Формирование базовой культуры личности – основа содержания воспитания в сфере физической культуры
Воспитание является неотъемлемой частью тренировочного процесса, но в то же время оно обладает определенной автономностью. Воспитание, возможно, наиболее традиционная и наиболее спорная область педагогики. Причем, острота дискуссий здесь не ослабевает при переходе от теории к практике и наоборот. Один из наиболее спорных вопросов – содержание воспитания.
Содержание воспитания отражает его цель и задачи и направлено на их достижение. Традиционно многие десятилетия в отечественной педагогике выделяют умственное, нравственное, трудовое и политехническое, эстетическое, физическое воспитание, взаимосвязанные в целостном педагогическом процессе. Данный подход находит отражение и в современных учебниках по педагогике И.П. Подласого [26], Н.В. Бордовская и А.А. Реан [2].
При таком подходе внимание акцентируется скорее на процессе, а не на результатах этой деятельности.
Вызывает интерес определение содержания воспитания как формирование базовой культуры личности, предложенное О.С. Газманом и А.В. Ивановым [7, 8].
Базовая культура личности понимается ими как комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой и национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности. Авторы выделяют следующие направления базовой культуры:
· культура жизненного самоопределения;
· культура семейных отношений;
· экономическая культура и культура труда;
· политическая, демократическая и правовая культура;
· интеллектуальная, нравственная культура и культура общения;
· экологическая культура;
· эстетическая и художественная культура;
· физическая культура.
Предложенный культурологический подход к воспитанию нашел свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС). Во ФГОС требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования представлены в понятиях культурологического подхода. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, – главная цель развития отечественной системы школьного образования.
Например,
1. Воспитание российской гражданской идентичности:
· патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
· осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
· воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.
3. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества [38].
В рамках данного подхода описано содержание воспитания в тренировочном процессе в Концепции подготовки спортивного резерва в РФ – создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного, патриотического воспитания и успешной социализации в обществе.
При изучении установки как готовности к определенной активности М. Смитом была определена трехкомпонентнаяструктура установки:
1. Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).
2. Эмоциональный компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.
3. Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.
В дальнейшем в отечественной педагогике данную структуру стали широко использовать для описания различных сторон культуры личности, в том числе, в культурологическом подходе. Например, как сложная интегральная характеристика личности нравственная культура имеет свою структуру, в которой выделяют:
· когнитивный компонент (сформированность знаний о нравственности, нравственных нормах, качествах личности);
· эмоциональный компонент (принятие человеком норм общества);
· поведенческий компонент (реализация нравственных норм в поведении);
· результирующий компонент (уровень развития нравственных качеств и поведение позволяет человеку жить в гармонии с собой и другими людьми).
Занятия спортом в связи с большой социальной значимостью, как для спортсмена, так и для его окружения являются важным фактором, способствующим формированию базовой культуры личности.
1.4.2 Формирование культуры жизненного самоопределения
(самовоспитания)
Психолого-педагогические условия, влияющие на формирование культурыжизненного самоопределения
Центральным звеном базовой культуры авторы считают культуру жизненного самоопределения,которая характеризует человека как субъекта собственной жизни. В самоопределении главным компонентом является выработка позиции творца, преобразующего себя.
Спортивная деятельность обладает большими возможностями для проявления и формирования творческих способностей человека. Этим определяется его эвристическая ценность. В процессе соревнований возникают сверхсложные ситуации, требующие проявления интеллектуальных способностей на фоне больших физических и эмоциональных нагрузок. А стремление к высокому спортивному результату предполагает необходимость самовоспитания, самосовершенствования, самопреодоление. На это в свое время обратил внимание П. де Кубертен. Развивая идею совершенствования идеального, гармонично развитого человека, П. де Кубертен и пришел к мысли о возрождении Олимпийских игр и Олимпийского движения, участники и организаторы которого ставят своей основной целью использование спорта в целях гуманистического воспитания и совершенствования личности. «В олимпизме, – писал Кубертен, словно в пучке солнечных лучей, собраны все те принципы, которые способствуют совершенству человека» [31].
«Главное не победа, а участие. Велика победа, но более велико благородное соревнование». Этот принцип содержит одну из главных идей олимпизма: целью спорта следует считать не победу над соперником, а победу над собой, выраженную в продвижении к совершенству. Каждый шаг к совершенству – это улучшение соревновательного достижения и, именно, в этом подлинная победа, победа над собой, прежде всего. Соревнование, особенно, с сильным соперником – сильнейший стимул для мобилизации способностей и наиболее полного их проявления. Стремления соперников проявить свои способности в благородном соревновании друг с другом, взаимно стимулирует их на продвижение к совершенству. Великое мастерство защиты одного спортсмена (команды) стимулирует проявление великого мастерства атаки его соперником. И этот процесс цикличен, и каждый цикл поднимает мастерство соревнующихся на новый, более высокий уровень, реализуя стремление спортсменов и воплощая смысл, вложенный Кубертеном в понятие «олимпизм» [1].
В процессе спортивной деятельности сверхзадачей тренера является перевести механизм совершенствования спортсмена в механизм самосовершенствования. Юный спортсмен должен стать не только субъектом своей деятельности, а в будущем и творцом собственной жизни. В этом случае тренер выступает еще и как акмеолог – специалист в области организации профессионального самосовершенствования человека.
Самосовершенствование учащихся связано развитием самостоятельности.
Самостоятельность – это осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев – и взятие на себя ответственности за дела и поступки.
Формирование самостоятельности в учебной и общественной деятельности проходит ряд этапов, на каждом из которых уровень проявления самостоятельности различен.
Первый этап – самостоятельность школьника проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано одним учителем или совместно с учениками.
Второй этап – самостоятельность проявляется как в исполнении, так и в самоконтроле за выполнением упражнения.
Третий этап – к исполнению и самоконтролю добавляется и возможность самому планировать свою деятельность.
Четвертый этап – самостоятельность достигает высшего уровня развития и выражается уже в проявлении учениками творческой инициативы, т.е. в самостоятельной постановке целей и выборе способов их достижения [14].
Развитие самостоятельности у детей идет вместе с развитием самосознания.