Ориентации как основа базовой культуры личности.

1.Основу культуры личности составляет ее отношение к общечеловеческим ценностям. Термин «ценность» исполь­зуется для указания на человеческое, социальное и куль­турное значение определенных явлений действительности. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т.д. Способы икрите­рии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как субъективные ценности, выступая ориентирами деятельности человека. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений.
Предметные и субъективные ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру. В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми.
Каждая исторически конкретная общественная формация характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает, в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксиро­ваны те критерии, которые признаются данным обществом и социальной группой. Усвоение этих критериев на лично­стном уровне составляет необходимую основу формирова­ния личности и поддержания нормативного порядка в об­ществе.
Системы ценностей формируются и трансформируются в разные периоды жизни общества. Ценности отличаются своей направленностью. Некоторые из них сохраняют свое значение в разные исторические периоды. Так, эстетиче­ские ценности античности остались значимыми и после ги­бели породившей их цивилизации. Гуманистические и де­мократические идеалы эпохи Просвещения также сохранили
свою значимость.
Важным элементом ценностных отношений в обществе является система ценностных ориентации личности.
Ценностные ориентации - отражение в сознании чело­века ценностей, признаваемых им в качестве стратегичес­ких жизненных целей и общих мировоззренческих ориен­тиров.
Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных, ориентации обеспечивает устойчивость личности, преем­ственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию, личности. Основное содержание ценностных ориентаций — политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они определяют направленность волевых уcилий, внимания, интеллекта.
Развитие ценностных ориентаций - признак зрелости личности, показатель меры ее социализации. Устойчивая совокупность ценностных ориентации обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и принципов, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели.
Противоречивость в ценностных ориентациях порожда­ет непоследовательность в поведении. Неразвитость цен­ностных ориентации - признак инфантилизма[23].
В современном мире существуют различные системы ценностей.
Например, системы ценностей, характерные для фран­цузского общества: религиозные (благотворительность, са­мопожертвование, целомудренность и др.); личностные, созданные человеком, - экономические (право на труд, свободный выбор профессии, защиту от безработицы, справедливое вознаграждение и др.), демократические (чувство дружбы, право быть свободным от дискримина­ции по признаку расы, национальности, пола, языка, рели­гии, происхождения и др.), здорового карьеризма (в луч­шем смысле этого слова), социальные (право на уровень жизни), политические (стремление к власти, влиянию на других), эстетические (чувство прекрасного и т.д.).
Американская исследовательница П. Уайт выделяет «гражданские добродетели»: надежду и уверенность, мужество, самоуважение и самопочитание, дружбу, доверие, честность, порядочность, воспитание гражданственности[24].
К общечеловеческим ценностям гуманистическая педа­гогика относит также: права человека, признание человека высшей ценностью, уважение к личности ребенка, его дос­тоинству; свободу человека; защиту прав ребенка на свобо­ду и развитие; утверждение демократических принципов в воспитании и образовании2. Права и свобода человека — общечеловеческие ценности, потому что они выражают об­щие интересы человечества, сближают и роднят духовные цели разных народов, различные религии, различные эпо­хи. Научиться уважать, ценить и беречь созданное всеми народами - это значит осознать и принять общечеловеческие ценности, понимаемые как единство национального и интернационального.
В современном обществе среди ценностных ориентаций отечественные исследователи выделяют ценностные отношения к Родине, к своему народу, его традициям, языку, культуре, обычаям, к родной природе; жизни {включает в себя право на жизнь каждого человека, уважительное и бережное отношение к любым проявлениям жизни, осмысленную жизненную позицию); самому себе, к своим личным нравственным качествам (честность и правдивость, скромность, нравственная чистота и другие); родителям, родственникам, детям; к природе как основе гуманистических отношений; труду как важнейшей нравственной ценности.
10. 1. Функции и движущие силы педагогического





Процесса.

Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.

Поскольку процесс — это движение, продвижение, то возникает вопрос о его движущих силах.

Видный советский дидакт М.А. Данилов сделал вывод (1960 г.), что главной движущей силой процесса обучения являются противоречия.
надо <-> могу / не могу <-> хочу / не хочу.

Кроме противоречия, к числу движущих сил процесса обучения следует отнести чувства и эмоции. В частности познавательный интерес.

К числу движущих сил процесса обучения отнесем также и волю, например настойчивость, сосредоточенность, самообладание, а также нравственно-волевые черты долга, обязанности, ответственности перед другими.

Функции педагогического процесса – назначение, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс.

Выделяются следующие основные функции педагогического процесса:

Образовательные функции, которые реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей

Воспитывающие функции, заключающиеся в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения (ценностные ориентации – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении)

Развивающие функции, представляющие собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей и др.

Основные функции педагогического процесса глубоко взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Поэтому при их характеристике необходимо выделять главную, сущностную функцию и на этой основе отличать ее от других функций.

Наши рекомендации