Раздел 2. Разделы языка
6. Конспект на тему «Ударение в именах существительных»
Цель: Изучить материал по теме «Ударение в именах существительных» и написать конспект.
Инструкция: Напишите конспект, в котором раскройте особенности постановки ударения в именах существительных, приведите примеры (не менее 5 примеров на каждый случай). Оформите работу в печатном виде или в тетради письменно и представьте в установленный срок. Можно структурировать материл в виде схем.
Литература:
1. Русский язык и культура речи: Учебник.– 2– е изд., перераб. доп., под ред. проф. О. Я. Гойхмана. М. : ИНФРА– М, 2014
1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге:визави́, парте́р, жалюзи́, диспансе́р, несессе́р, канапе́, консоме́.
2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков:
-а́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л (на произношение этого слова обратите особое внимание: ударение на последнем слоге ставится независимо от того, в каком значении употреблено слово: жить на шестом кварта́ле; сдача дома намечена на второй кварта́л);
-а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать): глаша́тай, завсегда́тай, согляда́тай, хода́тай, хода́тайство, хода́тайствовать (существительноехода́тай и производные от него очень часто произносятся неправильно);
-прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д, но: электропро́вод;
-ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние (мы́шление – устаревшее), уведомле́ние, усугубле́ние;
-ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как человек»): полисме́н,джентльме́н.
Исключение: ба́рмен.
Слово фено́мен (редкое, необычное, исключительное явление) – греческого происхождения и не подчиняется данной модели. По отношению к человеку оно может произноситься и с ударением на последнем слоге (феноме́н), но такое произношение всё же не является правильным.
3. Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное:
-ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение; упро́чить → упро́чение; ве́дать → испове́дать, испове́даться → испове́дание, вероиспове́дание, воспроизвести́ → воспроизведе́ние;
-ота́ (существительные, образованные от прилагательных): полный → полнота́, немой → немота́, сирый → сирота́ (мн. ч. – бедные сиро́ты);
-о́та (существительные, образованные от глаголов): дремать → дремо́та; зевать → зево́та; ломать → ломо́та.
Иногда постановка ударения может определяться значением и стилем повествования.
Так, в литературной речи встречается произношение воздви́жение и воздвиже́ние: первое – при использовании слова в значении «церковный праздник» (торжественная служба на воздви́жение), второе – в значениие «действие по значению глагола воздвигать» (воздвиже́ние колонн).
4. Ударение в словах с одинаковой финалью (сочетанием конечных звуков) может зависеть от значения слова:
-ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, некроло́г, моноло́г,диало́г (исключение – ана́лог);
-́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог;
-ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр;
-́метр (измерительные приборы): баро́метр, гальвано́метр, хроно́метр.
Исключения: амперме́тр, вольтме́тр.
5. Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия.
Так, в словах на -анин (-ане), обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог:горожа́нин, углича́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин, египтя́нин, миря́нин.
В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог:граждани́н (ср.: горожа́нин), христиани́н (ср.: крестья́нин), селяни́н (ср.: сельча́нин), славяни́н, мещани́н.
Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы:
Афи́ны → афи́нянин, афи́няне; Рим → ри́млянин; Карфаге́н → карфаге́нянин; лати́нянин, лати́няне; филисти́млянин, филисти́мляне.
Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов.
Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге:а́рия, ма́ния, ма́фия.
Но возможны и исключения (обычно это слова не латинского, а греческого происхождения):месси́я, вити́я, стихи́я.
В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова:фотогра́фия, гастроно́мия, гомеопа́тия, наркома́ния, психопа́тия, эпиле́псия.
При затруднении следует обращать внимание на финали. Так, ударение на конце слова обычно имеют существительные с такими финалями: -атри́я, -карди́я, -пси́я, -стени́я, -тези́я, -терапи́я, -терми́я, -урги́я, -фили́я, -хрони́я:
психиатри́я, тахикарди́я, биопси́я, астени́я, анестези́я, трудотерапи́я, металлотерми́я, литурги́я, некрофили́я, синхрони́я.
