Тема: Экономика здравоохранения и социальной защиты населения. Стратегия и приоритеты развития здравоохранения.

Вопросы лекции:

1. Здравоохранение как отрасль экономики.

2. Услуга здравоохранения и ее характерные черты.

3. Основные положения реформы здравоохранения: цели, задачи, пути реализации

4. Медицинское страхование – сущность, законодательная база, экономико-социальные аспекты

Вопрос №1. Здравоохранение как отрасль экономики.

Общеизвестно, что состояние общественного здоровья рассматривается через характеристику целого ряда показателей. Это, прежде всего, демографическая ситуация, состояние заболеваемости населения, состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состояние сети лечебных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, их деятельность. Для характеристики состояния общественного здоровья используются также критерии экономического характера: доля расходов от ВВП, направляемого на здравоохранение; структура данных расходов (доля на амбулаторную и стационарную помощь, на профилактические мероприятия и другие мероприятия здравоохранения).

В целом, состояние здоровья зависит от:

— биологических, психологических и наследственных свойств человека;

— природных воздействий (климат, погода, флора, фауна и др.);

— состояния окружающей среды (загрязнение химическими, физическими, биологическими агентами и др.);

— социально-экономических, политических и прочих факто­ров, обычно действующих через условия труда и быта;

— состояния служб здравоохранения, кадров, уровня меди­цинской науки.

Таким образом, здоровье и болезни опосредованы через социальные условия и социальные факторы.

Исследования, проведенные как у нас в стра­не, так и за рубежом, показали, что состояние здоровья опреде­ляется факторами образа жизни, т. е. труда и быта (от 50 до 55%), окружающей средой от 20 до 25%; генетическими факторами – от 15 до 20%; и организацией медицинской помощи – от 10 до 15%.

Все эти медико-демографические и экономические показатели ставят перед системой здравоохранения России определенные проблемы. Это

1) политические – формирование законодательной базы; лоббирование интересов здравоохранения в органах власти и управления и др.;

2) медицинские – это проблемы высокой смертности, роста инфекционных заболеваний, заболеваемость новорожденных, здоровье школьников и многие другие;

3) финансово-экономические – недостаточность бюджетного финансирования, неэффективное использование средств ОМС, ДМС, и иных источников финансирования;

4) организационно-управленческие– это проблемы восстановления разумной вертикали управления системой здравоохранения; разграничение полномочий между Федеральным центром и Субъектами Федерации; смещение акцентов в оказании медицинской помощи со стационаров на амбулаторно-поликлиническое звено и другие.

Таким образом, круг этих проблем показывает, что здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда и т.д. Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. С одной стороны, экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно отражаются на состоянии здоровья населения. С другой стороны, здоровье населения – это способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил. Все эти проблемы рассматривает экономика здравоохранения – отраслевая экономическая наука, которая изучает действие экономических законов в конкретных условиях производства и потребления медицинских услуг, а также условия и факторы, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей общества в медицинском обслуживании и охране здоровья населения при определенном уровне ресурсов.

Воз­никновение новой научной дисциплины — экономики здравоох­ранения обусловлено:

— формированием здравоохранения как крупнейшей отрас­ли народного хозяйства, что связано с ростом спроса на меди­цинские услуги;

—необходимостью рационального планирования и эффек­тивного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народно­го хозяйства;

—особым местом здравоохранения в системе общественно­го производства как ресурсосберегающей отрасли;

—повышением экономической значимости системы здраво­охранения в сохранении и укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.

Цель экономики здравоохранения — изучение экономичес­ких отношений, хозяйственных (производственных) контактов, складывающихся между людьми в процессе обеспечения меди­цинской деятельности.

Предметом исследований экономики здравоохранения явля­ются экономические отношения в сфере здравоохранения.

Основные задачи экономики здравоохранения:

—определение роли и места здравоохранения в системе об­щественного производства;

—расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;

—изучение тенденций в изменении структуры здравоохране­ния;

—расчет и оценка экономической эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы учреждений здра­воохранения;

—оценка экономической эффективности новых организаци­онных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозамещающие технологии, диагностические центры и др.);

—экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;

—разработка и оценка эффективных форм оплаты труда ме­дицинских работников;

—расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работни­ков (врач и средний медицинский работник, врачи и работники немедицинских специальностей);

—подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.

