Наука в культуре современной цивилизации

Наука– особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

Культура хранит, транслирует от поколения к поколению, генерирует программы деятельности, поведения и общения людей.

Наука - это, прежде всего, специфическая форма культуры, порождающая особую, агрессивную форму рациональности, развивающуюся в сложном историческом социокультурном контексте.

С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества.
Взаимоотношения науки и культуры, место науки в культуре целесообразно рассмотреть в контексте сравнения двух типов цивилизационного развития–традиционного обществаитехногенной цивилизации.

1) Традиционные цивилизации. Особенности - крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если и были новые виды, то только те, которые не противоречили традиционным. Все подчинено традиции, все освящено авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Ход времени имеет циклический, повторяющийся характер.
Ценность прошлого, которому надо подражать. Природа – живой организм, малой частицей которого является человек. Подавление инноваций, которые ограничивались традицией, медленный темп развития; консерватизм.
Религия и обычай – выше знанийхарактеризуются замедленными темпами социальных изменений. Инновационная деятельность не воспринимается здесь как высшая ценность.

2) Техногенные цивилизации. Стали формироваться в западной Европе в 17-18 веках. Темпы развития производительных сил и социальных изменений гораздо интенсивнее традиционных цивилизаций. Человек - деятельное существо, которое противостоит природе, преобразует ее, подчиняет своей власти. Ценность преобразующей, творческой деятельности; Природа – неограниченный источник материалов и ресурсов человеческой деятельности.
Особенности 1) Ориентация на совершенствование техники производства.2) По мере роста производительных сил и технического прогресса непрерывно возрастает применение достижений науки в материальном производстве. 3) развитие материального производства, обусловленное научно-техническим прогрессом, радикально изменило социально-экономические отношения в обществе, его культуру и духовный облик. Ослабление религии, переход к раннему капитализму. 4) Возрастает значение науки и в материальном производстве, и в духовной жизни общества. Открыты объективные законы реального мира и их применение помогло науке занять доминирующее положение в современной культуре.

Отличия традиционной от техногенной цивилизаций. 1. Если в тех. цив. важнейшей ценностью считается поиск и открытие новых научных законов и истин, создание новых методов, образцов и способов деятельности, то в традиц. все усилия направлены на сохранение в неизменном виде всего накопленного прежнего опыта, способов и видов деятельности. 2. В Техн. цив. ориентация не на здравый смысл обыденного познания, а на научную рациональность.

8. Структура научного знания – это сложная система, имеющая достаточно разветвленную иерархию. Она состоит из таких категорий, как: уровни, элементы, основания.
Уровни: Для достижения полной объективности изучения действительности применяются след. уровни научного знания: эмпирический; теоретический; философско-мировоззренческий.
Эмпирический. Подобный вид изучения предметов, явлений, процессов осуществляется с помощью сбора фактов. В дальнейшем они обобщаются, описываются, классифицируются, систематизируются. Только опыт и контакты с реальностью, которые заключаются в наблюдениях или экспериментах, могут быть первичным источником знания и его объективности. Мыслительная деятельность, анализ фактов предстают вспомогательными методами. Считается, что они ничего не прибавляют к самому знанию, которое заключается в изложении полученного опыта.Эмпирический уровень дает возможность фиксировать данные о произошедших событиях, свойствах определенных процессов и их взаимодействиях и устанавливать закономерности. Методы Э.У.: Наблюдательный, Экспериментальный, Сравнительный, Описательный, Измерительный.
Теоретический. Это научное познание осуществляется с помощью описания идеализированных объектов, а не окружающей действительности. В его основе лежат законы, теории, а также другие мыслительные операции. Опыт в этом случае является важной частью процесса познания, однако ему отводится второстепенная роль. Предсказания фактических результатов делаются на базе теоретического объяснения.

Методы: Аксиоматический. Основывается на абсолютном опровержении всех возникающих противоречий. Это происходит вследствие получения информации на основе правил, которые не требуют доказательств, а также не подлежат оспариванию;
Гипотетико-дедуктивный. Является противоположностью предыдущего метода. Строится на теориях, которые могут быть опровергнуты в случае сопоставления с фактами, полученными эмпирическим путем.
Описательный. Его объективность основывается на словесном, схематическом или графическом изложении данных, добытых в процессе эксперимента.
Философско-мировоззренческий. Этот компонент заключается в трактовке объективности фактов и теории для подтверждения или критики существующей картины мира, а также для поиска и выдвижения новых гипотез. С помощью такого познания подтверждаются либо отрицаются основополагающие принципы устройства общества, межличностных отношений, исторических процессов, метафизических и природных явлений.
Методы: Рефлексивный. Основывается на анализе отображения реальности в собственном внутреннем мире субъекта, со всеми вытекающими состояниями и противоречиями.
Диалектический. Заключается в рассмотрении предметов научного познания, их объективности с учетом изменений, противоречий, единства и борьбы противоположностей, осмысления полярностей.
Феноменологический. Состоит в принятии за норму внутреннего мира индивидуума. Восприятие окружающих предметов, явлений, процессов происходит через призму такой объективности научного знания.
Герменевтический. Основывается на рассмотрении вариантов понимания смысла сущего и должного, пределов интерпретации в толковании текстов и речи.

