Классификация по способу хозяйственной деятельности
Этот критерий позволяет относить конкретные организации социально-культурной сферы к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами. Различают следующие типы хозяйственной деятельности:
А) коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики, главное при этом, извлечение прибыли из производства и реализации конкретной услуги или продукта;
Б) некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации и государства, города, эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни. Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, т.к. предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения (в том числе и малоимущих) к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Результат – убыточность, т.е. неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Эти организации социально-культурной сферы являются либо бюджетными, т.е. часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней; либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций, частных пожертвований и других источников.
В) смешанный тип хозяйствованияпредполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия, осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. Естественно, такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с чисто некоммерческими организациями. Например, образовательные школы – это бюджетные организации, а государственные ВУЗы, в основном имеют смешанный тип хозяйствования.
Вопрос №4. Финансовое планирование деятельности предприятий социально-культурной сферы
Применительно к современным российским условиям, основные источники финансирования можно подразделить на
· Централизованные или государственные (бюджетные);
· Децентрализованные или негосударственные (внебюджетные).
Рассмотрим подробно структуру каждого из этих направлений финансирования.
Основой государственных гарантий сохранения и развития отраслей социально-культурной сферы в РФ является преимущественно государственное финансирование, т.е. главным источником финансовых средств для всей социально-культурной сферы является государственный бюджет, который объединяет федеральный, отраслевой, региональные, местные бюджеты текущего содержания. Большинство организаций социально-культурной сферы без соответствующих бюджетных ассигнований существовать не могут. Одним из основных направлений государственного финансирования предприятий социально-культурной сферы являются государственные субсидии, которые бывают прямые и косвенные. Через прямые субсидии государство стимулирует накопление капитала, финансирует капитальные вложения в отрасли, развитие которых необходимо, но недостаточно прибыльно, например, отрасли культуры и искусства. Косвенное субсидирование осуществляется в основном средствами налоговой и денежно-кредитной политики, а также через механизм монопольно-высоких и монопольно-низких цен. Российское государство ряд учреждений культуры и искусства освободило от налога на прибыль, НДС и других налогов, тем самым, предоставив возможность организациям и учреждениям самостоятельно распоряжаться частью созданного национального дохода и заниматься реализацией конкретных социальных проектов и программ, проводить определенную социальную политику.
К государственным источникам финансирования и поддержки отраслей социально-культурной сферы относятся и выделяемые премии, пособия, гранты, льготные тарифы на транспортные перемещения во время гастрольных туров по России и зарубежом, которыми пользуются различные группы творческих деятелей, выдающиеся представители художественной элиты, преуспевающая в обучении студенческая молодежь, победители различных конкурсов и т.п.
Кроме государственного бюджетного финансирования, крупная часть социальных расходов (около 8% ВВП) проходит по государственным целевым внебюджетным фондам, к которым относятся: пенсионный фонд, фонд социального развития, фонды медицинского страхования и другие.
К децентрализованным или негосударственным (внебюджетным) источникам финансирования относятся:
· Коммерческая деятельность предприятий социально-культурной сферы (платные услуги, страховая деятельность и т.д.);
· Защита авторских прав также обеспечивает серьезный источник пополнения дохода предприятий социально-культурной сферы;
· Самую серьезную роль во внебюджетных источниках выполняют
А) международные проекты и программы, финансируемые из различных Международных благотворительных фондов и банков, в виде научных грантов, премий, стипендий и т.п.
Б) взаимодействие и сотрудничество различных учреждений социально-культурной сферы с обществом и бизнесом в формах спонсорства, благотворительности, патронажа.
Спонсорство в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (1995г) представляет собой разновидность рекламной деятельности и предполагает, что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера. Спонсорство включает целевые субсидии коммерческим фирмам с целью взаимовыгодного сотрудничества с социально-культурными учреждениями путем реализации совместных проектов на основании взаимных обязательств сторон, т.к. учреждения социально-культурной сферы становятся выгодным деловым партнером.
