительных слов. Процесс образования новых слов на базе имеющихся называется словообразованием.

Словообразование –образование слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксов (значимых частей слова), словосложения и других формальных средств.

Вновь образованные слова называются производными (или мотивированными),а те, от которых образуются новые слова,- производящими.

В зависимости от того, какие языковые средства используются для образования слов в русском языке, выделяются следующие способы словообразования:

1) морфемный –образование слов с помощью сочетания морфем по существующим в языке правилам;

2) морфолого-синтаксический -образование новых слов путём перехода его из одной части речи в другую. Например, в словосочетании «столовая комната» слово «столовая» является прилагательным, а в словосочетании «большая столовая» - существительным;

3) лексико-семантический -расщепление одного слова на два омонима: «чайник» - сосуд для кипячения воды и «чайник» - человек, являющийся новичком в какой-либо области;

4) лексико-синтаксический - слияние словосочетания в одно слово, например: сей час – сейчас; с ума сошедший – сумасшедший.

Основным способом словообразования в русском языке является морфемный способ.

Морфемный способсловообразования имеет следующие разновидности в зависимости от того, какие морфемы используются для образования слов:

1) суффиксальный способ - образование слов посредством суффикса. Этот способ - ведущий в русском словообразовании, например: серебро - серебряный, ночь – ночник, приветливый – приветливость;

2) префиксальный– образование слов при помощи приставок, например: ехать – подъехать, доехать, выехать, уехать;

3) префиксально-суффиксальный способ– образование слов при помощи приставки и суффикса одновременно, например: темно - дотемна, небеса – поднебесный;

4) постфиксальный -образование слов при помощи постфикса, например: брить – бриться;

5) префиксально-постфиксальный –образование слов путём присоединения префикса и постфикса одновременно, например: спать – выспаться;

6) суффиксально-постфиксальный– образование слов путём присоединения суффикса и постфикса одновременно, например: труд – трудится;

7) префиксально-суффиксально-постфиксальный– образование слов путём присоединения приставки, суффикса и постфикса одновременно, например: верить – разувериться;

8) безаффиксный (или безсуффиксный)– образование слов путём отсечения, отбрасывания окончания и суффикса, например: зелёный – зелень, глубина – глубь, уговорить – уговор;

9) сложение– способ образования слов при помощи сложения имеет следующие разновидности:

а) сложение основ слов с помощью соединительных гласных (интерфиксов, например: пылЕсос, телОхранитель Нередко в этом случае участвуют и суффиксы, например: левОбережный;

б) сложение целых слов, например: сапоги-скороходы, шапка-невидимка;

в) сложение части основы слова с целым словом, например: турпоход – туристический поход;

г) сложение слогов или частей слова, например: завуч – заведующий учебной частью;

д) сложение названий начальных букв, например: МГУ - Московский государственный университет;

е) сложение начальных звуков, например: вуз – высшее учебное заведение.

Такие сложносокращенные слова (два последних примера) называются аббревиатурами(от лат. abbreviare – «сокращенно излагать»0. Таким способом образуются только имена существительные.

Различные способы словообразования в русском языке делают нашу речь богатой и экспрессивной, то есть позволяющей передавать самые тонкие эмоциональные оттенки. И всё это возможно благодаря разнообразию оценочных аффиксов, с помощью которых слова получают другую стилистическую окраску. Например, нейтральное слово «дом» с помощью различных аффиксов может приобретать различные оценочные значения: «домик» (уменьшит.-ласк.), «домишко» (пренебреж.), «домище» (увеличит.).

Иногда образование нового слова меняет его стилистическую окраску, привнося иной эмоционально-экспрессивный оттенок или изменяя сферу употребления слова (например, «жилет» и «жилетка» - первое употребляется в книжной речи, второе характерно для разговорной).

Задание 1. Определите способ словообразования в следующих словах:

Безопасность, банковский, безналичка, вирусный, вирусология, вкладчик, загнивание, девятиэтажка, добудиться, компьютерщик, контрмера, кредиторский, малообеспеченный, маршрутка, МРОТ, персоналка, по-христиански, развал, раскрутиться, распродажа, секретарь-референт, системщик, сканирование, творец, турагентство, факс-модем, фирмач, читалка, южане.

Выделяются две группы словообразовательных моделей.

1. Способы словообразования, которые закрепляются за определённым стилем.

Например, способы образования слов книжного и разговорного стиля. В свою очередь, книжные слова делятся на книжно-нейтральные (например, существительные с суффиксом –е(ние), -ость, -аци(ия), -изац(ия): рассмотрение, наследственность, поэтизация, автоматизация), книжно-возвышенные (например, глаголы с приставкой воз-: возгореться, восстать), а также слова, закреплённые за определённым функциональным книжным стилем (например, суффиксы –ит, -ин в научной речи: нефрит, аспирин; приставка анти- в публицистической речи: антигосударственный и т.д).

Среди разговорных слов можно также выделить разговорно-нейтральные, которые постоянно используются в разговорной литературной речи и не воспринимаются в ней как стилистически окрашенные. Однако при перенесении их в иную сферу употребления они приобретают особую окраску разговорности, сниженности (например, кассирша, мелкота и т.д.); сюда же следует отнести и слова, закреплённые за разговорной речью людей определённых профессий (например, ультрафиолет и т.д.).

2.Способы словообразования, которые выражают субъективную оценку автора (уничижительные, возвышенные и др.).

В основном субъективная оценка выражается с помощью слов с оценочными суффиксами: уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными и т.д.

Некоторые суффиксы сами по себе имеют ярко выраженную разговорную окраску. Это суффиксы –к-(тетрадка, гармошка); -ик (ножик); -ль (враль); -ун (хвастун); -ух-(-юх-) (стряпуха); -отн- (толкотня) и др.

Ещё более сниженный характер придают высказыванию суффиксы –уг-

(-юг-) (ворюга), -их- (врачиха), -ех- дурёха и др.

Словообразовательные ресурсы языка широко используются в художественной литературе для оценки, например, существительных в создании образов героев, для выражения разнообразных оттенков значений в оценочных суждениях.

Задание 2.Прочитайте цитаты из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Вспомните, кому из героев принадлежат эти высказывания. Найдите в них слова с эмоционально-экспрессивной окраской. Какую функцию эти слова выполняют в приведённых высказываниях?

1. «Французик из Бордо. Посмотришь, вечерком он чувствует себя здесь маленьким царьком».

2. «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не боле напёрстка, я гладил всё его: как шёлковая шёрстка».

3. «Как станешь представлять к крестишку ли ли к местечку, ну как не порадеть родному человечку».

4. «Будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – то и жених».

Наши рекомендации