В экономике здравоохранения применяются следующие методы исследования:

—математико-статистический метод, позволяющий оце­нить количественную и качественную связь между медико-диаг­ностическими и профилактическими процессами;

—балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соот­ношение между лечебными, диагностическими и реабилитаци­онными процессами;

—экспериментальный метод, позволяющий отработать наи­более эффективные меры по улучшению качества здоровья на­селения и хозяйствования органов и учреждений здравоохране­ния.

Экономика здравоохранения тесно связана с экономикой страны в целом. Это взаимодействие, прежде всего, касается проблем влияния здоровья населения и здравоохранения на разви­тие народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей; а также влияния экономики отдельных отраслей на здоровье насе­ления.

Это значит, что экономика здравоохранения — отраслевая экономическая наука, которая изучает взаимодействие здраво­охранения с экономикой народного хозяйства, формирование, распределение и использование в здравоохранении материаль­ных, трудовых 'и финансовых ресурсов.

Здравоохранение влияет на развитие экономики народного хозяйства через сохранение здоровья населения (снижение сме­ртности, особенно в трудоспособном возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей, заболеваемости и инвалиднос­ти, увеличение средней продолжительности жизни).

Важнейшие направления развития экономики здравоохране­ния:

—определение видов, объемов медицинских услуг с органи­зационно-правовым обеспечением;

—экономическая оценка эффективности использования ре­сурсов здравоохранения;

—финансовое обеспечение деятельности ЛПУ с экономичес­ким его обоснованием;

—экономическая оценка профессиональной деятельности работников здравоохранения;

—отработка экономических методов хозяйствования с уче­том особенностей здравоохранения;

—разработка системы менеджмента и маркетинга, включая отработки действенных форм пропаганды новых методов лечеб­но-профилактической деятельности.

Экономика здравоохранения включает в себя следующие разделы:

- макроэкономические проблемы здравоохранения;

-рынок медицинских услуг, его характеристика (конкуренция, реклама медицинских услуг как товара общественного и инди­видуального);

- эволюция систем оплаты медицинских услуг (оплата из карма­на потребителя, страховые методы, бюджетное финансирова­ние), преимущества и недостатки каждого метода;

-финансирование здравоохранения, оценка необходимых объе­мов финансирования здравоохранения, планирование, источ­ники финансирования при различных системах оплаты услуг здравоохранения;

-методы распределения финансовых и других ресурсов, сочета­ние централизованных и децентрализованных методов финан­сирования;

- проблема принятия экономических решений в сфере здраво­охранения;

-микроэкономика здравоохранения, спрос и предложение на рынке медицинских услуг, их регулирование в рамках полити­ки сдерживания расходов;

-экономический анализ, причина дефицита или перепроизвод­ства медицинских услуг;

-система цен на медицинские услуги в России, методология це­нообразования в здравоохранении;

-организационно-правовые формы медицинской деятельности (коммерческие и некоммерческие организации);

-оплата труда медицинских работников, использование экономи­ческих методов повышения эффективности их деятельности;

-маркетинг и менеджмент в здравоохранении, и другие вопросы.

Вопрос №2. Услуга здравоохранения и ее характерные черты.

Экономические особенности медицинских услуг могут быть сведены в три большие взаимообусловленные классификацион­ные группы.

Первую группусоставляют особенности услуг здраво­охранения, связанные со спецификой проявления самого резуль­тата профессиональной деятельности лиц, занятых в рассматри­ваемой нами области человеческой деятельности.

Что это за особенности?

1. Результат профессиональной деятельности в здраво­охранении, как правило, воплощен в самом человеке,. Матери­альные услуги—скорее исключение для здравоохранения (на­пример, это рентгеновские снимки, электрокардиограммы, ре­цепты, на которых зафиксировано клинико-диагностическое мышление врача и которые, будучи выписаны, начинают, по­добно книгам, жизнь, независимую от воли и сознания автора, и т.д.).