Напротив, ударение в середине слова обычно имеют слова с финалями -фо́бия, -ло́гия, -га́мия, -но́мия, -ма́ния, -го́ния, -мо́ния, -тро́пия, -на́рия, -гра́фия, -то́рия, -ме́трия, -ре́ссия, -па́тия, -кра́тия, - ́ция:
русофо́бия, аполо́гия, монога́мия, гастроно́мия, наркома́ния, аго́ния, филантро́пия, ветерина́рия, орато́рия, геоме́трия, агре́ссия, гомеопа́тия, плутокра́тия, кинематогра́фия, девальва́ция, конфирма́ция.
Однако возможны колебания и в словах с одинаковыми финалями.
Ср.: фее́рия, фанабе́рия, мисте́рия – истери́я, дифтери́я; какофо́ния, симфо́ния – телефони́я, стереофони́я.
Иногда такие колебания захватывают и однокоренные слова. Так, существительное симметрия имеет два равноправных варианта произношения –симме́трия и симметри́я, но существительное асимметри́я уже имеет только один литературный вариант (произношение асимме́трия не рекомендуется).
Подобное явление можно наблюдать в словах договор, приговор, заговор. Существительные заговор и приговор имеют один литературный вариант произношения: за́говор – с ударением в начале слова; пригово́р – с ударением на конце слова. До недавнего времени единственно правильным считалось произношение догово́р. Сейчас допустимой признаётся и очень частотная в речи форма до́говор, однако употреблять её всё же не следует.
6. Определённые колебания в постановке ударения наблюдаются и в отдельных формах имён существительных.
Так, в косвенных падежах единственного числа существительных мужского рода второго склонения в ряде слов ударение остается неподвижным(постоянным):
аэропорт – аэропо́рта (но: в аэропорту́), Бальзак – Бальза́ка, бунт – бу́нта, верблю́д – верблю́да, воз – во́за (но: на возу́), воя́ж – воя́жа, ко́готь – ко́гтя, ло́коть – ло́ктя, марш – ма́рша, но́готь – но́гтя, сте́бель – сте́бля, торт – то́рта, фаза́н – фаза́на, фарш – фа́рша, шаг – ша́га (но в сочетании с числительными: два шага́; с предлогом в: в шагу́; в сочетании: на каждом шагу́), шарф – ша́рфа, шёлк – шёлка.
В других случаях наблюдается передвижение ударения с основы слова на окончание:бинт – бинта́, блин – блина́, герб – герба́, кисель – киселя́, прут – прута́, серп – серпа́, столяр – столяра́.
В ряде случаев в литературном языке сосуществуют несколько вариантов произношения:гусь – гу́ся (допустимо – гуся́); пруд – пру́да (допустимо – пруда́; в предложном падеже – на пруду́); мост – обе формы (моста́ имо́ста) равноправны.
Подобные явления наблюдаются и в форме именительного падежа множественного числа.
Ударение передвигается на окончание в словах:
школьный бал – школьные балы́, бинт – бинты́, воз – возы́, герб – гербы́, маляр – маляры́, мост – мосты́, пруд – пруды́, серп – серпы́, столяр – столяры́, шкаф – шкафы́.
Ударение не передвигается на окончание:
арбу́з – арбу́зы, проходной балл – проходные ба́ллы, вор – во́ры, догово́р – догово́ры, ко́зырь – ко́зыри, кран – кра́ны, торт – то́рты, тост – то́сты, шарф – ша́рфы, шприц – шпри́цы (в речи медиков – шприцы́).
Два литературных варианта фиксируются у существительных: равноправные варианты – по́рты и порты́, детские хо́ры и хоры́, шрифты́ ишри́фты, штабы́ и шта́бы; основной и допустимый, но менее желательный варианты: фло́ты (допустимо – флоты́), ходы́ (допустимо – хо́ды).
