Возрастные особенности развития силы и силовых способностей
Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет. Это значительной степени относится и к доле мышечной массы в общей массе тела: к 10-11 годам она составляет примерно 23 %, к 14-15 годам - 33 %, а к 17-18 годам - 45 %. В результате силовой тренировки мускулатура может увеличиваться до половины общей массы тела.
Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует сказать, что в отмеченные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. Кроме того, при развитии силы нужно учитывать морфофункциональные возможности растущего организма.
Собственно силовые способности наиболее эффективно поддаются целенаправленному воспитанию у мальчиков в 13-14 и 16-17 лет, у девочек - в 10-12 и 16-17 лет. Скоростно-силовые способности у мальчиков в 10-11 и 14-16 лет, у девочек в 11-12 лет.
Наибольшие значения силы присущи человеку в возрасте 25-30 лет, после чего показатели относительной силы (на 1 кг массы тела) снижаются. Мускулатура 70-летнего человека теряет в массе по сравнению с юношеским и средним возрастом до 40 %. Снижается и число мышечных волокон, замедляется скорость их сокращения.
Возрастные особенности развития силовых возможностей у детей школьного возраста обусловливают методические основы воспитания этого физического качества. В школьном возрасте дети быстро растут и развиваются. Этот естественный процесс нельзя не читывать при занятиях силовыми упражнениями.
Младший школьный возраст (7-11 лет) характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста его отдельных размерных признаков различна.
Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белков и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
Организм детей 8-9-летнего возраста предъявляет повышенные требования к работе сердца, поэтому дополнительные силовые нагрузки надо вводить осторожно, а упражнения, сопровождающиеся натуживанием и задержкой дыхания, противопоказаны. К тому же у детей этого возраста особенно чувствительны к перегрузкам места прикрепления сухожилий к костям. Поэтому главный упор в занятиях надо делать на всестороннее развитие мышечного корсета.
Мальчики 7-11 лет и девочки 7-10 лет обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые упражнения и особенно упражнения в изометрическом (статическом) режиме вызывают у них быстрое утомление. Дети этого возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям динамического характера.
В младшем школьном возрасте при развитии силовых способностей, как правило, применяют в основном упражнения с использованием массы тела (приседания, кратковременное удержание определенных поз, лазания и т.п.), упражнения с набивными мячами, легкими гантелями массой 1-2 кг.
Темпы прироста силовых способностей у детей младшего школьного возраста приведены в табл. 7.
Таблица 7
Темпы прироста силовых способностей у детей младшего школьного возраста, %
Силовые способности | Среднегодовой прирост | Общий прирост | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
Сила | 12,7 | 8,7 | 38,0 | 26,0 |
Силовая выносливость | 10,4 | 7,4 | 11,7 | 29,7 |
Средний школьный возраст (12-15 лет) характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков 13-14 лет, а у девочек - в 11-12 лет. Однако увеличение одних мышц наблюдается при заметном отставании других. Это может привести к искривлению позвоночника, который в этом возрасте еще очень гибок. Преобладание силы сгибателей мускулатуры над разгибателями вызывает сутулость. Преимущественное развитие силы мышц груди при отставании развития мышц плечевого пояса и спины уменьшает подвижность грудной клетки. Вот почему задачей тренировки детей в этом возрасте должно быть предупреждение нарушения осанки и исправление ее. Для этого надо усиливать нагрузку на отстающие в развитии мышцы (выполнять дополнительные упражнения для мышц более слабой половины туловища), укреплять мышцы спины и шеи (например, подтягивания широким хватом до касания перекладины затылком), увеличивать подвижность грудной клетки с помощью упражнений, вызывающих потребность в глубоком дыхании, в сочетании с дыхательными упражнениями (например, приседания с отягощением и заведение прямых с гантелями за голову в положении лежа на спине).
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В подростковом возрасте средствами воспитания силы являются скоростно-силовые упражнения и упражнения с небольшими отягощениями и достаточно большим числом повторений, т.е. применяется метод непредельных усилий с малыми и средними отягощениями. Это позволяет параллельно с силой развивать у подростков и силовую выносливость.
Темпы прироста силовых способностей у детей среднего школьного возраста приведены в табл. 8.
Таблица 8
Темпы прироста силовых способностей у детей среднего школьного возраста, %
Средний школьный возраст (12-15 лет) характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг.
В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении обще
Силовые | Среднегодовой прирост | Общий прирост | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
Сила | 15,8 | 18,4 | 79,0 | 92,0 |
Силовая выносливость | 9,4 | 3,3 | 37,5 | 13,1 |
В старшем школьном возрасте (16-18лет) продолжается развитие организма, но уже более равномерно, чем в подростковом. По строению тела, его пропорциям юноши уже почти не отличаются от взрослых, а опорно-двигательный аппарат у физически развитых ребят приспособлен к значительным нагрузкам. В этом возрасте для развития собственно силовых способностей можно использовать околопредельные и предельные отягощения. Но надо избегать задержек дыхания и натуживания.
У старших школьников развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, связок и сухожилий. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и силовой выносливости.
Темпы прироста силовых способностей у детей старшего школьного возраста приведены в табл. 9.
Таблица 9
Темпы прироста силовых способностей у детей старшего школьного возраста (%)
Силовые способности | Среднегодовой прирост | Общий прирост | ||
юноши | девушки | юноши | девушки | |
Сила | 14,0 | 9,0 | 28,0 | 18,0 |
Силовая выносливость | 8,5 | -2,0 | 26,7 | -6,0 |
У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развивается тазовый пояс и мышцы тазового дна.