2.Услуга, как отраслевой результат здравоохранения, все­гда носит индивидуальный характер. Хотя само оно имеет дело с миллионами людей, в здравоохранении нет не только массово­го, но и мелкосерийного производства. Нельзя также произвес­ти (оказать) услуги здравоохранения заранее, так сказать, впрок, а затем дождаться возникновения спроса и реализации этого сво­еобразного товара. На рынок услуг здравоохранения «выносятся» отнюдь не сами услуги, а лишь информация о тех услугах, которые мо­гут быть оказаны пациентам.

Потребление значительного числа услуг здравоохранения во времени совпадает с их производством. Индивидуальность оказания услуг здравоохранения и творческий характер многих форм медицинской деятельности приводит к тому, что необходимый результат (эффект) зачастую может быть достигнут лишь действиями достаточно ограниченного круга специалистов или даже действиями одного человека. Поэтому данная особенность проявления результата в здравоохранении приводит к тому, что местный (локальный) рынок услуг здравоохранения гораздо чаше и значительно легче смыкается со своей противоположностью — мировым рынком.

3. Рассматриваемый нами результат, несмотря на всю свою индивидуальность, может быть разнообразным по своему фи­зическому объему. В связи с этим в здравоохранении реально осуществление различных вариантов. Мы можем представить себе врача, который имеет дело только с одним пациентом, — личный врач какой-нибудь знаменитости. В этом случае резуль­тат его труда будет индивидуален в буквальном смысле. Впро­чем, для поддержания собственной квалификации и этому вра­чу, очевидно, необходимо будет иметь более обширную прак­тику.

Семейная медицинская сестра, исходя из многопланового характера своих функций, должна добиваться получения адек­ватных потребностям результатов уже в более широком физи­ческом объеме, имея дело с рядом индивидуумов разного возра­ста (как правило, начиная с детей школьных лет) и социального положения. Оказывая помощь каждому члену семьи с учетом конкретных условий, семейная медсестра может добиться жела­емого эффекта, только решая широкий круг профессиональных задач. Она должна быть также компетентна в вопросах плани­рования семьи, воспитания детей, психологии и физиологии раз­вития ребенка, проблем преодоления стрессов и эмоциональных барьеров, сексуального поведения, знаний гериатрии и т.п.

4. Результат здравоохранения имеет сложную структуру и может распадаться на много подрезулыпатов (или квазиререзультатов). Отсюда следует важность осознания того, что для достижения общего результата – здоровья – необходимы усилия как врачей узких специалистов, так и врачей общей практики, а также и других категорий работников здравоохранения.

При этом целесообразно остановиться на самом понятии здо­ровья как результата медицинской деятельности.

Укрепление здоровья населения является не только необхо­димым, по и, быть может, единственно возможнымунивер­сальным показателем получения определенного положительно­го результата труда работников здравоохранения в форме полезного эффекта. Здоровье определяется рядом демографи­ческих и других факторов. Оно характеризуется несколькими основными группами показателей. К первой группе относятся такие демографические показатели, как численность населения, его состав, рождаемость, смертность, естественный прирост и др. Вторую группу составляют показатели заболеваемости на­селения. И в третью группу входят показатели физического раз­вития отдельных групп жителей. Многие конкретные методы оценки результата врачебной деятельности и соответственно здоровья населения основаны на определении ряда показателей лечебно-профилактического характера, которые непосредствен­но и более тесно связаны с трудом медицинских работников.

5. Результативность в здравоохранении напрямую не связа­на с величиной затрат.

6. Результат разнообразен по сроку проявления и необходи­мости повторного воздействия. Диапазон этого разнообразия может быть весьма значителен: от мгновенного достижения ре­зультата, как это бывает, например, при снятии болевых ощу­щений, и до долговременных, зачастую мучительных, повторя­ющихся с определенной периодичностью врачебных воздей­ствий, которые только в своей совокупности могут привести к достижению поставленной цели.

