Функции вещи в культуре и цивилизации

Продукт и инструмент адаптации человека к физической и социально-куль­турной среде его существования. Провозглашает:

• становление человеческого сознания и речи;

• формирование зачатков культуры и цивилизации;

• дифференциацию культурных миров;

• принадлежность отдельного человека определенному сообществу.

«Достраивает» образ своего владельца и служит проводником значений его собственного «Я».

Функции проектного образа

«Образ воспроизводит (моделирует) идеальную жизнь вещи (объекта) в ху­дожественном воображении. В образе мир вещи построен как композицион­ная форма, обладающая внутренней завершенностью, гармоничностью, со­размерностью, целостностью. В образе постигается смысл вещи, раскрывается содержание ее социально-культурного бытия, которое образует идейно-те­матическую основу проектного замысла» (Методика художественного кон­струирования).

Хаос

Оппозиция понятию «космос», означающему гармонию, упорядоченность. В ми-фопоэтический модели — первоначальное состояние мира,характеризующее­ся максимальной удаленностью от сферы «культурного», человеческого.

Э т о — « а м о р ф н о е состояние материи, и с к л ю ч а ю щ е е не только предметность, но и существование стихий и о с н о в н ы х параметров м и р а в раздельном виде», « с п л о ш н а я случайность, и с к л ю ч а ю щ а я к а т е г о р и ю причинности» (В. Н. Т о -поров).

Но также это и лоно, в котором зарождается мир. Любая структурная упо­рядоченность начинается в хаосе, питается растворенными в хаосе элемен­тами и, утратив структурную организованность, в хаос возвращается. Ди­зайн черпает свои инновации из хаоса, осмысливая и структурируя его элементы.

Хронотоп

Термин, обозначающий нерасчленимое единство времени (хроноса) и про­странства (топоса). Континуальное единство пространства-времени присуще мифопоэтической модели мира, эмоциональному восприятию предметно-про­странственной среды и переживанию виртуального события.

Художественная информация

В отличие от выраженного в тексте сюжетного повествования, заложена в самой структуретекста, в его выразительных средствах и может быть вы­явлена в процессе искусствоведческого или семиотического анализа этой структуры.

Художественная программа

«Принципиальное отличие художественной программы состоит в том, что в ее структуру входит выраженная эстетической концепцией личная, авторская позиция художника, который берет на себя смелость и ответственность моде­лировать целостный образ нового мира» (Методика художественного конст­руировании. Дизайн-программа).




218 Словарь терминов и п о н я т и й

Художественно-образное моделирование

Методический прием, опирающийся на способность профессионального во­ображения к моделированию (отличного от инженерного, математического и д р . ) > в процессе которого создается целостный вымышленный мир, обладаю­щий качеством эмоциональной убедительности.

«Различение воображаемой действительности (образа вещи, ее художествен­ной модели) и реальной вещи — первый принцип методики образного подхо­да» (Методика художественного конструирования).

Художественный образ

«Носитель специфической художественной информации, при помощи него в акте искусства осуществляется передача художественно освоенных смыс­лов и ценностей». «Создание художественного образа становится возмож­ным благодаря образно-ситнезирующей способностии интуиции худож­ника»(А. А. Мещанинов).

Цивилизация

Порядок— технологический, политический, экономический. Развитие и сме­на цивилизаций соотносятся с ростом средств производства, а также с измене­нием технологийкоммуникации, технологий власти.

В цивилизации вырабатываются знаково-символические языки описания,оп­ределяющие конкретно-исторический образ и стиль жизни; цивилизация от­ражает «технологию жизни», не противоречащую ценностям определенной культуры.

Эмблема

Символ, выраженный в материальной структуре и имеющий характер выска­зывания на символическом языке. Эмблема содержит изобразительные и сло­весные элементы и «легенду», расшифровывающую их значение. Это — поэтика загадок. Эмблемами (гербами) занимается наука геральдика.

Язык

Упорядоченная коммуникативная знаковая система, моделирующая действи­тельность. Обеспечивает обмен, накопление и хранение информациив обще­стве, которое им пользуется. Является результатом социальной конвенции(до­говоренности), поэтому подразумевает конкретное отношение «означающего» к «означаемому».




Функции вещи в культуре и цивилизации - student2.ru

РОЗЕНСОН ИННА АЛЕКСАНДРОВНА преподаватель факультета информационных технологий и мс диад и займа Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, член Союза дизайнеров России. Автор более 20 публикаций научного и учебно-методического характера* Во время работы во ВНИИ Технической хтетики разрабатывала дизайн-программы развития сложных объектов социально-культурного назначения. В настоящее время сочетает

вательскую деятельность с научными исследованиями ическои работой.

В 2003 г. коллективом специалистов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ) был разработан, утвержден и введен в действие образовательный стандарт -Прикладная информатика в дизайне- (010502) с квалификацией -информатик*дизайнер-.

На основании требований Государственного образовательного стандарта по прикладной информатике авторским коллективом факультета информационных технологий и медиадизайна разработаны методические концепции подготовки дизайнеров в области компьютерных технологий:

• будущий специалист должен быть компетентным дизайнером во всем диапазоне профессиональных проблем функциональной, конструктивной и формальной сторон проектирования;

• он должен отвечать за содержательное наполнение создаваемых информационных ресурсов с достаточно сложной функциональностью (например, интернет*ресурс, мультимедийная информационная система);

• информатик-дизайнер должен обладать глубокими знаниями

в информатике и программировании, понимать внутренние механизмы проектирования и функционирования программных приложений.


ВВН 97В*5-40ВД И 43 -9

Функции вещи в культуре и цивилизации - student2.ru Е^ППТЕР

Эмэюм.

197196 Самлт-Петербутх ** 619

785469*011439

теп (812) 703-73-74. ро«ъоок©р*бгсот

61093, Харъ.с*-93. Ы* 9130

т«п (057) 712-27-0$. р**6*Ы*коу -ДОсот

члмлг.рКег.сот — вся информация о книгах и веб-магазин

Наши рекомендации