Тема: Методологические основы и понятийный аппарат курса «Деловое общение».

Тема: Методологические основы и понятийный аппарат курса «Деловое общение».

1.1.1 Вопросы лекции:

Предмет, задачи, методы изучения курса «Деловое общение».

Понятийный аппарат курса.

1.1.2. Краткое содержание вопросов:

Понятийный аппарат курса.

Аргументация — приведение доводов или аргументов с целью изменения позиции или убеждения другой стороны.

Аттракция — привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Вербальные и невербальные средства межличностной коммуникации — способы осуществления коммуникаций с помощью и без помощи коммуникативных символов.

Восприятие – это сложный познавательный психический процесс, в котором формируется целостный образ предметов и явлений в результате синтеза ощущений.

Внутриличностные конфликты – обусловлены различными психологическими факторами внутреннего мира личности, создающими внутреннюю психическую напряженность.

Внушение — сознательное неаргументированное или неосознанное воздействие на другого человека или группу людей; вызывающее определенные изменения в психологии и поведении.

Вытеснение – наиболее универсальный способ избегания внутреннего конфликта путем активного выключения из осознания неприемлемого мотива или неприятной информации.

Деловая беседа - специфическая форма контактов между людьми, имеющими полномочия от своих организаций, в ходе которой происходит обмен мнениями и целенаправленное обсуждение конкретной проблемы с целью поиска взаимовыгодного варианта решения.

Деловая этика — безусловно известные и одобренные бизнес-сообществом этические принципы профессиональной деятельности, «кодекс чести» делового поведения.

Деловое общение — вид общения, направленный на согласование и на объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Деловое письмо - документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические, и физические лица.

Документ — информация на материальном носителе, имеющая юридическую силу.

Идентификация — (лат. identificare — отождествлять) — в психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Интеракция или взаимодействие — совокупность связей и взаимодействий, складывающихся в совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения – заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного взаимодействия, позволяющего партнерам по общению реализовать некоторую общую для них деятельность.

Каузальная атрибуция (лат. causa — причина) — механизм интерпретации мыслей, чувств и поступков другого человека путем предписывания причин для объяснения его поведения.

Кинесические средства — зрительно воспринимаемые движ ения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении.

Коды – это символы, знаки, переводящие идею отправителя на язык, понятный получателю.

Коммуникативная культура – знания, умения в области организации взаимодействия людей в деловой сфере.

Коммуникационные барьеры — препятствия эффективному восприятию информации получателем. Выделяют три типа барьеров: личностные, физические и семантические.

Коммуникационный процесс — процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами.

Коммуникация — процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего.

Компромисс — стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.

Конгруэнтность — понятие гуманистической психологии, обозначающее соответствие между внутренним опытом человека и его переживаниями и их внешним выражением.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Корпоративная культура — система ценностей, характерных для данной компании.

Личность — характеристика социальной природы и сущности человека, совокупность его социальных качеств как субъекта деятельности, мышления, общественных отношений и межличностного общения.

Межличностные конфликты – представляющие собой столкновение нескольких личностей, наиболее распространены в организациях.

Механизмы психологической защиты — в современной психологии трактуются как способы сохранения человеком своего душевного равновесия.

Мотивация — побуждение, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мышление — опосредованное и обобщенное познание.

Переговоры — это процесс взаимодействия сторон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения.

Перцептивная сторона общения – представляет собой процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений.

Позиционный торг — одна из стратегий ведения переговоров, при которой стороны ориентированы на конфронтацию и ведут спор о конкретных позициях.

Приспособление — стратегия поведения в конфликте, ориентированная на игнорирование своих интересов и принятие позиции партнера.

Проксемические средства — ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Просодические средства — ритмико - интонационные характеристики голоса.

Психическая структура – личность, в которой выражена взаимосвязь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: ее направленности, темперамента, характера, волевых качеств, способностей, эмоций и мотивации.

Психологический тип личности — совокупность личностных черт в человеке, позволяющая отнести его к одной из условно выделенных по определенному критерию групп.

Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.

Реквизиты — обязательные элементы оформления документов.

Рефлексивное слушание — процесс активной расшифровки смысла сообщений.

Семантика — различные значения, приписываемые разными людьми одним и тем же символам.

Соперничество — стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

Сотрудничество — кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

Социальные стереотипы (от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток) — сложившиеся в сознании отдельных людей, и социальных групп устойчивые представления о тех или иных социальных явлениях, привычное отношение к ним.

Стиль руководства — совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер) применения этих методов.

Стратегия переговоров — наиболее общее перспективное планирование хода переговоров, ориентированное на достижение цели переговоров.

Тактика переговоров - заранее разработанная последовательность ведения переговоров с изложением обоснованных аргументов, направленная на достижение поставленной цели.

Темперамент (от лат. temperamentum) — характеристика человека с точки зрения динамики его нервной деятельности и психической активности, ее темпа, ритма, интенсивности, устойчивости и т.д.

Типы личности — выделяются в зависимости от их социально-психологических и собственно психологических характеристик.

Убеждение —сознательное, аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее совей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения.

Установка — направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность.

Форма делового общения — способ реализации коммуникативного процесса делового общения.

Характер – это совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к себе, людям и труду.

Экстралингвистические средства — включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений: кашля, вздоха, смеха и т.д.

Эмпатия (от греч. еmpaheia — сопереживание) — внерациональное познание человеком внутреннего мира другого (вчувствование) путем сопереживания.

1.2 Лекция № 2 (2 часа)

Тема: Содержание процесса делового общения

1.2.1 Вопросы лекции:

Барьеры коммуникативной стороны взаимодействия деловых партнеров. Основные барьеры слушания (прямая позиция, оценивающая позиция, поиск причин, пристрастная позиция, авторитарность). Техника активного слушания.

3. Мотивы взаимодействия: кооперации, индивидуализма, конкуренции, альтруиз­ма, агрессии, равенства. Тактики поведения: сотрудничество, противодействие, компромисс, уступчи­вость, избегание.

1.2.2. Краткое содержание вопросов:

1. Процесс восприятия делового партнера на перцептивной стороне деловой ком­муникации.

Перцептивная сторона делового общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания.

В процессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре. В этот процесс включены как минимум 2 человека и каждый сопоставляет себя с другими, принимая в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает собственные потребности, мотивы, установки.

Среди ценностных установок особое место занимает самооценка (может быть завышенной, заниженной, адекватной). Именно она зачастую управляет поведением и действиями делового партнера.

В перцептивной фазе д/о каждый из деловых партнеров пытается приоткрыть психологическое пространство друг друга, выявить его особенности и сконструировать целостный образ партнера, наиболее соответствующий реальному.

Таким образом, на перцептивной фазе делового общения:

- формируются у деловых партнеров целостных образов друг друга и выделение социально значимых психологических характеристик;

1. формируются собственные стратегии и тактики восприятия и оценки деловых ситуаций, которые определяют модели поведения деловых партнеров.

Тема: Методологические основы и понятийный аппарат курса «Деловое общение».

1.1.1 Вопросы лекции:

Наши рекомендации