Воспитание интереса к совместным играм у дошкольников (из опыта воспитателей)
В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него — основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. А. П. Усова считала, что «в игровой деятельности Дошкольников существуют реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими. Эти общественные отношения — главное, что создается в процессе игры».
Понимая большие воспитательные возможности творческих игр, их роль в формировании у детей навыков, общественного поведения, мы поставили перед собой следующие задачи: формировать у детей средней группы стремление к объединению в играх, умение играть дружно; способствовать формированию у них начал коллективизма.
Наблюдая с первых дней за детьми, за их проявлениями в процессе игровой деятельности, мы пришли к выводу, что большинство из них не умели играть вместе, не могли сосредоточиться на действии с предметом, не умели делиться игрушками, часто ссорились.
Прежде всего постарались создать такую обстановку в группе, которая располагала бы детей к играм. Подобрали игрушки, имитирующие реальные предметы: мебель, посуду, одежду. Крупные разместили на нижних полках, мелкие - на полках повыше.
Внося новую игрушку в группу, говорили детям, как надо с ней обращаться, куда убирать после игры. Например, машину возить за веревочку, катать в ней кукол, доставлять продукты в магазин, детский сад, подвозить строительный материал для постройки дома; с куклой, зайкой, мишкой можно гулять, их можно кормить, купать, причесывать, катать в коляске, автобусе. Мы подводили детей к пониманию назначения игрушек учили правильно их использовать. Одновременно решалась задача воспитания бережливости, аккуратности. Важно, чтобы к куклам, мишкам, зайкам дети относились как к живым существам: ласково, заботливо.
Обучая детей убирать игрушки, воспитатели использовали игровые приемы. Например, советовали машину поставить в гараж, мишку уложить в кровать, собачку посадить сторожить дом и т. д. Иногда обращались к детям от имени игрушек: «Мишка придет и похвалит нас», или: «Красная Шапочка сидит на стуле и наблюдает, как вы хорошо убираете игрушки».
Побуждали детей помогать друг другу в уборке игрушек. Отмечали их совместную деятельность: «Молодцы! Хорошо и красиво убрали. Это потому, что все делали вместе и дружно». После уборки обращали внимание всех детей на порядок, хвалили трудолюбивых, объясняли, что всем вместе с любой работой можно справиться легче и быстрей. Также и играть вместе интереснее.
Первое время воспитатели следили, чтобы все дети играли и были заняты. Учили их правильно действовать с игрушками. Так, к детям приходили в гости кукла, заяц, они пели и плясали, рассказывали сказки, читали стихи и иногда приводили с собой другие новые игрушки.
После игр отмечали, как дружно дети играли, как всём им было веселии интересно. Говорили, что зайка любит играть не один, а со всеми вместе. Так мы подводили детей к мысли, что с ребятами интереснее играть, чем одному.
Поощряя и поддерживая индивидуальную игру детей, одновременно старались вызвать у них желание играть небольшой группой — вдвоем, втроем. С этой целью тактично, не нарушая игрового замысла, старались объединить детей в игре. Иногда сами включались в игру, используя для этого соответствующие ситуации.
Зина ходит с мишкой по групповой/комнате и что-то шепчет ему. Но вот она уронила мишку. Нужно использовать этот момент и сказать: «Его надо показать врачу — он, наверное, ушибся? А я врач. У кого больны дети? Всех вылечу». Зина подает мишку: «Он скоро поправится, но ему надо пока полежать». Рядом Саша возит машину: «Саша, ты шофер, у тебя машина. А у Зины мишка заболел. Отвези его, пожалуйста, домой на машине». Дети осторожно усаживают мишку и везут его.
Лена играет с куклой. Увидев мяч, положила ее на пол около строительного материала и переключилась на игру в мяч. «Лена, а где же твоя дочка? — спросили ее воспитатели. — Куда же она делась? Она, наверное, кушать и спать хочет?» Лена бежит за куклой туда, где оставила ее. Но уже Саша взял куклу и катает ее в машине. Сейчас девочка попытается ее отнять. Конфликт неизбежен. В данном случае нужно предупредить ссору и предложить детям вместе отвезти куклу домой на машине, накормить ее и уложить спать. Дети с удовольствием это делают. Потом по своей инициативе они гуляют с дочкой, идут в магазин, к врачу.