7. Характер расчетов за достигнутый результат (оказан­ную услугу) также может быть различным. Это и прямая оп­лата, и оплата через бюджетные средства, и оплата из фондов, формирующихся в страховыхорганизациях.

Вторая группаопределения особенностей услуг здраво­охранения связана с выражением количественных характерис­тик ее стоимости. Здесь важно выделить несколько моментов:

1. Услуга может предоставляться как в товарной (и имен­но в этом случае она начинает обладать стоимостными пара­метрами), так и во внетоварной форме. Товарный характер услуг здравоохранения, а, следовательно, и первоначальный рынок медицинских услуг возник уже в эпоху древних цивили­заций (6—8 тыс. лет назад). С появлением эквивалента стоимос­ти товарные отношения в здравоохранении трансформировались в товарно-денежные, которые являются господствующими в отрасли и сегодня, хотя еще отец медицины Гиппократ советовал врачу, чтобы тот «не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращалвнимание не на обилие средств у больного и на их уме­ренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную па­мять выше минутной славы».

2. определение величины стоимости услуг здравоохранения может иметь несколько вариантов, при выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплекс­ной клинико-экономической задачи. -

3.стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная, данная раз и навсегда величина. На­оборот, она имеет тенденцию к изменению, причем чаще в сторо­ну увеличения (особенно, при длительном лечении).

4, Возможно, несмотря на всю неопределенность и непред­сказуемость лечебно-профилактического процесса, создание эко­номических нормативов, включающих ряд взаимозависимых натуральных, стоимостных и относительных показателей и по­зволяющих, хотя бы ориентировочно, определить, во что обой­дется предполагаемый процесс лечения или охраны здоровья.

Третья группаособенностей связана с процессом оказания (производства) услуг здравоохранения.

К этим особенностям целесообразно отнести следующие черты:

1. Наличие большого количества инвесторов (пациент, се­мья, предприятие, работодатель, общественные организации, включая конфессии, страховые компании, государство и меж­дународные структуры), оплачивающих процесс оказания ус­луг. Только совместное использование различных инвестицион­ных ресурсов позволяет сделать процесс оказания услуг здраво­охранения непрерывным, качественным и эффективным.

2. Многообразие хозяйственных связей, которые проявляют­ся в ходе оказания медицинских услуг и без наличия которых не мыслится деятельность современного, подвергшегося значитель­ной индустриализации здравоохранения.

3. Зависимость хода оказания услуги здравоохранения от местных природно-климатических условий, которые могут пре­пятствовать или, наоборот, быть благоприятными для осуще­ствления процесса лечения или профилактики различных забо­леваний.

4. Наличие активной взаимосвязи, по линии «врач—пациент». В процессе оказания услуг здравоохранения используются все известные методы воздействия на предмет труда: механические, физические, химические, биологические, социально-психологи­ческие. Пациент же, как объект медицинского воздействия, обладает наибольшей активностью, которая mo же может быть направлена как во вред ему, так и на благо. При этом в необходимых случаях сознательная активность пациента отклю­чается (наркоз, гипноз).

5.Возможность территориальных перемещений в процес­се оказания услуг здравоохранения также отличает отрасль от многих видов деятельности в сфере материального производства, где процесс создания благ, как правило, территориально проис­ходит в одном определенном месте.

6.В процессе оказания услуг здравоохранения существует возможность ограничения усилий достижением промежуточно­го результата с последующим возобновлением оказания услуги при соответствующем изменении условий осуществления этого процесса.

7. Длительность процесса оказания услуги здравоохране­ния может быть разной. В целом же она охватывает всю жизнь, а в определенных случаях даже выходит за рамки пределов жиз­ни конкретного человека.

Экономика здравоохранения проводит экономический анализ:

— влияния показателей здоровья населения на общественное, производство;

—экономического эффекта ликвидации определенных заболеваний;.

— стоимости лечебно-профилактической деятельности;

— экономической эффективности профилактических мероп­риятий;

—использования материально-технической базы здраво­охранения и выявления ее внутренних ресурсов.

