Укажите, согласны ли вы со следующими утверждениями (по принципу «да/нет»)
Суждение
а) порог бедности в одном столетии может считаться порогом изобилия в другом;
б) для среднего класса современных обществ характерно доминирующее положение женщины в семье;
в) в прошлом бедность была уделом меньшинства, а сегодня — большинства развитых стран;
г) в основе возникновения ценностей лежит социальное сравнение.
4. Какова тенденция изменения профиля стратификации в современных обществах:
а) не изменяется;
б) заостряется;
в) скругляется;
г) приобретает ромбовидную форму.
5. Социальная стратификация — это:
а) деление всех членов общества на группы в соответствии с определенной заданной системой критериев;
б) сословная организация общества;
в) объединение людей для достижения конкретной цели;
г) приобретение человеком определенного социального статуса.
6. Деление общества на классы представляет собой:
а) ценностно-нормативную модель;
б) категориальную модель;
в) структурно-функциональную модель;
г) стратификационную модель.
Какая из описанных ниже ситуаций является примером групповой восходящей мобильности'.
а) локаут (массовое увольнение);
б) «из грязи — в князи»;
в) создание корпуса «красных директоров»;
г) репрессии 1930-х гт.
8. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:
а) повышение в должности;
б) изменение вероисповедания;
в) увольнение по сокращению штатов;
г) смену профессии.
9. Важнейшим критерием экономической стратификации является:
а) уровень образования;
б) престиж профессии;
в) ранг в государственной иерархии;
г) место в организации труда.
10. В наиболее общем виде социальная стратификация формируется как следствие:
а) распределения власти;
б) распределения материальных богатств;
в) общественного разделения труда;
г) упорядочения социальных отношений.
Тема 3. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис
Контрольные вопросы и задания
1.Приведите известные вам определения культуры.
2. Какие элементы культуры можно выделить?
3. Что представляют собой культурные универсалии?
4. Почему возникают субкультуры и контркультуры? Что под ними следует понимать?
5. Почему культура выступает средством структурирования общества?
6. Что такое табу? Является ли табу, скажем, запрет для посторонних входить на территорию воинской части? Обоснуйте свой ответ.
7. Какое значение в социальном взаимодействии имеют ценности и нормы?
8. Можно ли создать культурное пространство без норм и ценностей? Ответ обоснуйте.
9. Перечислите основные социальные функции культуры?
Тесты для самоконтроля
1. Культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью:
а) субкультура;
б) контркультура;
в) элитарная культура;
г) светская культура.
2. Система норм, стандартов, ценностей и образцов поведения, противоположных доминирующей культуре:
а) элитарная культура;
б) массовая культура; .
в) субкультура;
г) контркультура.
3. Позиция, при которой считается, что одна культура выше, чем другая:
а) культурный шовинизм;
б) культурный релятивизм;
в) субкультура;
г) контркультура
4. Позиция культурного шовинизма – это:
а) провозглашение важности каждой культуры;
б) подход, при котором одна культура считается выше, чем какая-либо другая;
в) ослабление роли культуры в обществе;
г) разрушение норм и ценностей определенной культуры.
5. К универсальным ценностям относятся:
а) представления о добре и зле;
б) представления о смысле жизни;
в) ценности прав и свобод человека;
г) привязанность к Родине.
6. Набор символов, убеждений, ценностей, отличающих то или иное общество, группу, но не отрицающий наличия общечеловеческой культуры:
а) элитарная культура;
б) массовая культура;
в) субкультура;
г) контркультура.
7. Одной из функций культуры является функция социального контроля, ее суть в следующем:
а) заставляет человека следовать определенным правилам общества;
б) позволяет индивиду стать частью общества;
в) усвоение определенных знаний, символов;
г) объединение людей в социальные группы и общество в целом.
8. В зависимости от форм хозяйственного уклада культуры подразделяются на:
а) элитарные и массовые;
б) субкультуры и контркультуры;
в) религиозные и светские;
г) письменные и дописьменные.
9. Теория культурного лага объясняет:
а) автономность отдельных субкультур;
б) отставание в развитие духовной культуры от материальной;
в) нарастание противоречий между массовой и элитарной культурой;
г) формирование у каждой субкультуры собственных норм и ценностей.
10. Страх и ненависть ко всему чуждому для образа жизни данного общества это:
а) культурный этноцентризм;
б) конвергенция;
в) редукционизм;
г) ксенофобия.
Тема 4. Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси
Контрольные вопросы и задания
1. В чем отличия между понятиями «брак» и «семья»?
2. Какие ученые изучали историю семейно-брачных отношений? Суть их взглядов.
3. Назовите исторические типы браков.
4. Функции и типы семьи.
5. Характеристика современной белорусской семьи.
6. Проблемы современной белорусской семьи и брака.
7. Суть концепции «кризиса современной семьи и брака».