Аналогичные явления есть и при склонении существительных других родов.
Например, во множественном числе существительных среднего рода ударение может перемещаться на окончание (войска́, дела́, зеркала́), а может оставаться неподвижным (ко́льца, кры́льца, пя́тна).
Достаточно много колебаний можно отметить и при образовании родительного и других падежей множественного числа существительных всех родов.
Остаётся неподвижным ударение в следующих формах:
бо́ли – бо́лей (у медиков – боле́й), бу́дни – бу́дней (допустимо – бу́ден), вёрсты – о вёрстах, воло́кна – воло́кон, ве́рфи – ве́рфей, гра́бли – гра́бель и гра́блей, гу́сли – гу́слей, о́кна – о́кон, ру́жья – ру́жей, стёкла – стёкол, ту́фли – ту́фель, ша́рфы – ша́рфов, я́сли – я́слей.
Равноправными являются формы косвенных падежей во множественном числе:бу́бны – бубён, бубна́м и бу́бен, бу́бнам.
Критерии оценок:
«Отлично» – работа выполнена с учетом всех требований (в конспекте отражены все случаи постановки ударения, указаны исключения), как к ее содержанию, так и оформлению.
«Хорошо» – работа выполнена и оформлена грамотно и правильно, но в ней встречаются некоторые неточности.
«Удовлетворительно»– в работе содержится много лишнего материала, допущены ошибки, нет примеров.
7. Тест по теме « Ударение в именах существительных»
Цель: Выполнить тест, проверить уровень усвоение темы « Ударение в именах существительных».
Инструкция: Повторите материал по теме, прочитав конспект, который написали, выполняя самостоятельную работу № 6. Выполните тест в тетради.
1.В каких словах ударение падает на последний слог?
А) визави В) немота
Б) жалюзи Г) аналог
2. В каких словах ударение падает на второй слог?
А) ходатайство В) глашатай
Б) газопровод Г) нефтепровод
3. В каких словах ударение падает на первый слог?
А) бармен В) полисмен
Б) джентельмен Г) полисмен
4. В каких парах ударение перемещается с основы слова на окончание?
А) бинт – бинта В) серп – серпа
Б) вояж – вояжа Г) ноготь – ногтя
5. У каких слов есть в литературном языке два варианта произношения?
А) гусь – гуся В) мост – моста
Б) блин – блина Г) серп – серпа
6. В каких словах ударение в отглагольном существительном совпадает с ударением в однокоренном глаголе?
А) сосредоточить – сосредоточение В) исповедаться – исповедание
Б) упрочить – упрочение Г) обеспечить – обеспечение
7. В каких парах ударение остается неподвижным?
А) туфли – туфель В) шарфы – шарфов
Б) будни – будней Г) зеркало – зеркала
8. В каких словах ударение падает на середину слова?
А) трудотерапия В) апология
Б) гомеопатия Г) истерия
9. Какие из трехсложных слов имеют ударение на первом слоге?
А) ария В) вития
Б) мессия Г) мания
10. В каких словах ударение падает на последний слог?
А) аналог В) каталог
Б) эпилог Г) некролог.
Критерии оценок:
«Отлично» –90–100 % правильных ответов.
«Хорошо» – 80– 89 % правильных ответов.
«Удовлетворительно»– 70– 79 % правильных ответов.
8. Работа с фразеологическим словарем: выписать толкование 10 фразеологизмов, их происхождение
Цель: выписать толкование фразеологизмов из словаря.
Инструкция: Во фразеологическом словаре найдите определения предложенных фразеологизмов, выпишите их, укажите смысл и происхождение данных фразеологизмов. Список фразеологизмов: авгиевы конюшни, бирюком жить, иерихонская труба, альфа и омега, поцелуй иуды, съесть пуд соли, камень преткновения, живота не пожалеть, непочатый край, от корки до корки. Укажите словарь, которым вы пользовались.