Некоторое время спустя подобные игры с несложным содержанием с участием 2—3 играющих стали характерными для большинства детей.
Детский коллектив состоит из детей с разными характерами, каждый ребенок — индивидуальность. Следовательно, они проявляли себя по-разному и в игре, и в отношениях со сверстникам.
Женя — развитой мальчик, но привык, чтобы все его желания исполнялись, не умел делиться игрушками, предпочитал играть один. «Женя, давай вместе строить»,— обращается к нему кто-либо из ребят. «Нет, я сам». «Женя, помоги отвезти кирпичи на стройку, а. то Алеше-шоферу одному трудно»,— предлагаю ему. «Не хочу». Ясно, что к каждому из детей требовался особый подход; но у-всех у них необходимо было развивать интерес к- совместным играм.
Однажды Люда разбирала матрешку, а Женя сидел за этим же столом и катал машину от одного края, к другому. Дети не замечали друг друга, так как у каждого была своя игра. Люда продолжала расставлять матрешек по росту, говорила: «Это папа, это мама, это маленькая дочка». Говорю Жене: «Смотри, сколько народу идет по улице! Будь осторожен. У тебя такси"? Покатай их, пожалуйста, на машине». Женя неожиданно соглашается и осторожно начинает катать матрешек по очереди.
Многие дети были общительны, но им не хватало умений. Действовать совместно. Так, Андрюша мог бегать по комнате, выхватывать игрушки из рук детей и забавляться производимым им переполохом. Он явно хотел играть с детьми, не понимал, что обижает их и вызывает отрицательное отношение к себе. Мы особенно внимательны были к таким ребятам, небольшая ссора детей настораживала.
Продолжая наблюдать за играми детей, мы старались заинтересовать ребят совместными действиями и разговорами, увлечь интересным сюжетом. Постепенно знакомили детей с трудом повара, врача, няни, дворника, музыкального руководителя. На прогулках наблюдали за транспортом, смотрели, как играют дети старшей группы, проводили дидактические игры: «Уложим куклу спать», «Мишка в гостях», «Наша посуда», «Устроим день рождения кукле Тане» и др. Все это дало толчок для развития новых игровых сюжетов, в которых дети самостоятельно объединялись по несколько играющих. Таким образом, объединению детей в игре способствовали общие интересы. Мы старались развить у ребят умение согласовывать свои действия с действиями других играющих, помогали налаживать игровые связи. В этом случае удачным оказался прием включения взрослого в игру детей.
Вот Галя, Ира, Лена поют, укачивая кукол. Беру куклу себе. И такую же даю Коле. Вместе с ним подходим к девочкам.
- Кто у вас заведующая детским садом? — спрашиваю я. Галя тут же встала и сказала:
- Заведующая. — это я. А вы к нам в детский сад пришли?
- Да.
- Подождите, пожалуйста, мы сейчас приготовим группу для детей. Лена и Ира у нас воспитатели.
- А кто у вас будет няня? — спрашиваю я.
- А няней буду я! — включается в игру Лариса.
- А мы — родители! Хотим вам помочь и быстрей открыть детский сад,- поддерживая игру.
И вот Коля помогает привезти игрушки, посуду, мебель. А я советую, как расставить мебель и всю утварь, чтобы в детском, саду было уютно. Наблюдая за играми, мы видели, что дети стали инициативнее, проявляют фантазию, сами придумывают несложные сюжеты, ищут партнеров, договариваются, во что будут играть.
Усложнились и игровые сюжеты. Играя в детский сад, дети устраивали кухню, где повар готовил обед; в зале музыкальный руководите, проводил занятие; медицинская сестра лечи, кукол. Появились новые роли и должности вне детского сада — продавец игрушек, почтальон, парикмахер и т. д.