Различают следующие виды эффективности здравоохранения:

1. Медицинская эффективность — это степень достиженияпоставленных задач в области профилактики, диагностики, леченияи реабилитации.

2. Социальная эффективность – оценка улучшения здоровья населения.

3. Экономическая эффективность - прямые и косвенные по­казатели влияния здравоохранения на экономику страны за счет улучшения показателей здоровья населения и проведения профилактических мероприятий.

Вопрос №3. Основные положения реформы здравоохранения: цели, задачи, пути реализации

В системе здравоохранения в разные годы Министерством здравоохранения СССР проводился целый ряд попыток изменить механизмы управления отраслью в рамках прежнего правового пространства.

Предпринимались функциональные реорганизации отрасли и изменения управления в форме введения всеобщей диспансеризации, т.е. полного охвата профилактическим медицинским наблюдением всего населения страны. Коренным образом изменялись принципы деятельности медицинских учреждений в сторону усиления амбулаторного сектора. Однако, по мнению некоторых авторов, эти мероприятия нанесли значительный ущерб здравоохранению страны.

Попыткой структурной реорганизации системы здравоохранения, ее финансирования и управления в середине 80-х гг. ХХ века, являлось внедрение нового хозяйственного механизма (принципов полного хозяйственного расчета). На территории трех областей РФ (Ленинградской, Кемеровской, Куйбышевской) был организован эксперимент по его внедрению. Положительным было предоставление возможности дифференцированной оплаты труда в зависимости от трудового вклада, более высокий уровень организации деятельности лечебного учреждения в виде территориального медицинского объединения, новые возможности управления, разработка медико-экономических стандартов и т.д. К отрицательным результатам эксперимента относится так называемый перекос отраслевых внутриэкономических отношений, т.е. при сохранении прежних принципов финансирования отрасли, не исчезло жесткое государственное влияние на отрасль, отсутствие альтернативных вариантов деятельности привели к трудностям управления деятельностью лечебных учреждений, связанных с отсутствием механизма правового регулирования. В результате возникла острая необходимость избрать новую стратегию реорганизации отрасли и законодательно обеспечить новые экономические механизмы ее деятельности, отрегулировать механизмы управления. Начало этому процессу положено в 1991 году, когда был принят Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР».

Конкретные условия состояния общества диктуют способы решения проблем здравоохранения. Изменяющиеся общественные отношения создают условия для существования различных типов систем здравоохранения.

Современная социальная медицина выделяет три типа систем здравоохранения: государственная, страховая, частная. Среди критериев такого разделения (собственность, право распоряжения ею, механизмы регулирования и управления системой) наиболее важным является источник используемых здравоохранением финансовых ресурсов. По этому признаку можно выделить смешанную систему здравоохранения, которая использует все возможные источники финансирования.

В ми­ровой практике известны три следующие основные модели органи­зации финансирования здравоохранения:

· платная медицина (действу­ющая на рыночных принципах с использованием системы частного медицинского страхования);

· государственная медицинская помощь с бюджетной системой финансирования;

· организация здравоохране­ния на принципах социального страхования и многоканальной сис­темы финансирования отрасли.

В первой модели основным инструментом удовлетворения по­требности в медицинской помощи является рынок услуг. Ту часть этой потребности, которая не удовлетворяется рынком (малообеспечен­ные слои общества, пенсионеры, безработные), обеспечивает госу­дарство за счет развития программ здравоохранения.

Во второй модели главным поставщиком и покупателем меди­цинских услуг выступает государство, гарантирующее удовлетворе­ние массовых потребностей в ней. Рынку же отводится малозначи­тельная периферийная роль в предоставлении лечебно-профилакти­ческой помощи под контролем государственных органов. Основным источником финансирования здравоохранения является государ­ственный бюджет (налоги).