Благотворительность, направленная на социально-приоритетные цели, не предполагает каких-либо финансовых и прочих обязательств со стороны учреждений социально-культурной сферы, получающих поддержку, и выдвигает на первый план нравственный аспект совершаемого действия. Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»(1995 г) не предусматривает конкретных льгот и привилегий участникам благотворительной деятельности. Благотворительная деятельность характеризуется добровольностью, т.е. к благотворительности не относится уплата различного рода обязательных платежей и взносов; и бескорыстностью, под которой понимается оказание поддержки не только на безвозмездной, но и на льготной основе.
Патронаж – покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на долговременной стабильной основе.
· Успеху в поиске дополнительных источников финансирования способствует использование хорошо апробированной за рубежом методики фандрейзинга (с англ. - поиск, добывание средств).
Фандрейзинг является конкретной формой управленческой технологии, позволяющей консолидировать усилия и средства государства, бизнеса и общественности. Это деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств из различных источников на реализацию социально-культурных проектов и программ, не имеющих, как правило, непосредственной коммерческой выгоды. К специальным акциям фандрейзинга относят: приемы и презентации, конкурсы и премии, аукционы знаменитостей, лотереи, обеды, балы, уличные сборы, продажа мест для рекламы и т.д.
Таким образом, мы рассмотрели основные направления формирования доходной части бюджета любой организации социально-культурной сферы.
Расходы на содержание организаций социально-культурной сферы определяются на основе принципов сметного и нормативного планирования. Расчетными единицами служат показатели деятельности предприятий социально-культурной сферы, характеризующие обслуживаемый контингент (количество учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.п.) и время функционирования учреждений социально-культурной сферы в течение года. Определение расходов на предприятиях социально-культурной сферы производится на основании укрупненных нормативов, охватывающих все виды затрат учреждений СКС и ориентирующих работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным и т.п.
Финансовая норма расхода выражает меру удовлетворения конкретной потребности в определенной сумме денежных средств.
Особое значение имеет разработка и внедрение системы минимальных социальных стандартов в РФ, отражающих уровень государственных гарантий в обеспечении населения страны бесплатными и льготными социально-культурными услугами, в соответствии с конституционными нормами о бесплатности образования, здравоохранения, социальной защите наименее обеспеченных слоев населения.
Под государственными минимальными социальными стандартами (ГМСС) понимается установленный в РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах, т.е. ГМСС - это социальные стандарты федерального уровня.
Стандарты и нормы стали разрабатываться с 1993 г. с принятием Законов РФ «О прожиточном минимуме», «О минимальной заработной плате», «О минимальном потребительском бюджете». Эти нормативные документы установили один из важных социальных стандартов: уровень нищеты, бедности, обеспеченности, минимальной заработной платы и т.д.
Социальный стандарт - это уровень удовлетворения совокупности потребностей населения. В названной системе приняты три уровня стандартов: минимальный, средний, рациональный.
Социальные нормы - это единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей, таких как обеспеченность: населения - учреждениями социально-культурной сферы, их услугами; работников этих учреждений - ресурсами, достаточными для их эффективного функционирования.
К основным типам ГМСС специалисты относят:
1. Минимальные доходы в виде минимальной оплаты труда.
2. Минимальные размеры массовых, социальных пособий и выплат.
3. Номенклатуру, перечни и наборы бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы РФ.
4. Перечни контингентов населения, имеющих право на оказание социальной помощи.
5. Стандарты содержания и технологий предоставления социальных услуг.
6. Нормы обеспечения населения социальными услугами.
7. Нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.
Применение стандартов и норм делает расчет бюджетной потребности прозрачным, исключает самостоятельность, лоббирование территориями своих проблем с целью повышения уровня доходов. Она приемлема для всех субъектов Федерации.
Раздел 2. Экономические и организационные механизмы деятельности предприятий и учреждений социально-культурной сферы.