Развивая у детей стремление играть вместе использовали разнообразные моменты из жизни детского сада. Большое впечатление производили на детей праздники. Какая бы работа не проводилась в связи с предстоящими праздничными событиями, мы всегда привлекали к ней ребят. Свои впечатления они отражали в играх: усердно готовились к утреннику для кукол. Вот Наташа и Ира протирают мебель, Галя Света моют кукол, переодевают их в чистые нарядные платья.
Чтобы расширить сюжет и продлить игр спрашиваю: «Будут ли ваши дети выступать праздничном утреннике?» Это дало новые н правления игре: играющиеначали импровизировать праздник. Держа кукол на руках, от их лица пели, плясали, читали стихи, водили хороводы.
Много впечатлений у детей оставляли традиционные дни рождения. Даже подготовка, к ним доставляла удовольствие. Все вместе наводи, порядок в группе и, конечно, в уголке кукол, Готовили подарки, разучивали стихи, песни, хороводы. Переживания предстоящего праздник пусть маленькие, но радостные, будили детское воображение. Дети устраивали дни рождения своим ку лам, наряжали их, угощали, готовили подарки. По мере развития содержания игр мы учим детей распределять роли. Здесь требовался большой такт и умение учитывать особенности детей. Некоторые ребята всегда стремились командовать. Так, играя вдвоем в «пароход», Миша Саша -отказались принять Колю. На вопрос воспитателя: «Почему они не принимают других игру?» — Миша ответил: «Я капитан, а Саша — помощник. Нам больше никто не нужен. Мы старались руководить действиями тактично, ненавязчиво. Делали так, чтобы он подавлял инициативы других детей. Так, мальчик изъявил желание работать на экскаваторе. Теперь роль капитана перешла к Коле.
Таким, образом, увлекшись игрой, Миша добровольно подчинился ее сюжету, а главное, уступил ведущую роль товарищу. Для выбора детей на ведущие роли мы использовали разные приемы. Вначале ведущими были более инициативные дети, кто умел организовать других, развить сюжет, взять на себя инициативу.
Как-то воспитатель предложил Алеше научить Максима играть с машинами. Алеша без особого желания воспринял предложение. Тогда воспитатель сказал Алеше: «Ты должен научить Максима так играть с машинками, как ты сам».
Тогда мальчик стал играть с Максимом, старался его заинтересовать. В итоге они подружились, хотя руководящая роль принадлежала в игре Алеше.
Для выбора на роль ведущего в игре мы используем считалочки, которые привлекают детей и не вызывают обиды. К концу года дети заметно выросли.
Теперь игры наших детей стали более содержательными, у ребят появилось стремление к совместным играм. В их взаимоотношениях все чаще стали проявляться дружелюбие, организованность, дисциплинированность, желание помочь товарищу. Большинство детей научились совместно пользоваться игрушками, при необходимости уступать их, вежливо просить игрушку.
Работу по формированию у дошкольников интереса к совместным играм рассматривается как первый шаг к воспитанию у них общественных качеств, так необходимых человеку коммунистического общества.
Совместные сюжетно-ролевые игры в раннем дошкольном возрасте в педагогике и психологии рассматриваются как предпосылки «моделирования социальных отношений». В играх проявляется непосредственный интерес и отношение детей к жизни в обществе, к нашей современной действительности. Через игру ребенок вступает в моделируемые отношения, развиваются мотивы его поведения, создаются благоприятные условия для совместных действий и коллективных переживаний.
Главная роль в организации подобных игр лежит, конечно, на воспитателе. Необходимо организовывать те коллективные игры, которые понятны детям, чтобы ситуации, моделируемые в игре, присутствовали в жизни детей, вызывали у них положительные эмоции.
