Сущность педагогической деятельности в сфере физической культуры

Лекция 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА

ПЛАН

1. Введение в педагогику физической культуры.

2. Сущность педагогической деятельности в сфере физической культуры

3. Виды профессиональной деятельности спортивного педагога

4. Функциональные компоненты деятельности спортивного педагога

5. Этапы осуществления профессиональной деятельности спортивного педагога в учебно-воспитательном процессе

6. Специфика деятельности спортивного педагога

7. Педагогическая характеристика личности спортивного педагога

8. Профессиональные способности спортивного педагога

Введение в педагогику физической культуры.

Введение в проблемы современной педагогики физической культуры и спорта. Особенности воспитания в первобытном обществе и древних государствах.

Учебная дисциплина «Педагогика физической культуры и спорта» является профилирующей общепрофессиональной дисциплиной в системе профессионального физкультурного образования. Профилирующее и ведущее положение данной дисциплины обосновано тем, что деятельности специалиста по ФК и С имеет прежде всего педагогическую направленность: изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, разработка и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическая реализация средствами физической культуры и спорта, формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

Цель дисциплины: существенно усилить профессиональную подготовку студентов ИФКиС., обеспечивая углубленными знаниями педагогики физической культуры и спорта, технологии преподавания, формируя у студентов умения практической реализации полученных знаний в различных образовательных учреждениях и спортивных организациях, то есть по месту будущей работы выпускников.

Задачи дисциплины:

1. Изучить специфику применения общепедагогических принципов в физическом воспитании;

2. Рассмотреть основные аспекты педагогической технологии обучения предмету «Физическая культура»;

3. Дать представление о закономерностях формирования профессионального мастерства педагога физической культуры и спорта;

4. Научить студентов самостоятельно работать с научно-методической литературой, привить интерес и необходимость постоянного самообразования.

5. Повторить и закрепить знания, по теории и методике физического воспитания и спорта, общей педагогике полученные ранее.

Современная практика обучения, подготовки и переподготовки кадров для различных отраслей народного хозяйства страны требует постоянного творческого совершенствования педагогических кадров высшей школы, обеспечивающих решение данной образовательной задачи. Данное обстоятельство, в свою очередь, предъявляет новые требования к структуре и содержанию образования в различных учебных заведениях инфраструктуры физической культуры и спорта.

Физическая культура является частью культуры общества , определяющей стороной которой является духовная человеческая функция, связанными с развитием: мышления, воображения, чувств, творчества. А так же к общекультурным функциям можно отнести: воспитательную, образовательную и оздоровительную, которые реализуются через двигательную деятельность.Занятия спортом воспитывают в человеке: волю, трудолюбие, мужество, честность, развивают гуманистические убеждения, уважение к сопернику, формируют социальную активность, патриотизм, спортивную честь, преданность своему делу.

В ходе занятий спортивной деятельностью происходит и образовательный процесс: изучаются новые виды движений, читается специальная литература, просматриваются учебные видео фильмы, получаются инструкторские и судейские удостоверения, совершается углубленное познавание выбранной деятельности и т.д. Физическая культура и спорт являются частью оздоровительной системы, способствующей профилактике и снижению заболеваний, реабилитации физически травмированных людей, возвращению их к спортивной и трудовой деятельности, продолжительности жизни и удовлетворению людей в активном отдыхе и.т.д.

Современная подготовка в спорте, особенно в спорте высших достижений, является сложной многофункциональной и многопараметрической системой, требующей в своей реализации подготовку специалистов, которые обладают специальным проектировочным типом мышления, способностью мыслить. С этим появлением можно постоянно сталкиваемся в практике физкультурно-спортивной деятельности.

Основанием способности мыслить было, есть и будет рефлексивно-критическое отношение к миропониманию. Нахождения своего место в нем, преобразование и окультуривание его делами и поступками. Помочь сохранению и дальнейшему развитию этой способности и ее основания у будущих специалистов сферы физической культуры и спорта – это значит образовать в каждом студенте философа-учителя, философа-управленца, философа-тренера и т.п.. Обычно познание культуры философии развития и формирования мышления определяет основы становления философской позиции каждого, например, тренера приобретает специфические черты посредством проникновения в сущность и содержание философии того или иного вида спорта.

Развитие философии тренера, учителя, управленческого работника включает две задачи. Первая заключается в развитии большого осознания необходимости познания самого себя. Вторая задача – это решение и определение целей собственной профессиональной деятельности, которые зададут точные ориентиры в понимании роли специалиста и предопределяет многое в поведении и выполнении своих функций.