Третья модель финансирования здравоохранения опирается на сочетание возможностей рынка и государственного регулирования с широким использованием механизма социальной защиты граждан и общественной солидарности в рамках социального медицинского страхования. При этом государство играет роль гаранта в удовлетво­рении общественно необходимых потребностей граждан в медицин­ской помощи вне зависимости от уровня доходов, на базе рыночных принципов оказания услуг. Роль свободного рынка проявляется в удовлетворении потребностей в медицинской помощи сверх гаран­тированного государством уровня с обеспечением свободы выбора и суверенитета потребителей

Основным принципом построения любой системы здравоохранения является сохранение равновесия 3-х главных составляющих: населения, как потенциального потребителя медицинской помощи; медицинских учреждений и плательщиков за оказанную медицинскую помощь.

Любая система здравоохранения имеет цель –оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Создаваемая в России рыночная экономика, поставила систему здравоохранения, основанную на распределительных экономических принципах, в ситуацию, когда ее дальнейшее функционирование чрезвычайно затруднено, а коренная реорганизация требует дополнительных ресурсов, которых нет в условиях переходного периода. Поэтому очевидны и задачи,которые необходимо решить в процессе реформированияздравоохранения:

· создание новой законодательной базы здравоохранения;

· выработка механизмов адаптации системы здравоохранения к работе в новых условиях;

· приведение в соответствие механизмов взаимодействия здравоохранения с экономикой страны;

· разработка механизмов финансового взаимодействия в здравоохранении;

· разработка и внедрение организационных принципов функционирования учреждений здравоохранения в новых условиях.

В качестве основного пути реализации этих задач на современном этапе развития общества из нескольких моделей законодательно взята за основу развития системы здравоохранения модель медицинского страхования.

Российская реформа здравоохранения носит характер структурно-функциональной реорганизации отрасли. Ее цель – организация оказания медицинской помощи, доступной населению страны, на основе фундаментальных преобразований финансирования, с привлечением иных, помимо государственных, финансовых ресурсов (в т.ч. и финансовых средств населения), преобразований правовых основ отрасли, направленных на демократизацию управления, внедрение современных медицинских технологий, развитие конкуренции, основанной на свободном выборе пациентом лечебно-профилактического учреждения и врача.

В настоящее время здравоохранение как система лечебно- профилактических, противоэпидемических, реабилитационных медицинских мер, учреждений государственной и муниципальной собственности имеет отраслевую структуру, совокупность деятельности структур – элементов системы. Она включает следующие подотрасли:[1]

1. лечебно–профилактиктическую (амбулаторно-поликлинические больницы, диспансеры и др.); медицинскую помощь женщинам и детям;

2. санитарно-противоэпидемическую; медицинско–фармацевтическую промышленность, аптечные учреждения и предприятия;

3. медицинское образование и медицинскую науку – высшие и средние медицинские и научно-исследовательские учреждения;

4. санаторно-курортные учреждения;

5. патологоанатомическую, судебно-медицинскую и судебно-психологическую экспертизы;

6. обязательное медицинское страхование (ОМС).

Указанные организации (виды учреждений) составляют основу системы медицинской помощи, оказываемой за счет государства (федеральный уровень) и муниципальных (региональных, местных) органов и учреждений, организаций ОМС. К этой системе добавляется все более расширяющаяся и укрепляющаяся система частных медицинских учреждений и медицинских учреждений общественных организаций, фондов, религиозных концессий. Все они в совокупности составляют общественную систему здравоохранения.

Многофункциональный, надотраслевой федеральный орган исполнительной власти, координирующий разнообразные виды деятельности в социальной сфере - Министерство здравоохранения и социального развития. Функциями данного органа является правовое регулирование деятельности в данной сфере, а также разработка и предоставление в Правительство Российской Федерации проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

· здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность; качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;

· курортное дело;

· санитарно – эпидемиологическое благополучие;

· уровень жизни и доходов населения; оплата труда; пенсионное обеспечение;

· социальное страхование; условия и охрана труда;

· социальное партнерство и трудовые отношения;

· занятость населения и безработица; трудовая миграция;

· альтернативная гражданская служба;

· социальная защита; демографическая политика;

· защита прав потребителей;

Схема обеспечения деятельности в медицинской сфере представлена на рисунке 1.