Приведу пример из нашей практики: чтобы привлечь максимальное количество детей к совместной деятельности, мы предложили детям поиграть в игру: «Пикник за городом». Дети в обыденной жизни часто выезжают с родителями на отдых на природу и, конечно, это всегда радует детей. Наши детки с удовольствием включились в организацию игры. С чего начинается сбор на природу? Конечно, надо приготовить еду, которую будем раскладывать на пикнике. Дети активно стали собирать, все необходимое: ложечки, тарелочки, муляжи продуктов. Не забыли и другие атрибуты отдыха на природе: солнцезащитные очки, панамки, мячики. Для ребенка игра – это сама жизнь, как говорят сами дети, все «взаправду». Наши «отдыхающие» очень ответственно подошли к организации пикника. Когда все необходимое было собрано, встал вопрос, чем будем добираться до места отдыха? Конечно, автобусом.
Дружно стали из стульчиков строить автобус. Распределили роли шофера, кондуктора, одели соответствующие атрибуты и - поехали! Пока мы ехали, рассматривали окружающую природу, какие красивые вокруг деревья, цветочки! Столько всего интересного узнали! На «отдыхе» мы и плавали, и играли в игры, читали книжки, плотненько покушали, и, довольные собой, отправились домой, в группу.
Видоизменяя подобную игру, можно найти много вариантов совместной деятельности для детей. Здесь они учатся распределять роли, дружно совершать какие- либо действия, оказывать поддержку и помощь друг другу. Для начала главные роли исполняли самые инициативные дети, но потом, при ненавязчивом руководстве воспитателя, привлекались застенчивые и боязливые. Как же раскрываются детки, сколько талантов выходит наружу!
Подобные совместные игры помогают дошкольникам сдерживать себя, не проявляя эгоизма и себялюбия, они учатся говорить «наше», «у нас», вместо «мое», «не дам!» В семьях с большим количеством детей подобной проблемы нет, а для наших современных семей проблема детского эгоизма актуальна, и не всегда родители могут разглядеть в своем ребенке зачатков черствости и равнодушия.
Выводы по II главе
Особая роль совместных игр как средства формирования взаимоотношений заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний, способствующие становлению общих (коллективных) интересов: ребята учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности, заботиться о товарищах, помогать им.
Потребность в совместных играх дети обычно начинают осознавать к четырем годам, что дает основание считать этот возраст наиболее благоприятным для формирования положительных взаимоотношений, а игровую деятельность рассматривать в качестве основного средства влияния на стабилизацию этих отношений.
Педагог должен умело использовать различные средства в процессе игровой деятельности, четко определять объем и содержание правил, их соответствие возрастным возможностям детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аржанова А. И. Проблема детской общительности и коллективной игры в системе психологии.- В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., 1966, с. 211.
2. Волкова, Н. П. Педагогика / Н. П. Волкова. – Киев: издат. центр Академия, 1999. – 500с.
3. Воспитание детей в игре /Под ред. Д. В. Менджерицкой. М., 1979, с. 9.
4. Воспитание у детей интереса к совместным играм / Пташникова А.Ю. [Электронный ресурс] https://infourok.ru/vospitanie-u-detey-interesa-k-sovmestnim-igram-1366723.html
5. Воспитание у детей интереса к совместным играм / Л. Тощакова [Электронный ресурс] http://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-u-detei-interesa-k-sovmestnym-igram.html
6. Жуковская Р. И. Игры-занятия как педагогическое условие становления самостоятельной сюжетной игры и взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста.- В кн.: Нравственное воспитание дошкольников /Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1972; Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975
7. Коломинский Я. Л. О взаимоотношениях в группе детей. - Дошкольное воспитание, 1968, № 1.
8. Крупская Н. К. Международная детская неделя.- Пед. соч. в 10-ти т. М., 1959, т. 5, с. 95.).
9. Крупская Н. К. Общественное воспитание.- Пед. соч. в 10-ти т., М., 1958, т. 2, с. 134.
10. Макаренко А. С. О «взрыве».- Соч. в 7-ми т. М., 1958, т. V, с. 508. 14.
11. Новоселова, С.А. Игры и занятия с предметами / С.А. Новоселова – М.: «Просвещение», 1977. - 96с.
12. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей /Под ред. А. В. Запорожца. М., 1976, с. 23.
13. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360с.