СЕМИНАР № 1. Методологические основы и понятийный аппарат дисциплины «Культура речи и деловое общение». Основные принципы этики и характер делового общения

План

1. Культура речи как предмет изучения.

2. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Понятие языковой нормы. Виды языковых норм. Вариативность и норма.

3. Понятия «общение», «коммуникация». Структурные компоненты общения.

4. Функции и виды коммуникации.

5. Особенности деловой коммуникации. Виды деловых коммуникаций.

6. Деловое общение: его основные принципы. Этапы делового общения.

В процессе занятия проводятся:

- устный опрос;

- дискуссия на тему «Роль деловых коммуникаций в жизни человека»;

- проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и контрольных домашних заданий.

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. Раскройте понятия «коммуникативный аспект, культура речи, нормативный аспект, понятность речи, современный русский литературный язык, точность речи, чистота речи, этический аспект, языковая норма».

2. Раскройте понятия «общение, коммуникация».

3. Какова структура коммуникативного процесса?

4. Укажите функции и виды коммуникации.

5. Обозначьте основные отличия деловых коммуникаций от повседневных.

6. Какова структура общения?

7. В чем суть перцептивной стороны общения?

8. Охарактеризуйте интерактивную сторону общения.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Поставьте ударение в именах существительных.

Алкоголь, алфавит, досуг, дефис, ракурс, щавель, нефтепровод, созыв, бюрократия, ветла, деспотия, дремота, симметрия, асимметрия, иконопись, туфля, намерение; средства, шарады, мозги, блюда, должностей, областей, про­стыней, прибылей, шарфов, яслей, госпиталей.

Задание 2.Дополните следующие слова так, чтобы получились правильные словосочета­ния. Составьте с ними предложения.

Иметь..., играть..., ознакомить..., познакомить..., оплатить..., заплатить..., вдыхать..., вздыхать…, компания…, кампания.

Задание 3. Какие негативные характеристики речевой культуры совре­менного общества Вы можете назвать? Часто ли Вы неоправданно используете иностранные слова? Что можно сказать о стиле сегодняшнего общения? (6 тезисов письменно).

Задание 4.Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений.

1. «Выражение лица» - «особый взрывной снаряд». 2. «Чув­ство меры в поведении человека» - «метрическая единица в му­зыке». 3. «Съедобная часть некоторых растений» - «эмбрио­нальное состояние человека». 4. «Провести некоторое время за чтением» - «выражать преклонение перед кем-либо».

Задание 5.Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.

Задание 6.Напишите эссе на темы: «Культура речи как один из показателей грамотности специалиста» (1 вариант); «В чём сходство и различие понятий «деловая речь» и «профессиональная речь?» (2 вариант).

Эссе – жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Тесты на определение коммуникативных способностей и

Конфликтности

Проведите диагностику коммуникативных способностей и конфликтности и представьте ее результаты в виде письменного отчета.

Тест «Изучение коммуникативного контроля в деловом общении»*

Инструкция:Оцените каждое из предложений, отмечая согласие знаком «+», несогласие – знаком «–».

Вопросы

1. Мне кажется трудным искусство подражать другим людям.

2. Я, пожалуй, мог бы «свалять дурака», чтобы привлечь внимание окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я глубоко убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых внутренне не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Ключ:

Суммируйте баллы, пользуясь таблицей.

0 – 3 балла свидетельствуют о низком коммуникативном контроле общения. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменять его в зависимости от ситуации.

4 – 6 балловсвидетельствуют о среднем коммуникативном контроле общения. Вы сдержаны, считаетесь с окружающими.

7 – 10 баллов –показатель высокого коммуникативного контроля общения. Вы легко входите в любую роль и в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.

Номер вопроса Вариант ответов
+

*Примечание. Цит. поРуденко, А.М. Деловые коммуникации: учебник/А.М.Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 350 с.

Тест «Изучение умения влиять на людей»*

Инструкция:Для оценки умения влиять на других людей отвечайте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Выбрали бы Вы профессию актера или политика?

2. Раздражают ли Вас экстравагантно одевающиеся люди?

3. Позволяете ли Вы посторонним разговаривать на тему своих интимных отношений?

4. Быстро ли Вы реагируете, если чувствуете себя оскорбленным?

5. Ощущаете ли Вы себя неуютно, если Ваш коллега добился больших успехов по службе, чем Вы?

6. Вы взялись бы за очень трудную работу только для того, чтобы доказать, что Вы можете это сделать?

7. Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для Вас?

8. Любите ли Вы часто бывать в кругу друзей?

9. Есть ли у Вас график на весь день?

10. Любите ли Вы переставлять мебель в квартире?

11. Нравится ли Вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели?

12. Иронизируете ли Вы над человеком, если видите, что он слишком самоуверен?

13. Любите ли Вы уличать свое начальство в том, что у него «дутый» авторитет?