Образец оформления:
Стрелянный воробей – разговорное, ироническое. Много перенёсший, бывалый и трусоватый человек. Это дело будет посложней. Гошка Блин сразу не расколется. Стреляный воробей(Г. Матвеев.Новый директор). Происхождение из литературы.
Литература:
1.Рогалева Е.И. Фразеологический словарь.–Издательство « Феникс», 2015
2.Розенталь Д.Е., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. –Издательство « Феникс», 2011
Критерии оценок:
«Отлично»– работа выполнена в срок, в ней нет ошибок; литература, которой пользовался студент, указана.
«Хорошо»– работа выполнена в срок, но в ней присутствуют единичные ошибки или есть ошибки в оформлении литературы, которой пользовался студент, или отсутствует толкование одного фразеологизма.
«Удовлетворительно» – в работе есть ряд ошибок, не указана литература, которой пользовался студент, или в работе отсутствует толкование 2 слов.
9. Работа со словарем паронимов: выписать из словаря толкование 5 групп паронимов.
Цель:выписать определение предложенных паронимов из словаря.
Инструкция:Прочитайте в лекционных тетрадях определение «паронимов». По словарю паронимов выпишите толкование предложенных в списке слов.Список групп паронимов: действенный – действительный – действующий; переходный – переходящий – преходящий; представительный – представительский; производственный – производительный; языковой – языковый – язычный. Укажите словарь, которым вы пользовались.
Образец оформления:
Эффективный – действенный, приводящий к нужным результатам.
Примеры употребления: эффективный метод, способ; эффективное решение; эффективные приёмы, методики.
Слово–пароним
Эффектный –производящий впечатление.
Примеры употребления: эффектная женщина, эффектные костюмы, эффектная картина, эффектный жест, эффектная поза, эффектное выступление.
Литература:
1. Бельчиков Ю. А. Словарь паронимов русского языка: 200 рядов паронимов.– ИздательствоАСТ, 2012
2.Введенская Л.А. Учебный словарь паронимов русского языка. – Издательство « Феникс», 2010
Критерии оценок:
«Отлично» – работа выполнена в срок, в ней нет ошибок, литература, которой пользовался студент, указана.
«Хорошо»– работа выполнена в срок, но в ней присутствуют единичные ошибки или есть ошибки в оформлении литературы, которой пользовался студент, или отсутствует толкование одного слова.
«Удовлетворительно»– в работе есть ряд ошибок, не указана литература, которой пользовался студент, или в работе отсутствует толкование 2–3 слов.
10. Сообщение по теме « Происхождение моего имени» и выступить на уроке.
Цель: Подготовить сообщение о происхождении своего имени.
Инструкция: из толкового словаря выпишите толкование своего имени, укажите из какого языка оно пришло, что оно значит. Укажите литературу, которой вы пользовались. Подготовить рассказ о своем имени и выступить на уроке.
Критерии оценок:
«Отлично»–работа выполнена с учетом всех требований, как к ее содержанию, так и оформлению.
«Хорошо»–работа выполнена и оформлена грамотно и правильно, но в ней встречаются некоторые неточности.
«Удовлетворительно»– в работе много ошибок, литература не указана.
11. Тест по теме «Морфемика».
Цель:Выполнить тест, проверить знания по теме «Морфемика».
Инструкция:Повторите материал, изученный на уроке. Решите тест, в каждом задании вы должны найти один правильный ответ.
1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) пришкольный В) забывая
Б) призывающий Г) обещание
2. Какое слово состоит из двух приставок, корня, одного суффикса и окончания?
А) понавыдумывать В) надолго
Б) поприбрать Г) беготня
3. Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?
А) гладить В) приподнял
Б) орешник Г) взращенный
4. В каком ряду во всех словах выделяется приставка под- ?
А) подпись, подбрось В) подошел, подкаблучник
Б) подавай, подрос Г) подождать, подбодрить
5. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за- ?