Элементы:материал, полученный на основании фактов, его результаты в виде предположений; мировоззренческие, философские, ценностные, социокультурные начала; нормы, идеалы, методы научного знания; стили мышления; парадоксы, противоречия; интересы, потребности; интеллектуальные особенности; заблуждения, пристрастия; психологические характеристики; религиозные, философские взгляды.
Объектом является область научного знания. То, на что направляется мысль исследователя.

Субъектом выступает сам ученый. Им может быть отдельный человек или группа людей, а также целое общество.

Предметами научного знания являются либо определенные объекты во всей совокупности своих характеристик, либо конкретная ограниченная целостность.
Язык – система специфических знаков. Он может быть естественным, а также искусственным.

Основания.Объективность научного знания достигается с помощью его целостности, которая обеспечивается не только взаимосвязями между уровнями. Большую роль в этом играют также основания. С их помощью определяется стратегия научного поиска.
Философские основания. Сюда относится определенная система принципов и идей, которая аргументирует объективность знания, а также выступает условием его включения в культуру определенной эпохи.
Научная картина мира. Представляет собой определенную структуру знаний и представлений человека о закономерностях и свойствах действительности. Они основываются на понимании, а также трактовке различных явлений и предметов, которые существуют в мире.
Нормы и идеалы познания. Могут принимать формы описаний, объяснений, доказательств, обоснований, которые создают метод для исследования определенных явлений. Являются своеобразной схемой, обеспечивающей объективность научного знания

9. Особенности современного этапа развития науки
В науковедческих исследованиях сложилось представление о том, что в 70-е годы XX в. научное знание претерпело новые качественные трансформации. Это обусловлено:
1. Изменением объекта исследования современной науки. Объектами современных исследований все чаще становятся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей фундаментальных наук, детерминируя вид современной науки. Если на предыдущих этапах наука была ориентирована преимущественно на постижение все более узкого, изолированного фрагмента действительности, который выступал как предмет той или другой научной дисциплины, то специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы и междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности.

2. Интенсивным применением научных знаний практически во всех сферах социальной жизни.

3. Изменением самого характера научной деятельности, которое связано с революцией в средствах сохранения и получения знаний.

Претерпели изменения и методологии научного познания, которые сформировались в процессе становления неклассической науки:

1) необходимость преодоления неадекватного и упрощенного представления об объекте познания и о реальности как внешнем по отношению субъекта познания мире;

2) снятие противопоставления и отрыва субъекта познания от объекта;

3) о редукции как основном методе научного познания.

Критическому пересмотру так же подвергаются представления, которых не коснулась неклассическая наука.

Это представление о научном познании как:

1) процессе, который ориентирован на проявление закономерностей общего и универсального порядка, причинных связей и предполагаемых тенденций и игнорирование особого, единичного и случайного;

2) ценностно-нейтральном процессе и отсечение от субъекта познания его ценностных ориентаций;

3) кумулятивном процессе, в ходе которого происходит нагромождение все новых знаний и все более адекватных теорий, верифицируемых в сопоставлении с эмпирической реальностью.

Развивающиеся системы, которые стали предметом исследования науки конца XX в., представляют собой более сложный тип объекта даже в сравнении с саморегулирующимися системами.
В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем были биология, астрономия и науки о Земле. В них сформировались картины реальности, которые включают идею историзма и представления об уникальных развивающихся объектах.
В последние десятилетия на этот путь вступила физика. Представление об исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину физической реальности, с одной стороны, через развитие современной космологии, а с другой стороны – благодаря разработке идей термодинамика неустойчивых процессов и синергетики.
Среди объектов современной науки особое место занимают природные комплексы, в которые как компонент включен сам человек. Примерами таких «человекоразмерных» комплексов могут служить объекты экологии, биотехнологии и многие другие. При изучении «человекоразмерных» объектов исследователю приходится решать ряд проблем этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект.
Внутренняя этика науки, стимулирующая поиск истины и ориентацию на приращение нового знания, постоянно соотносится в этих условиях с общегуманистическими принципами и ценностями. Развитие всех этих новых методологических установок и новых представлений об исследуемых объектах приводит к существенной модернизации философских основ науки.
Научное познание начинает рассматриваться в контексте его социального бытия как особая часть жизни общества, которая детерминируется на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.
Осмысливается историческая переменчивость не только онтологических постулатов, но и самих идеалов и норм познания. Соответственно развивается и обогащается содержание категорий «теория», «метод», факт», «обоснование», «объяснение» и т.п.

В течение более чем двух столетий человечество стремилось главным образом изменять природу. Однако, чтобы не истребить ее окончательно и не покончить, таким образом, с самим собой, нам необходимо вернуть себе способность понимать природу. А это значит – от слишком узко понятной научной рациональности перейти на точку зрения философского разума. Сегодня такой новый подход к природе и к пониманию самой науки пытаются наметить и ученые, и философы, исследуя новые тенденции, как в самой науке, так и в технологии.

Наши рекомендации