Подсчитайте количество баллов за каждый вариант ответа, следуя схеме:

1 вопрос «да» - 5 «нет» - 0
2 вопрос «да» - 0 «нет» - 5
3 вопрос «да» - 5 «нет» - 0
4 вопрос «да» - 5 «нет» - 0
5 вопрос «да» - 5 «нет» - 0
6 вопрос «да» - 5 «нет» - 0
7 вопрос «да» - 5 «нет» - 0
8 вопрос «да» - 0 «нет» - 5
9 вопрос «да» - 0 «нет» - 5
10 вопрос «да» - 5 «нет» - 0
11 вопрос «да» - 5 «нет» - 0
12 вопрос «да» - 5 «нет» - 0
13 вопрос «да» - 5 «нет» - 0

Ключ:

Если вы набрали 65 – 35 баллов,то обладаете уникальными способностями влиять на других, изменять их; Вы можете их чему-то научить, вам легко работать с людьми, советовать им, помогать им обрести душевное равновесие в трудных ситуациях, поддерживать их. Но если Вы слишком уверены в своих убеждениях, то можете стать тираном.

Если вы набрали 30-0 баллов, к сожалению, Вас мало в чем можно убедить. Вы считаете, что Ваша жизнь и жизнь других людей должна быть строго расписана, предусмотрена заранее. Иногда Вы можете быть преувеличенно нерешительным, что зачастую мешает Вам достигать своих целей, оказывать нужное влияние на окружающих людей.

* Примечание. Цит. поРуденко, А.М. Деловые коммуникации: учебник/А.М.Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 350 с.

Тест «Изучение уровня конфликтности личности»*

Инструкция:на каждый вопрос выберите один ответ.

Вопросы

1. В общественном транспорте разгорелся спор. Что Вы предпринимаете?

а) не вмешиваетесь;

б) можете вмешаться, встав на сторону потерпевшего;

в) всегда вмешиваюсь.

2. На собрании и конференции Вы критикуете руководство за ошибки?

а) нет;

б) в зависимости от личного отношения к нему;

в) всегда.

3. Ваш руководитель излагает свой план работы, который вам кажется неудачным. Предложите ли вы свой план?

а) если другие Вас поддержат, то да;

б) разумеется;

в) нет.

4. Любите ли Вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается;

б) да, но только по принципиальным вопросам;

в) да, со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается стать впереди Вас в очереди за стипендией.

а) считая, что вы не хуже его, пытаетесь обойти очередь;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение Вашего коллеги, в котором есть смелая идея, но в наличии и ошибки. Вы знаете, что Ваше мнение будет решающим. Как Вы поступите?

а) выскажетесь о плюсах и минусах этого предложения;

б) скажете о плюсах предложения и посоветуете дать возможность опробовать идею;

в) будете только критиковать.

7. Представьте: свекровь (или теща) постоянно говорит Вам о необходимости экономии, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать Ваше мнение о последней покупке. Что Вы ей скажете?

а) что одобряете покупку;

б) что эта вещь безвкусная;

в) поссоритесь с ней из-за покупки.

8. Вы встретили подростков, которые сквернословят и курят. Как вы отреагируете?

а) не станете вмешиваться;

б) сделаете им замечание;

в) если это случится в общественном месте, то отчитаете их.

9. В ресторане или магазине вы заметили, что вас обсчитывают. Как Вы поступите?

а) не дадите официанту чаевых, а с продавца потребуете сдачу, даже мелочи;

б) попросите, что он еще раз посчитал;

в) устроите скандал.

10. Вы в доме отдыха. Администрация занимается посторонними делами, не выполняя своих функциональных обязанностей. Возмущает ли это Вас?

а) да, но Вы не высказываетесь;

б) жалуетесь на нее;

в) вымещаете свое недовольство на младшем персонале.

11. Вы спорите со своим младшим братом или сестрой-подростком и убеждаетесь, что они правы. Признаете ли вы свою ошибку?

а) да;

б) нет;

в) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь в своей ошибке?

Дешифратор: за каждый ответ «а»поставьте себе4 балла; за каждый ответ «б»поставьте себе2 балла;за каждый ответ «в»поставьте себе 0 баллов.

Ключ:

До 14 баллов:Вы ищете повод для споров, большая часть которых просто мелочна. Любите критиковать, только когда это выгодно Вам. Подумайте, не скрывается ли за Вашим поведением комплекс неполноценности?

15 – 29 баллов: о Вас говорят, что вы – конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение. Невзирая на то, как это повлияет на ваши личные и служебные отношения.

30 – 44 балла: Вы тактичны, легко избегаете конфликтных ситуаций, стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, не всегда решаетесь ее оказать. Может быть, Вы все требуете от других.

*Примечание.Цит. поРуденко, А.М. Деловые коммуникации: учебник/А.М. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 350 с.

Наши рекомендации