Поэтому развитие физических качеств должно обеспечивать их гармоническое развитие в необходимом соотношении.
Используема литература:
- Муравьев В.А., Назарова Н.Н. «Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста»: Методическое пособие. - М: Айриспресс, 2004.-112 с. - (Методика).
- Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного воз раста»: М.: Просвещение, 1985.-271с., ил.
«Развитие интереса у детей дошкольного возраста к профессиям как средство ознакомления с социальным миром»
Егерь Людмила Яковлевна
МБДОУ детский сад общеразвивающего
вида №41 г.Иркутска
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.
Поэтому так важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. Начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет.
Когда-то, очень давно, все профессии можно было сосчитать на пальцах. Сейчас, в наше время, в век великих открытий и компьютерных технологий, существует огромное множество профессий и очень сложно выбрать ту единственную из множества профессий, которая была бы по душе, радовала бы тебя и доставляла огромное удовольствие окружающим тебя людям.
Благодаря рассказам взрослых о профессиях, у ребёнка появляется живой интерес, и формируются реалистичные представления о труде взрослых, уважение к их труду, ведь труд является одним из видов деятельности человека
Поэтому сегодня актуальна такая проблема, как развитие интереса и знакомство с профессиями взрослых.
Работая над этой темой, я столкнулась с тем, что очень мало литературы по ознакомлению детей с профессиями. Изучив и воспользовавшись литературой таких авторов как Алёшина Н.В., Лопатина А.А и. Скребцова М.В., Т.В.Потапова, Шорыгина Т.А. , мной были разработаны перспективные планы работы с детьми старшей и подготовительной группы, куда была включена система занятий, экскурсий.
Кроме специальных занятий по ознакомлению детей с профессиями, с младшей группы ежедневно, в разные режимные моменты ведётся разговор о том, кто заботится о нас, чем заняты люди разных профессий. Я вовлекала родителей в работу по ознакомлению детей с профессиями и так же разработала перспективные планы, куда включала творческие задания и беседы.
Старшая группа (5-6 лет)
Задачи:
1.Расширять у детей знания и представления о профессиях.
2.Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о труде людей;
3.Обогащать словарный запас, развивать связную речь;
4.Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
Игровая деятельность детей:
Сюжетно - ролевые игры:
«Летчики», «Почта», «Школа», «Магазин».
Дидактические игры:
«Фея музыки», «Необходимые предметы», «Что растет в саду».
Настольно-печатные игры:
Настольное лото «Кем быть?», «Играем в профессии».
Применялись следующие методы и приемы:
Беседы о профессиях: дворник, парикмахер, милиционер, учитель, кондуктор, художник, музыкант, шофер, садовник.
Чтение художественных произведений:
сказка М.Скребцовой «Чудесный парикмахер», сказки А.Лопатиной:
«Дворник Матвей», «Добрый милиционер», «Кондуктор и трамвай»;
сказка Н.Абрамцевой «Правдивая история о садовнике»; С.Михалков «А что у вас?»
Наблюдения за трудом взрослых:
Дворник, учитель, повар, продавец.
Творческие задания:
«Хороший дворник», «Моя прическа», «Добрый милиционер», «Портрет учителя», «Хороший кондуктор», «Предметы художника», «Нужный транспорт».
Сочиняем сказку:
«Волшебные предметы», «Волшебные краски».
Рисование:
«Идеальный гараж».
Разучивание стихотворений о профессиях.
Работа с родителями:
интервью родителей об их профессиях (дети берут интервью у своих родителей);
рисунок родителей и детей «Кем работают мои папа и мама»;
оформление папки «Что такое профессии»;
рисунок родителей «Дерево семейных профессий»;
рассказ пап о Защитниках Отечества;
изготовление родителями атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
Использование в режимных моментах:
Занятия, прогулка, утренний прием, самостоятельная деятельность
детей, игровая деятельность детей.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Задачи:
1.Расширять у детей знания и представления о профессиях;
2.Продолжать вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о труде людей;
3.Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь; учить детей давать полные ответы на вопросы;
4.Формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;
5.Продолжать активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
Игровая деятельность:
Сюжетно - ролевые игры:
«Библиотека», «Магазин» (хлебный, обувной), «Ателье», «Почта», «Семья», «Школа».
Дидактические игры:
«Внимательный библиотекарь», «Хозяин обувного магазина», «Спасибо портным», «Колечко счастья», «Волшебник света».
Настольно-печатные игры:
«Все профессии важны», настольное лото «Кем быть?», «Играем в профессии», «Все работы хороши».
Методы и приемы:
Беседы о профессиях: пекарь, сапожник, писатель, художник-иллюстратор, библиотекарь, портной, ювелир, электрик.
Чтение художественных произведений:
Дж.Родари «Чем пахнут ремесла», сказка про писателя Л.Даскаловой, сказка Н.Абрамцевой «Каблучки», сказка М.Скребцовой «Кольцо любви», сказки А.Лопатиной: «Живые книги», «Золотая иголочка», «Волшебные искорки».
Наблюдения за трудом взрослых:
библиотекарь, повар, почтальон.
Экскурсии:
в библиотеку, на почту, на кухню.
Рассматривание картин:
«В библиотеке», «На почте», «В детской поликлинике».
Рисование:
«Сказочные пироги», «Одежда для бумажной куклы», «иллюстрации к любимым произведениям.
Разучивание стихотворений о профессиях.
Письменная работа:
«Спасибо портным».
Творческие задания:
«Портрет писателя», «Лечим книги», «Угадай книгу».
Работа с родителями: помощь родителям в подборе и разучивании с детьми стихотворений о профессиях;
оформление папки «Разговор о профессиях»;
выставка детских рисунков для родителей «Кем я мечтаю стать»;
творческое задание для родителей и детей «Гимн профессий»;
помощь родителей в организации экскурсии в библиотеку;
изготовление книги родителями и детьми - «Я писатель и художник»;
выставка книг для родителей и детей других групп.
Использование в режимных моментах:
занятия, прогулка, утренний прием, самостоятельная деятельность
детей, игровая деятельность детей.
Используемая литература:
1.Лопатина, А. Скребцова, М. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. [Текст]: / Лопатина, А. Скребцова, М. М.Амрита-Русь - 2005.
2.Потапова, Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. [Текст]: / Потапова, Т.В. М. ТЦ Сфера - 2005
3.Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? [Текст]: / Шорыгина, Т.А. М. Издательство ГНОМ и Д. - 2006
«Педагогический проект»
Худина М.Л., Гусельникова О.Н.
МБДОУ «Детский сад №8» г.Верещагино
Пермский край
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Паспорт проекта:
Продолжительность – 1 год;
Взаимоотношения – контакт с семьями;
Интеграция всех ОО и РМ.
Актуальность:
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.
Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения .
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Цель данного проекта: Формирование духовно - нравственного отношения и чувства сопричасности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
v формировать у детей знания о своём родном городе, семье, детском саде и природе родного края;
v воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
v способствовать активному вовлечения родителей в работу по ознакомлению детей с родным городом, семьёй, детским садом, и с природой родного края.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Гипотеза:
v Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни. Наличие НОД является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путанными, отрывчатыми, неполными.
Проблема:
v Как повысить знания детей о своём родном городе, семье, детском саде и о природе родного края.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать:
· Домашний адрес.
· Место работы родителей.
· Место проживания, город, край.
· Предприятия родного города.
· Символику города, достопримечательности.
· Флору и фауну города и края.