Тема: Экономика здравоохранения и социальной защиты населения. Стратегия и приоритеты развития здравоохранения. - student2.ru

Рис.1. Схема обеспечения медицинской деятельности.[2]

Политическое обеспечение заключается в принятии политического решения, определяющего принципы, направления, виды, способы и механизмы медицинской деятельности; в разработке и принятии соответствующей политическому решению нормативной базы; в организации и осуществлении контроля, в том числе и социального, за исполнением законов и принятых решений.

Экономическое обеспечение связано с определением источников финансирования медицинской деятельности, определением способов привлечения инвестиций, механизмов распределения финансовых ресурсов, механизмов прохождения денег от источника к потребителю, формированием адекватной инфраструктуры финансового обеспечения, разработкой и использованием принципов и механизмов оплаты труда медицинских работников.

Кадровое обеспечение подразумевает разработку номенклатуры специальностей, подготовку и переподготовку кадров, повышение квалификации персонала, сертификацию и лицензирование, профессиональную защиту персонала, защиту профессиональных интересов работников.

Организационное обеспечение заключается в социально-политической ориентированности, выражающей требования, вытекающие из научно обоснованного содержания и характера политики государства в отношении медицинской деятельности; в социально-технологической компетентности – достаточной, соответствующей установленным стандартам осведомленности работников, занимающихся медицинской деятельностью; в формировании соответствующей потребностям населения инфраструктуре, организационно-правовых форм и номенклатуры медицинских организаций.

Научное и инновационно-техническое обеспечение заключается в разработке, научном обосновании и внедрении методов лечения и профилактики заболеваний, современных технологий диагностики и лечения, современных лекарственных средств.

Информационное обеспечение подразделяется на информационное обеспечение собственно деятельности и внешнее информационное обеспечение деятельности.

Материально-техническое обеспечение предусматривает лекарственное обеспечение и решение всех вопросов, связанных с ним; наличие медицинской техники, инструментов, оборудования, инвентаря, расходных материалов, предметов медицинского назначения, обеспечение его бесперебойного функционирования и своевременного обновления; обеспечение мягким и твердым инвентарем, транспортом; обеспечение содержания и обслуживания зданий и сооружений – мест медицинской деятельности.

Суть медицинской деятельности – взаимодействие врача и пациента. Именно врач и пациент в современных условиях становятся центральными фигурами, а государство через систему здравоохранения должно создавать и поддерживать политические и организационно-экономические условия, обеспечивающие эффективность данного взаимодействия.

Вопрос №4. Медицинское страхование – сущность, законодательная база, экономико-социальные аспекты

Как было отмечено, в основе реформы российского здравоохранения лежит идея перехода к модели медицинского страхования.

Медицинское страхование –это вид социального страхования, форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Цель медицинского страхования –обеспечение гарантии гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование мероприятий по профилактике заболеваний. Медицинское страхование осуществляется в двух формах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование (ОМС)- государственное социальное страхование, обеспечивающее всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Добровольное медицинское страхование (ДМС)обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских или иных услуг сверх установленных программами ОМС.

Объектом медицинского страхованияявляется страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении у отдельных граждан страхового случая (заболевание, травма, отравление).

В качестве субъектов страхования выступают: гражданин, страхователь, страховщик, медицинская организация.

Страхователем при ОМС в РФ являются:

· для работающего населения – предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся ИТД, т.е. работодатели;

· для неработающего населения – органы государственной власти и местного самоуправления.

Страхователями при ДМС выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью и (или) предприятия и организации, предоставляющие интересы граждан.

Страховщиками выступают страховые организации – юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебные учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую помощь индивидуально.

Медицинское страхование может осуществляться по принципу солидарности и по накопительному принципу. Принцип солидарности подразумевает ответственность и затраты всего общества за охрану здоровья каждого индивида. При его реализации страховые взносы аккумулируются в специальных государственных фондах. За сбор и расходование средств этих фондов несет ответственность государство, обеспечивая при этом территориальное выравнивание как возможностей использование финансовых ресурсов страхования, так и объемов и качества оказываемой медицинской помощи. Страховые взносы в этом слу

Наши рекомендации