Интересы практики управления в сфере физической культуры и спорта диктуют необходимость решения вопроса организации системы обучения физкультурно-спортивных кадров на базе разработанной концепции обучения взрослого человека, при которой задачам повышения эффективности образования соответствует лишь такая теория, которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности и ориентирована на поиск тех психолого-педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние как на общее развитие личности, так и на развитие творческих способностей.

В спортивно-педагогической работе преподавателям приходиться иметь дело с людьми различных национальностей, различной воспитанности, темперамента и характеров, поэтому приходиться сталкиваться с возникновением конфликтных ситуаций. Следовательно важной задачей спортивного педагога или учителя физической культуры является не только профилактика и ликвидация конфликта, но и умение управлять ими.

Неуклонное снижение качества образования и воспитания в школе и высших учебных заведениях приводит к тому, что все меньше остается места нравственности, гражданственности, патриотизму, трудолюбию, порядочности, социальной активности. Это все то, чем богата была педагогика Ушинского, Макаренко и Сухомлинского. Тема патриотизма практически исчезла из школьных учебников, литературы, кино, театра, живописи. Школьники и студенты в большинстве своем, не знают национальных героев, истории родного края, России. Состояние психического и физического здоровья школьников и студентов приобрело масштабы национальной трагедии.

Краткий экскурс в проблемы современной педагогики физической культуры и спорта дает представление о необходимости подготовки профессиональных компетентных специалистов, которые будут способны, на основе сформированных процессов саморазвития, самосовершенствования и самоопределения, разрабатывать проекты разрешения любой проблемной практической ситуации обучения и воспитания в своей физкультурно-спортивной деятельности.

Сущность педагогической деятельности в сфере физической культуры

Деятельность специалистов в области физической культуры: тренеров, учителей, преподавателей, инструкторов по физической культуре и адаптивной физической культуре, физруков, фяфспортивных менеджеров, психологов спортивных команд и других специалистов физкультурно-спортивного профиля является педагогической.

Педагогическая деятельность в сфере физической культуры представляет вид профессиональной деятельности, содержанием которой является оздоровление, обучение, физическое воспитание и развитие обучающихся (воспитанников детских дошкольных учреждений, учащихся школ, студентов, взрослых людей, лиц с ограниченными возможностями здоровья и др.).

Она связанна с решением задач:

1. Образования и просвещения молодежи в области физической культуры и спорта;

2. Воспитания подрастающего поколения;

3. Управления и организации учебной и спортивной деятельности населения;

4. Проектирования урочной и внеурочной деятельности, а также планирования результатов возможных спортивных достижений обучающихся, воспитанников и спортсменов.

5. Административно-хозяйственного управления деятельности спортивного или образовательного учреждения по материальному обеспечение процесса физического воспитания.

Деятельность специалиста в сфере физической культуры состоит в передаче накопленного человечеством опыта от старших поколений младшим, создает благоприятные условия для их личностного и физического развития, готовит их к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность в сфере физической культуры является самостоятельным общественным явлением и характеризуется следующими признаками:

1. Носит конкретно-исторический характер и зависит от политической ситуации в стране, мире и потребностей общества в людях с определенной физической подготовкой, с тенденциями развития Олимпийского движения и т.д.

2. Является особым видом социально ценной деятельности. В её ходе развиваются физические и моральные качества субъектов взаимодействия, укрепляется их здоровье, обогащается их духовный мир.

3. Осуществляется специально подготовленными и обученными специалистами. От специалиста в области физической культуры и спорта с высшим педагогическим образованием требуется владение теми знаниями, умениями и навыками, которым он должен обучить своих воспитанников.

4. Носит творческий характер.

Важной особенностью педагогической деятельности является педагогическое сотрудничество, предполагающее совместную деятельность педагога и обучающихся.

В этой деятельности можно выделить компоненты:

Целевой – подразумевает постановку цели.

Мотивационный – предполагающий мотивации для достижения поставленных целей.

Содержательный – предполагает разработку содержания каждого вида деятельности.

Деятельностный – состоит в выборе и осуществлении оптимальных методов обучения, воспитания.

Контрольно-оценочный – предполагает выявление уровня достижений воспитанников, качественный и количественный анализ полученных результатов.

Наши рекомендации