А) законный, загородный В) залежь, заземленный
Б) заикаться, замша Г) занозить, закадычный
6. В каком ряду все слова имеют нулевое окончание?
А) верхом, взгляд В) разбросав, другой
Б) стол, отряд Г) радуга, взмах
7. В каком слове две приставки?
А) рассказывал В) предсказатель
Б) предусмотреть Г) предновогодний
8. Какое слово состоит из двух корней, двух суффиксов и окончания?
А) долгоиграющий В) умаяться
Б) автовелогонки Г) межинститутский
9. Какое слово имеет приставку пра- ?
А) пр..шить В) пр..вославие
Б) пр..бабушка Г) пр..скакать
10. В школе основу слова определяют как:
А) Корень слова.
Б) Часть слова без окончания.
В) Часть слова без суффиксов и окончания.
Г) Часть сложного слова без соединительных гласных.
11. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?
А) академия В) интеграл
Б) сейф Г) термин
12. В каком слове ударение падает на первый слог?
А) квартал В) портовый
Б) искоса Г) ждала
13. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) эпигрАф В) звОнит
Б) тОрты Г) джентельмЕн
14. В каком слове не месте сочетания ЧТ произносится [ШТ]?
А) вычти В) мачта
Б) почтальон Г) чтобы
15. В каком предложении вместо слова жесткий нужно употребить жестокий?
1) Федоров был жестким человеком.
2) Жесткий матрац помешал мне выспаться.
3) Жесткий характер был у Кабанихи.
4) Старый хлеб был очень жестким.
Критерии оценок:
«Отлично»–90–100 % правильных ответов.
«Хорошо»– 80– 89 % правильных ответов.
«Удовлетворительно»–70– 79 % правильных ответов.
12. Работа со словообразовательным словарем: определить способ образования 15 слов по списку.
Цель:Научиться работать со словообразовательным словарем, узнать способ образования 15 слов.
Инструкция: Повторите материал, изученный на уроке. Список слов: МГУ, МХАТ, диван-кровать, вагоновожатый, по-боксёрски, переводчик, нахохотаться, влюблённый, (много) парикмахерских, сварочная (мастерская), автовеломотогонки, жители, рождаются, освежить, спецкор. Слова, написанные в скобках, анализировать не нужно.
Литература:
1. Тихонов А. Н Школьный словообразовательный словарь русского языка. – Цитадель, 2012 г.
Критерии оценок:
«Отлично»–90–100 % слов, у которых правильно определен способ словообразования, нет ошибок в написании слов.
«Хорошо»– 80– 89 % слов, у которых правильно определен способ словообразования, нет ошибок в написании слов или допущена 1 ошибка.
«Удовлетворительно»–70– 79 % слов, у которых правильно определен способ словообразования, есть 1–2 ошибки в написании слов.
13. Конспект «Склонение существительных во множественном числе».
Цель: изучить особенности склонения существительных во множественном числе и написать конспект.
Инструкция:Прочитайте материал по теме, законспектируйте его, если в представленном материале вы встретили слова, которые до этого вы употребляли не правильно, выучите нормативный вариант склонения данных слов.
В падежных окончаниях множественного числа различия между отдельными типами склонения существительных незначительны.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
И. | Страны, земли | Дома, кони, окна, поля | Двери, ночи |
Р. | Стран, земель | Домов, коней, окон, полей | Дверей, ночей |
Д. | Странам, землям | Домам, коням, окнам, полям | Дверям, ночам |
В. | Страны, земли | Дома, коней, окна, поля | Двери, ночи |
Т. | Странами, землями | Домами, конями, окнами, полями | Дверями, ночами |
П. | (о) странах, землях | (о) домах, конях, окнах, полях | (о)дверях, ночах |
В дательном, творительном и предложном падежах существительные всех трёх склонений имеют одинаковые окончания.
В именительном падеже преобладают окончания -и, -ы и|-а(-я). Реже встречается окончание -е.
