Результаты первичной диагностики по методике С.Е. Шукшиной «Что я знаю о своём организме»

Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что на низком уровне в ЭГ находится четверо детей – 40%. При проведении бесед испытуемые нуждались в незначительной помощи взрослого в виде наводящих вопросов: Из чего состоит тело? Для чего мы должны питаться? Испытуемые не могли ответить на вопросы или вообще молчали. Продемонстрировали низкий уровень знаний о человеческом организме.

На среднем уровне находятся ЭГ 4 ребенка –40%; КГ 4 ребенка – 40%.

На высоком уровне находится ЭГ 2 ребенка –20%; КГ 4 ребенка – 40%.

Сравнительные показатели ЭГ и КГ по методике 1 представлены в диаграмме (Рис. 1).

Рис. 1

Особенности отношения ребенка к здоровью изучались с помощью методик, разработанных В.А. Деркунской «Неоконченные предложения» отображены в таблице 4. (Приложение 2)

Цель:изучить особенности ценностного отношения детей старшего до­школьного возраста к своему здоровью и здоровью человека.

Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.

Здоровый человек — это...

Мое здоровье...

Иногда я болею, потому что...

Когда я болею, мне помогают...

Когда у человека что-то болит, он...

Я хочу, чтобы я всегда был здоров, потому что...

Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...

Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...

Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...

Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...

Когда мои друзья болеют, то я ...

Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...

Между предложениями можно сделать паузу, перерыв, если ребенок устанет или начнет отвлекаться. Полученные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты первичной диагностики по методике В.А. Деркунской «Неоконченные предложения»

Дети из ЭГ затруднялись продолжать начатые предложения: двое детей – 10 % ответили на все поставленные педагогом вопросы, шестеро – 30 % делали небольшую паузу, отвечали с наводящими вопросами, 12 детей

– 60 % вообще не хотели отвечать, постоянно отвлекались. Дети из КГ были более активны: 6 детей – 30 % закончили предложения без затруднений, 10 детей – 50 % с наводящими вопросами, 4 детей - 20% отвлекались.

Сравнительные показатели ЭГ и КГ по методике 2 представлены в диаграмме (Рис. 2).

Рис.2

«Картина моего здоровья» с использованием рисования (Приложение 3) . Рисуночный тест показал, что изображения в рисунках детей статичны. Они представляют собой либо портреты улыбающихся (не улыбающихся)

людей, не совершающих никаких действий, либо символические объекты (солнце, зелень, облака, дождь, тучи). Следует отметить бедную цветовую гамму рисунков, которая также позволяет судить о характере эмоционального отношения к проблемам здоровья. Часто преобладают цвета «негативной триады» - чёрный, коричневый, фиолетовый, а сочетание цветов на рисунках, согласно интерпретациям, М. Люшера, указывают на подавленное состояние, неудовлетворённость актуальной жизненной ситуацией, хроническое напряжение и необходимость подчиняться гиперконтролю в большинстве случаев.

При помощи педагогического наблюдения и соотнесения его результатов с разработанной Л.Н. Волошиной шкалой оценок был также выявлен уровень сформированности гигиенической культуры и самообслуживания у старших дошкольников (Приложение 4). Критериями оценки являются следующие данные: высокий уровень (3 балла): ребенок опрятен, самостоятельно и быстро одевается, аккуратно ест, выполняет гигиенические процедуры, пользуется носовым платком, зубными и одежными щетками, осознает значимость и важность гигиенических процедур. Средний уровень (2 балла): ребенок самостоятельно одевается, аккуратно ест, в основном выполняет гигиенические требования, однако наблюдается некоторая замедленность, имеют место отдельные нарушения алгоритма выполнения гигиенических процедур. Не всегда может устранить мелкие неполадки в одежде, достаточно опрятен, знает, зачем стоит умываться, чистить зубы и т.д. Низкий уровень (1 балл): у ребенка не сформирована потребность в чистоте и опрятности, гигиенические процедуры выполняет безынициативно – только после напоминания взрослого. Алгоритм умывания, чистки зубов освоен недостаточно, ребенок не понимает значение гигиенических процедур. Полученные результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Наши рекомендации