Следует запомнить образование форм родительного падежа множественного числа некоторых существительных, где окончание может быть нулевым или -ов.
Сюда относятся слова, называющие:
1) парные и составные предметы: (нет) валенок, ботинок, чулок, ворот, суток (но: носков, рельсов, очков);
2) некоторые национальности (в большинстве случаев основа слов оканчивается на н и р): (нет) англичан, башкир, бурят, грузин, туркмен, мордвин, осетин, румын (но: узбеков, киргизов, якутов);
3) некоторые единицы измерения: (пять) ампер, ват, вольт, аршин, герц;
4) некоторые овощи и фрукты: (килограмм) яблок, маслин, оливок (но: абрикосов, апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов).
В некоторых случаях окончания множественного числа выполняют в словах смыслоразличительную функцию. Например: зубы дракона — зубья пилы, корни дерева — ароматные коренья, листы бумаги — листья дерева, исцарапанные колени (колено — «сустав») — сложные колена (колено — «приём в танце») — коленья трубы (колено — «сочленение у трубы»).
Критерии оценок:
«Отлично»– работа выполнена с учетом всех требований, как к ее содержанию, так и оформлению.
«Хорошо»–работа выполнена и оформлена грамотно и правильно, но в ней встречаются некоторые неточности.
«Удовлетворительно»–в работе много ошибок.
14. Конспект «Нормы употребления разных видов числительных».
Цель: Изучить нормы употребления разных видов числительных
Инструкция: Прочитайте материал по теме, законспектируйте его.
Склонение собирательных числительных оба,обе | |||||||
Падеж | Мужской и средний род | Женский род | |||||
И. | оба студента, стола, письма | обе студентки, книги | |||||
Р. | обоих студентов, столов, писем | обеих студенток, книг | |||||
Д. | обоим студентам, столам, письмам | обеим студенткам, книгам | |||||
В. | обоих студентов, оба стола, письма | обеих студенток, обе книги | |||||
Т. | обоими студентами, столами, письмами | обеими студентками, книгами | |||||
П. | об обоих студентах, столах, письмах | об обеих студентках, книгах | |||||
Склонение количественных числительных | |||||||
B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, во всех падежах, кроме именительного и винительного, согласуются с числительным в падеже. Например: серия пособий с тремястами шестьюдесятью семью рисунками. Но: в пособии триста шестьдесят семь рисунков (шестьдесят три рисунка). В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова. | |||||||
Склонение числительных 50, 60, 70, 80, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900. В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова. | |||||||
Падеж | 50-80 | 200-400 | 500-900 | ||||
И. | пятьдесят | двести | пятьсот | ||||
Р. | пятидесяти | двухсот | пятисот | ||||
Д. | пятидесяти | двумстам | пятистам | ||||
В. | пятьдесят | двести | пятьсот | ||||
Т. | пятьюдесятью | двумястами | пятьюстами | ||||
П. | о пятидесяти | о двухстах | о пятистах | ||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
Склонение числительных 40, 90, 100. | |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
Слово тысяча склоняется, как существительное женского рода на -а; слова миллион и миллиард склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный. |
Критерии оценок:
«Отлично»– работа выполнена с учетом всех требований, как к ее содержанию, так и оформлению.
«Хорошо»–работа выполнена и оформлена грамотно и правильно, но в ней встречаются некоторые неточности.
«Удовлетворительно»–в работе много ошибок.
15. Конспект «Ошибки в построении сложных предложений»
Цель: Изучить причины ошибок в построении сложных предложений.
Инструкция: Изучите предложенный материал и законспектируйте, приводите примеры на каждый указанный тип ошибки. Работу оформите в тетради и сдайте в срок.
Среди ошибок и недочётов, связанных с употреблением сложных предложений, наиболее распространёнными являются следующие: неправильное построение самой конструкции предложения, использование излишне громоздких конструкций.